Международная научно-практическая конференция
«Михаил Бойчук в украинском и мировом искусстве».
30 октября 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения известного во всём мире украинского художника – Михаила Львовича Бойчука (1882-1937).
В связи с юбилеем 29 ноября 2007 года в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука (ул. Киквидзе, 32) состоялась Международная научно-практическая конференция «Михаил Бойчук в украинском и мировом искусстве».
Работа конференции проходила в следующих направлениях:
- Михаил Бойчук и его школа: исторический аспект.
- Влияние школы М.Бойчука на развитие современного искусства Украины и мира.
- Идеи М.Бойчука в системе духовной и материальной культуры.
- Духовные принципы бойчукизма: их развитие и трансформация в творческом образовании.
- Перспективы развития декоративно-прикладного искусства и дизайна в Украине.
Немного истории:
Само же определение «бойчукизм» возникло, как это бывает в истории, из бранного прозвища. И сохранив, элемент драматизма в конкретной исторической ситуации, на неограниченное время перерос в искусствоведении в мировоззренческий термин и как национальное художественное мировоззрение с его эстетической концепцией большого искусства, главным образом творческого универсализма – имел значительное распространение, выразившееся в популярности пластических приёмов школы.
Если многие живописцы, рожденные до революции, в мятежные и тревожные дни устремлялись в Европу, то Михаил Бойчук поступил наоборот. Пройдя обучение в Краковской, Мюнхенской, Венской академиях художеств, пожив и поработав в Париже, потом в городах Италии, где он изучал произведения монументального искусства, овладевая различными приёмами в техниках фрески, приезжает во Львов реставрировать средневековую живопись в национальном художественном музее, в монастырях на Черниговщине, Львовщине, а с 1917-м переселяется в Киев. Именно здесь он становится крупнейшим местным художником-монументалистом, считая этот вид живописи самым подходящим для наступившего времени перемен.
Бойчук, пожалуй, был единственным мастером, знающий и владеющий старинными приёмами монументальной живописи и реставрации не только на территории Украины, но и всего образованного в 1922 году Советского Союза.
Михаил Львович считал, что не только искусство, но и духовный облик революционного художника должен радикально отличаться от всех предыдущих эпох – и его педагогическое кредо включало в себя помимо чисто профессиональных установок еще и высокие моральные требования.
Он преподает в Киевском художественном институте (тогда – Академии пластических искусств), на основе приобретенных за границей знаний и практических навыков, самостоятельно разрабатывает учебную программу по подготовке художников-монументалистов, входит в Ассоциацию революционного искусства Украины. До Бойчука не было ни одного художника на Украине, кто знал бы так технику реставрации, "больные музейные иконы нашли, наконец, своего лекаря", писали о нем современники. Вокруг Бойчука объединились художники, которые обучались не только азам монументализма, но и графике, декоративному искусству – керамике, майолике, ковроткачеству, чеканке.
Бойчук соединил в своем творчестве «вечные темы» (материнство, труд, человек и земля) с острым чувством окружающих социальных бурь. В своих фресках он самобытно использовал приемы средневекового и раннеренессансного, равно как и местного фольклорного искусства. Мастер композиции хорошо был знаком с фресками киевских храмов, украинской иконописью XIV-XVII веков, с достижениями французской живописи. Талантливый педагог и теоретик, Бойчук объединил вокруг себя группу молодых художников, деятельность которых предопределила (с 1927) программу «Ассоциации революционного искусства Украины» (АРМУ). В неё входили: Д.Бурлюк, А.Петрицкий, М.Бойчук, В.Седляр, И.Врона, Е.Сагайдачный и др.
К концу 20-х годов на Украине сложилась своеобразная школа фресковой живописи. В сравнении с работами В.Ермилова, З.Толкачева, художников под руководством профессора Одесского художественного института Н.Гронца, М.Лавренюка и др. группу Бойчука, можно считать ведущей – сам Бойчук называл её «школою украинских монументалистов». Совместно с учениками он образовал в украинском искусстве новый стиль – стиль синтетический, монументальный по форме и характеру творческого осмысления. К важнейшим коллективным работам Бойчука и его учеников (С.А.Налепинская-Бойчук, И.И.Падалка, В.Ф.Седляр, О.Т.Павленко и др.) – относятся фрески в Луцких казармах (1919) и Кооперативном институте в Киеве (1922–1923), в санатории на Хаджибеевском лимане в Одессе (1927–1929), в фойе Краснозаводского театра в Харькове (1933–1935). В общей сложности было выполнено в технике росписи около двадцати монументальных объектов.
Как начиналась педагогическая деятельность Бойчука?
В мае 1910 года на выставке в Салоне Независимых в Париже, представлявшей произведения двух тысяч живописцев, 18 коллективных небольших работ «школы Бойчука» под общим названием «Возрождение византийского искусства» привлекли внимание посетителей выставки и вызвали восторженный отклик европейской прессы.
С тех пор всюду, где жил и работал Михаил Львович Бойчук – в Париже, Львове, Киеве, Одессе, Ленинграде, Харькове – «школа Бойчука» означала не только группу учеников и солидарных с ним художников, но и широкую систему взглядов, идейных принципов и методики непрерывного самосовершенствования. С горячей верой в национальную художественную преемственность в школе обучались учащиеся различных национальностей – украинцы, русские, поляки, французы, немцы, евреи и т.д.
На протяжении почти 30-летней педагогической деятельности учениками Бойчука можно назвать и художников из парижской школы «Свитлына» (1908-1910) и тех, кто учился реставрации и участвовал вместе с Бойчуком в росписи храмов в 1910-1914 годах на Львовщине, Черниговщине, в Ярославе (современная Восточная Польша), в Киеве, и студентов Академии пластических искусств (1917-1922), (с 1922 институт пластических искусств, с 1924 – Киевский художественный институт), Киевского художественного техникума. Учениками Бойчука с полной уверенностью можно назвать студентов 2 и 3 курсов ИНПИИ (Институт Пролетарского изобразительного искусства, сейчас Академического института им.И.Е.Репина в г. Санкт–Петербурге. (г.Ленинград)) 1931 года, когда художник занимал должность профессора на живописном факультете монументально-строительного отделения этого учебного заведения.
Такие имена как Брозголь Зелик Рахмилович, Владимиров Иван Васильевич, Бродский Всеволод Ильич, Бронштейн Шая Иосифович, позже войдут вместе с именем учителя в Библиографический словарь «Художники народов СССР», А.А. Деблер будет долго занимать должность декана живописного факультета Академического института им.И.Е.Репина, А.И.Таран с 1938 года возглавлял мастерскую мозаики в Киевском художественном институте, С.Томах с 1930 по 1934 год руководил Киевским Институтом Пролетарской Творческой культуры.
Начиная с 1917 года вплоть до середины тридцатых годов, с Бойчуком постоянно работали Т.Бойчук, О.Павленко, И.Падалка, В.Седляр, С.Налепинская-Бойчук, М.Бородина, Е.Трубецкая и др.
Можно уверенно заявить, что в те годы Бойчук организовал не только школу монументальной живописи на Украине, а и своеобразную школу дизайна: преподавали в художественно-керамических техникумах в Межигорье и Миргороде, в художественных техникумах в Киеве и Харькове, в Киевском художественно-индустриальном техникуме, в школе-мастерской по производству художественных детских игрушек в Миргороде, в учебно-ткацких мастерских в Дехтярях, в учебных заведениях Москвы – его ученики, которые, как и их учитель видели главную цель школы возродить украинское национальное искусство в разнообразнейших формах, включая и продиктованные новым временем.
В 1927 году в Париже, М.Бойчук и В.Седляр – его ученик, посетили Севрский завод и др. предприятия, которые изготавливали керамику . Изучая систему художественно-промышленного образования за рубежом, они познакомились с работой Баухауза – основного центра функционализма, где преподавали такие всемирно известные мастера, как В.Гропиус, Мис ван дер Роэ, В.Кандинский, А.Майер и др. Особенное стремление связать деятельность художественных школ требованиями промышленности увидели украинские художники во Франции. Сильное впечатление произвела и Национальная школа искусств и ремёсел с образцово действующими мастерскими и лабораториями, в общем, всей организацией жизни. Привлекла внимание и школа Буль, где сохранялось и осуществлялось традиционное мебельное производство Франции. Посещение Гобеленовой мануфактуры, также поразили В.Седляра, как яркий показатель уважительного отношения к народным традициям, бережного их сохранения для будущих поколений.
После знакомства с заграничным опытом в решении проблемы взаимосвязи искусства и техники, М.Бойчук и В.Седляр пришли к выводам о необходимости наладить такое взаимодействие и в отечественном художественном производстве, что требовали запросы новой жизни, нового быта. Седляр после возвращения из заграничной командировки, под впечатлением достижений Баухауза, где на то время уже сложились принципы функционализма, написал статью «Новая творческая школа в Германии», в которой он восторженно приветствовал художников-новаторов, которые создали школу нового типа, «объединив искусство с производством, нашли выход современным творческим формальным достижениям в быт, через оформление предметов быта, начиная от архитектуры до мебели, посуды, тканей и даже мелких бытовых мелочей»
Ещё за несколько лет до поездки в Европу, В.Седляр вместе с другими учениками М.Бойчука – О.Павленко, И.Падалкою – возродили керамическое производство в Межигорье (под Киевом), и создали на его базе художественно-керамический техникум (1923-1928) и технологический институт керамики и стекла (1928-1930). В декоративной скульптуре, расписной посуде воплощалась идея возрождения национального стиля, в основе которого лежала народность. Этой же идеей проникнуты были и монументальные работы.
Под руководством Михаила Львовича ученики работали и в графических техниках: украинский критик А.Альф отметил тогда, что именно в графике художникам наилучше получилось раскрыть художественно-эстетические принципы бойчукизма, которые представляют не просто случайное модное направление, а «целую социально-определённую и законченную в своих эстетических убеждениях художественную школу вневременного значения» «Когда до сих пор теории бойчукизма продолжают быть спорными там, где их применяют в станковой живописи и фреске…, - писал автор, то в области гравюры, где плоские формы лубка и примитива являются естественными и уместными, бойчукизм находит себе убедительное воплощение» .
К большому сожалению, в Украине в связи с поменявшейся государственной политикой и многочисленными репрессиями не было возможности создать единую школу дизайна, о необходимости которой писала в 1927 году С.Налепинская-Бойчук: «…Любое оформление предмета быта является заданием художника-инженера. Художник должен организовать вещь в целом, анализируя её назначение и создавая соответственно назначению и свойствам материала и технологии – форму предмета и его оформление и украшение. Для такой деятельности необходимы новые люди. Придётся бороться со старой художественной академией, возникает необходимость создания нового типа художественной школы – производственной художественной высшей школы».
Из личной переписки художников, например В.Седляра, известно о новых творческих планах и перспективах.
В 1930-е годы были арестованы и уничтожены вместе со своим учителем практически все представители этой школы.
В июле 1937 года Василию Седлярови было 38 лет, Ивану Падалке -42 года, Софии Налепинской-Бойчук – 53, а их учителю – 55 лет. В 1934 году был арестован Николай Касперович - расстрелян в 1938 году, в застенках режима исчезли И.Шульга, Д.Дяченко, Ю.Михайлов, И.Липковский, Б.Пилипенко, известно, что К.Гвоздик провёл 20 лет в Гулаге и выжил, как О.Бизюков и Я.Музыка...
Одна из учениц, О.Т.Павленко (1895-1991) по счастливому стечению обстоятельств осталась в живых.
Сейчас уже немало сделано на Украине, чтобы вернуть из небытия, утраченные исторические и культурные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Большая заслуга в популяризации творчества «бойчукистов» принадлежит Киевскому центру: Национальному художественному музею Украины и его сотрудникам, институту искусствознания, фольклористики и этнологии, Союзу художников Украины, Государственному архиву-музею литературы и искусства, Государственному музею истории книги; Львовскому национальному музею, Харьковскому и Черкасскому центрам.
Такую же благородную миссию по восстановлению незаслуженно забытых имён проводит и Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука, который был образован в октябре 1999года на базе Киевского художественно-промышленного техникума (1962-1999).
Когда возник вопрос имя какого мастера будет носит высшее учебное заведение по подготовке дизайнеров, где должна была утвердиться своеобразная украинская школа декоративно-прикладного искусства и дизайна – ответ нашёлся не сразу, но из предложенных известных имён остановились на имени М.Бойчука, который ещё в начале 1920-х годов попытался создать такую школу на почве украинской культуры и искусства.
30 октября 2002 года в стенах этого института состоялась первая научно-практическая конференция по случаю 120-й годовщины со дня рождения Михаила Львовича Бойчука.
Тему конференции «Михаил Бойчук в контексте мирового искусства» озвучил проректор по научной работе Михаил Селивачёв, который подчеркнул особенное значение творчества М.Бойчука, ведь он смог синтезировать «традиционные» и «академические» составляющие украинской культуры, которая очень долго существовала и развивалась без надлежащего взаимопроникновения этих составляющих.
Кандидат искусствоведения Галина Скляренко высветлила общие черты М.Бойчука и ряда художников других стран, которые работали над решением аналогичных художественных проблем. Это в частности прерафаэлиты в Англии, французские синтетисты и набибы, мексиканские монументалисты.
Оценивая свою творческую деятельность, Бойчук писал: «Мой путь был таким же запутанным – с неудачами и срывами, как путь советского искусства в общем, но я не стоял на месте. Кто знает меня ближе и знает мою жизнь и творческую работу, тот знает этот путь, эту работу…Я ставил и ставлю перед собою настолько сложные и ответственные проблемы искусства, что их реализовать может и не посчастливиться мне лично или тем, кто учились у меня и что может их реализуют новые поколения художников…»
В целом украинское монументально-декоративное искусство первой трети XX века прошло сложный, наполненный противоречиями, настоятельными поисками и открытиями этап национальной культуры. Роль и значение М.Л.Бойчука в этом сложном процессе только начинают по достоинству оценивать специалисты.
Особое внимание уделяется дизайнерами в современном мире вопросам, которые связаны с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. И подобный интерес – не анахронизм, не простое увлечение фольклором. Не случайно наибольшей популярностью пользуются специалисты из Японии, Италии, Франции – тех стран, где особенно сильны исторические традиции национальной культуры. Этот процесс противостоит утверждению «интернационального стиля», стирающего этнокультурные особенности.
Традиции школы Бойчука, учебные наработки, опыт и практика в подготовке молодых специалистов, которые смогли бы создавать по совершенно новым технологиям современный дизайн, при этом сохранив своеобразный национальный колорит - основная задача этого учебного заведения. Студенты и преподаватели Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М.Б.Бойчука являются постоянными участниками отечественных и зарубежных выставок. Их произведения находятся в музеях Германии, Австрии, США, Италии, Польши, России, Румынии, Венгрии, Японии, Сирии, Чехии и др. стран.
В 2007 году, на научно-практической конференции, как итог, прозвучала основная идея – внимательно, бережно, поэтапно, как это делал в своей педагогической практике Бойчук, используя знания о лучших образцах мировой культуры, создавать свою, национальную школу дизайна.
Открыл международную конференцию проректор по научной работе Роман Дьяков, который в докладе «Михаил Бойчук: художник, учёный, педагог» отметил значимость деятельности Михаила Бойчука в мировом искусстве. И задача конференции – дать оценку деятельности Михаила Львовича. Это сделать совсем нелегко – очень мало сохранилось работ, как самого Бойчука, так и его учеников. Но, тем не менее, уже следующий докладчик – академик Пётр Кононенко, директор Национального Государственного института Украины, отметил, что в работе «Женщина», 1907 года мы наблюдаем новый подход к виденью мира Бойчуком. Его поддержал доктор исторических наук, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Сергей Белоконь, который отметил, что «На парижском асфальте Михаил Бойчук начинал «возрождение украинского искусства от его корней» (1907-1910гг), а одно из последних произведений - гобелен «Обжинки», 1935 год – воплощение народного бессмертия. Сам Бойчук разделил судьбу Т.Шевченко, И.Франко, которых в прошлом незаслуженно обвинили в «буржуазном национализме».
Галина Скляренко как и на предыдущей конференции снова подчеркнула общие черты с художниками Проторенессанса, отметила присутствие символизма в религиозных сюжетах М.Бойчука. В своём выступлении «Искусство Михаила Бойчука: украинский и европейский контекст» справедливо отметила, что творчество и деятельность М.Бойчука – не только составляющая часть проблематики национального возрождения, его искусство находится далеко за её пределами. Проанализировав всю деятельность Бойчука, выделила три важнейших периода в творчестве М.Бойчука: первый – до 1898 года (ученический), второй до 1918 (практический), третий – до 1937 (педагогический), она высказала мнение, что искусство М.Бойчука включить к Авангарду 1910-1930 годов нельзя, поскольку это было вполне закономерное явление в развитии искусства 20-х годов XX века. В основе которого находилась христианская и народная традиция – отметил в докладе «Михаил Бойчук и формирование модерновой украинской нации» доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения и экспертной деятельности Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства Юрий Афанасьев.
Очень много было выступлений по секциям. Например, в секции «Влияние школы М.Бойчука на развитие современного искусства Украины и мира» сын одного из учеников М.Бойчука Охрима Кравченко – Ярослав Кравченко – кандидат искусствоведения, доктор философии, профессор кафедры истории и теории искусства Львовской национальной академии искусств в докладе «Школа Михаила Бойчука: Евген Сагайдачный и Охрим Кравченко как представители идей бойчукизма в западноукраинском искусстве второй половины XX века» ознакомил с произведениями этих художников из своего личного архива. И очень важно – он издал книгу о творчестве своего отца, в которой впервые систематизирован материал о судьбе и творческих поисках этого мастера. В приложении содержатся весьма ценные свидетельства: фрагменты писем единомышленников, воспоминания современников о жизни и творчестве художника, фрагменты из книг отзывов персональных выставок мастера, хронология жизни и творчества, список публикаций о О.Кравченко и каталог его произведений. О творчестве Григория Синицы, развитии бойчукизма во второй половине XX века рассказала кандидат искусствоведения из кировоградского государственного педагогического университета.
Внимательно участники выслушали доклады Елены Грищенко, преподавателя кафедры рисунка Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна «Традиции и новаторство в ткачестве подольских мастеров конца XIX – начала XXI вв.
На семинаре решались важные задачи: школа Бойчука и композиция в изобразительном искусстве и дизайне, современные тенденции в исследовании украинской орнаментики, психологическое исследование процесса адаптации личности в условиях студенческого коллектива высших учебных заведений творческого направления, особенности преподавания рисунка и живописи в институте дизайна, наследие школы Бойчука в процессе формирования профессионального мастерства художника-педагога и др.
Одним из последователей идей бойчукизма Василием Андрияшко – деканом факультета декоративно-прикладного искусства этого же института, доцентом кафедры художественного текстиля и моделирования костюма было рассказано, как принципы образного решения школы М.Бойчука используются в учебном процессе, свидетельство тому, студенческая выставка в холле института. На конференции победителей наградили Почетными грамотами и призами. Студенческих рук работа и подарочные сувениры для гостей и участников выставки, и национальная одежда в современном решении для студенческого хора. В его исполнении под руководством Василия Трылиса гости на открытии конференции услышали те песни из родины Бойчука, под пение которых и формировалось мировоззрение молодого Михаила. Конференция проходила на украинском языке.
Владимир Евсеенко – председатель Союза дизайнеров Украины поддержал хорошее начинание педагогического коллектива этого учебного заведения.
Тамара Земляна
(фото автора).
Список иллюстраций:
Михаил Бойчук. (1882-1937). Фото
Бойчук с учениками: К.Гвоздик, И.Падалка, В.Седляр, О.Павленко во время росписи Краснозаводского театра в Харькове. (1933-1935). Фото
И.Падалка. Иллюстрация к «Слово о полку Игореве». 1928. НХМУ.
И.Падалка. Фотограф на селе. 1927. 33,5х45.
И.Падалка Натюрморт. 1928 г.
Василий Седляр и Михаил Бойчук. Фото
В.Седляр. Портрет художницы О.Т.Павленко. 1927. Темпера.
Онуфрий Кравченко. Фрагмент фрески. 100х60
О.Павленко. Автопортрет. 1920-е годы. Темпера.
Сергей Белоконь и Ярослав Кравченко в Киеве на конференции. 29 ноября 2007. Фото.
Плакат.Выставка произведений студентов. Фрагмент.
Ирина Мищенко – заведующая каф.истории и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, заслуж. работник культуры Украины и Василий Андрияшко – декан факультета декоративно-прикладного искусства. Фото.Ярослав Кравченко во время доклада на конференции.
Фоторепродукции архива о бойчукистах. Фото.
В.Андрияшко. Фото.