Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

С 1929 года по 1930 год она преподавала во ВХУТЕИНе в Москве, на художественно-керамическом факультете; после его закрытия работала в институте силикатов (Москва), заведовала факультетом художественного оформления материала. С 1931 по 1933 год в качестве доцента художница преподавала живопись в Московском полиграфическом институте; в 1950-1951 годах вела занятия по фресковой живописи в МВХПУ (Строгановское училище). Всегда Оксана Павленко делилась секретами фресковой живописи, занятия проводила коллективно, как и её учитель.
Сейчас уже немало сделано на Украине, чтобы вернуть из небытия, утраченные исторические и культурные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Большая заслуга в популяризации творчества «бойчукистов» принадлежит Киевскому центру: Национальному художественному музею Украины и его сотрудникам, институту искусствознания, фольклористики и этнологии, Союзу художников Украины, Государственному архиву-музею литературы и искусства, Государственному музею истории книги; Львовскому национальному музею, Харьковскому и Черкасскому центрам.
Такую же благородную миссию по восстановлению незаслуженно забытых имён проводит и Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука, который был образован в октябре 1999года на базе Киевского художественно-промышленного техникума (1962-1999).
Когда возник вопрос имя какого мастера будет носит высшее учебное заведение по подготовке дизайнеров, где должна была утвердиться своеобразная украинская школа декоративно-прикладного искусства и дизайна – ответ нашёлся не сразу, но из предложенных известных имён остановились на имени М.Бойчука, который ещё в начале 1920-х годов попытался создать такую школу на почве украинской культуры и искусства.
30 октября 2002 года в стенах этого института состоялась первая научно-практическая конференция по случаю 120-й годовщины со дня рождения Михаила Львовича Бойчука.
Тему конференции «Михаил Бойчук в контексте мирового искусства» озвучил проректор по научной работе Михаил Селивачёв, который подчеркнул особенное значение творчества М.Бойчука, ведь он смог синтезировать «традиционные» и «академические» составляющие украинской культуры, которая очень долго существовала и развивалась без надлежащего взаимопроникновения этих составляющих.
Кандидат искусствоведения Галина Скляренко высветлила общие черты М.Бойчука и ряда художников других стран, которые работали над решением аналогичных художественных проблем. Это в частности прерафаэлиты в Англии, французские синтетисты и набибы, мексиканские монументалисты.
Оценивая свою творческую деятельность, Бойчук писал: «Мой путь был таким же запутанным – с неудачами и срывами, как путь советского искусства в общем, но я не стоял на месте. Кто знает меня ближе и знает мою жизнь и творческую работу, тот знает этот путь, эту работу…Я ставил и ставлю перед собою настолько сложные и ответственные проблемы искусства, что их реализовать может и не посчастливиться мне лично или тем, кто учились у меня и что может их реализуют новые поколения художников…»
В целом украинское монументально-декоративное искусство первой трети XX века прошло сложный, наполненный противоречиями, настоятельными поисками и открытиями этап национальной культуры. Роль и значение М.Л.Бойчука в этом сложном процессе только начинают по достоинству оценивать специалисты.
Особое внимание уделяется дизайнерами в современном мире вопросам, которые связаны с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. И подобный интерес – не анахронизм, не простое увлечение фольклором. Не случайно наибольшей популярностью пользуются специалисты из Японии, Италии, Франции – тех стран, где особенно сильны исторические традиции национальной культуры. Этот процесс противостоит утверждению «интернационального стиля», стирающего этнокультурные особенности.
Традиции школы Бойчука, учебные наработки, опыт и практика в подготовке молодых специалистов, которые смогли бы создавать по совершенно новым технологиям современный дизайн, при этом сохранив своеобразный национальный колорит - основная задача этого учебного заведения. Студенты и преподаватели Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М.Б.Бойчука являются постоянными участниками отечественных и зарубежных выставок. Их произведения находятся в музеях Германии, Австрии, США, Италии, Польши, России, Румынии, Венгрии, Японии, Сирии, Чехии и др. стран.
В 2007 году, на научно-практической конференции, как итог, прозвучала основная идея – внимательно, бережно, поэтапно, как это делал в своей педагогической практике Бойчук, используя знания о лучших образцах мировой культуры, создавать свою, национальную школу дизайна.
Открыл международную конференцию проректор по научной работе Роман Дьяков, который в докладе «Михаил Бойчук: художник, учёный, педагог» отметил значимость деятельности Михаила Бойчука в мировом искусстве. И задача конференции – дать оценку деятельности Михаила Львовича. Это сделать совсем нелегко – очень мало сохранилось работ, как самого Бойчука, так и его учеников. Но, тем не менее, уже следующий докладчик – академик Пётр Кононенко, директор Национального Государственного института Украины, отметил, что в работе «Женщина», 1907 года мы наблюдаем новый подход к виденью мира Бойчуком. Его поддержал доктор исторических наук, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Сергей Белоконь, который отметил, что «На парижском асфальте Михаил Бойчук начинал «возрождение украинского искусства от его корней» (1907-1910гг), а одно из последних произведений - гобелен «Обжинки», 1935 год – воплощение народного бессмертия. Сам Бойчук разделил судьбу Т.Шевченко, И.Франко, которых в прошлом незаслуженно обвинили в «буржуазном национализме».
Галина Скляренко как и на предыдущей конференции снова подчеркнула общие черты с художниками Проторенессанса, отметила присутствие символизма в религиозных сюжетах М.Бойчука. В своём выступлении «Искусство Михаила Бойчука: украинский и европейский контекст» справедливо отметила, что творчество и деятельность М.Бойчука – не только составляющая часть проблематики национального возрождения, его искусство находится далеко за её пределами. Проанализировав всю деятельность Бойчука, выделила три важнейших периода в творчестве М.Бойчука: первый – до 1898 года (ученический), второй до 1918 (практический), третий – до 1937 (педагогический), она высказала мнение, что искусство М.Бойчука включить к Авангарду 1910-1930 годов нельзя, поскольку это было вполне закономерное явление в развитии искусства 20-х годов XX века. В основе которого находилась христианская и народная традиция – отметил в докладе «Михаил Бойчук и формирование модерновой украинской нации» доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения и экспертной деятельности Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства Юрий Афанасьев.
Очень много было выступлений по секциям. Например, в секции «Влияние школы М.Бойчука на развитие современного искусства Украины и мира» сын одного из учеников М.Бойчука Охрима Кравченко – Ярослав Кравченко – кандидат искусствоведения, доктор философии, профессор кафедры истории и теории искусства Львовской национальной академии искусств в докладе «Школа Михаила Бойчука: Евген Сагайдачный и Охрим Кравченко как представители идей бойчукизма в западноукраинском искусстве второй половины XX века» ознакомил с произведениями этих художников из своего личного архива. И очень важно – он издал книгу о творчестве своего отца, в которой впервые систематизирован материал о судьбе и творческих поисках этого мастера. В приложении содержатся весьма ценные свидетельства: фрагменты писем единомышленников, воспоминания современников о жизни и творчестве художника, фрагменты из книг отзывов персональных выставок мастера, хронология жизни и творчества, список публикаций о О.Кравченко и каталог его произведений. О творчестве Григория Синицы, развитии бойчукизма во второй половине XX века рассказала кандидат искусствоведения из кировоградского государственного педагогического университета.
Внимательно участники выслушали доклады Елены Грищенко, преподавателя кафедры рисунка Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна «Традиции и новаторство в ткачестве подольских мастеров конца XIX – начала XXI вв.
На семинаре решались важные задачи: школа Бойчука и композиция в изобразительном искусстве и дизайне, современные тенденции в исследовании украинской орнаментики, психологическое исследование процесса адаптации личности в условиях студенческого коллектива высших учебных заведений творческого направления, особенности преподавания рисунка и живописи в институте дизайна, наследие школы Бойчука в процессе формирования профессионального мастерства художника-педагога и др.
Одним из последователей идей бойчукизма Василием Андрияшко – деканом факультета декоративно-прикладного искусства этого же института, доцентом кафедры художественного текстиля и моделирования костюма было рассказано, как принципы образного решения школы М.Бойчука используются в учебном процессе, свидетельство тому, студенческая выставка в холле института. На конференции победителей наградили Почетными грамотами и призами. Студенческих рук работа и подарочные сувениры для гостей и участников выставки, и национальная одежда в современном решении для студенческого хора. В его исполнении под руководством Василия Трылиса гости на открытии конференции услышали те песни из родины Бойчука, под пение которых и формировалось мировоззрение молодого Михаила. Конференция проходила на украинском языке.
Владимир Евсеенко – председатель Союза дизайнеров Украины поддержал хорошее начинание педагогического коллектива этого учебного заведения.
12.01.08.
Тамара Земляна
(фото автора).

Список иллюстраций:
Михаил Бойчук. (1882-1937). Фото
Бойчук с учениками: К.Гвоздик, И.Падалка, В.Седляр, О.Павленко во время росписи Краснозаводского театра в Харькове. (1933-1935). Фото
И.Падалка. Иллюстрация к «Слово о полку Игореве». 1928. НХМУ.
И.Падалка. Фотограф на селе. 1927. 33,5х45.
И.Падалка Натюрморт. 1928 г.
Василий Седляр и Михаил Бойчук. Фото
В.Седляр. Портрет художницы О.Т.Павленко. 1927. Темпера.
Онуфрий Кравченко. Фрагмент фрески. 100х60
О.Павленко. Автопортрет. 1920-е годы. Темпера.
Сергей Белоконь и Ярослав Кравченко в Киеве на конференции. 29 ноября 2007. Фото.
Плакат.Выставка произведений студентов. Фрагмент.
Ирина Мищенко – заведующая каф.истории и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, заслуж. работник культуры Украины и Василий Андрияшко – декан факультета декоративно-прикладного искусства. Фото.Ярослав Кравченко во время доклада на конференции.
Фоторепродукции архива о бойчукистах. Фото.
В.Андрияшко. Фото.