Страница 1 из 3
ВЫСТАВКИ И ХУДОЖНИКИ
Алла Белякова
Николай Белянов
Тамара Гудзенко
Анна Бирштейн
Аладин Гарунов
Элиде Кабасси
Елена Колат
Аббас Кязимов
Александр Лягин
Анатолий Морев
Евгения Тавьева
Евгений Расторгуев
Наталия Ситникова
Алла БЕЛЯКОВА
ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РФ ХУДОЖНИЦЫ
АЛЛЫ БЕЛЯКОВОЙ в связи с её 90-летием, а также творческий вечер состоятся в Отделе ГМИИ им.А.С.Пушкина – мемориальной квартире С.Т.Рихтера в марте 2004 года.
«Я люблю поэзию, люблю музыку. Когда я пишу акварелью цветы. Стремлюсь, чтобы они были так же прекрасны, как поэзия, как музыка. Вот сколько в них красоты! Вот они какие! Хочу, чтобы все, что я напишу, было изысканно, прекрасно. Это моя мечта».
А.М.Белякова – из альбома «Алла Белякова», М., 2003
«Удивительный сплав традиций искусства А.В.Фонвизина и Р.Р.Фалька превратил Аллу Михайловну Белякову в неповторимого матера живописи акварельными красками…Натюрморты и пейзажи поражают виртуозным владением материала, что доступно лишь большому художнику. И вместе с тем каждый её лист внутренне заряжен духовной энергией. Самые простые мотивы – ваза с цветами, фрукты, лежащие на столе, березы над прудом или проселочная дорога – наполнены у Беляковой романтической преображенностью, достигаемой вибрацией цвета и сложными тональными отношениями».
Киселев М.Ф., Шумяцкий Б.Л. «Искусство А.М.Беляковой». Каталог выставки. «СХ». 1990
Тамара ГУДЗЕНКО
Николай БЕЛЯНОВ
В связи с юбилеем города в Томске при содействии АИС планируется выставка произведений Николая Белянова и Тамары Гудзенко.
Тамара Гудзенко родилась в Самарской области, закончила Пензенское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1982 г. С 1974 г. участвует в групповых, республиканских, всесоюзных и международных выставках (1982 – Дания, 1983 – ФРГ, 1987 – Турция, США, 1988 – Польша, 1990 – Финляндия, 1991 – «Современное советское искусство», Италия; «Картины возвращаются в Россию, картины остаются в России», Москва, 1992 – фестиваль-конкурс «Золотая кисть», Москва; галерея Марс, Москва; 1992-93 – Гонолулу; США; 1994 – персональная выставка в галерее «Арт Медиа», Москва. Работы находятся в Томском краеведческом музее, в Красноярском художественном музее, а также в частных собраниях России, Германии, Великобритании, Италии, Греции, Швейцарии, Голландии, США.
Николай Белянов родился в 1947 г. в Самаре, закончил Пензенское художественное училище, а затем МВХПУ (б.Строгановское). Член Союза художников СССР с 1980 г. Участник многочисленных групповых, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок с 1974 года в стране и за рубежом (1982 – Париж, Гамбург; 1983-1984 – Германия; 1982-84 – Болгария, ГДР, Дания, Финляндия; 1984 – Париж; 1985 – Штутгарт, Ганновер, Дюссельдорф; 1988 – Кёльн, Хельсинки; 1993 – Нью-Йорк), персональные выставки в Москве (1992, 1995) и Самаре (1997).
«Работы его большей частью понятны, они говорят языком знакомых предметов. Но язык Белянова в то же время метафоричен и далеко не сводится к простым констатация. Неодноплановость выражения – черта, весьма характерная для поколения, которое именуется «семидесятниками». Не хочу сказать этим, будто художник намертво затянут в какие-то рамки. Время сближает разных людей необходимостью искать ответы на одни и те же вопросы… В этом смысле Николай Белянов, конечно, человек своего времени.
… сегодня художник стремится придать своим визуальным структурам более обобщающий смысл, как бы соединить в них два ритма времени: сиюминутный и исторический. Задача не из простых, он и сам понимает; чреватая и обретениями и поражениями. Что же, наверное, в этом – и право, и неизбежная ответственность зрелости»
Морозов А.И. Статья к альбому «Николай Белянов. Живопись и графика», М., 2000.
«Тамара Гудзенко и Николай Белянов стали появляться на крупных выставках примерно четверть века назад. Сегодня можно сказать: их творческая судьба счастливо состоялась. Это касается, в частности, и таких двух сюжетов, как «семейный» и «географический».
Ведь что ни говори, оба, муж и жена, художники. Проблема! А кто тут первый, кто главный и как быть тому, который не главный? Тамара и Николай родом из Поволжья, свело их вместе Пензенское художественное училище. Словно бы по патриархальному обычаю русских семей, Тамара многие годы держалась несколько позади. Ревности в делах творчества между ними не наблюдалось. Все привыкли: Николай размахивается на большие холсты, затевает проекты «с амбицией», Тамара делает свои маленькие очаровательные городские виды со старой архитектурой. Теперь же, однако, и на ее счету не одна персональная выставка. И хотя Николай обгоняет, наверное, по кое-каким формальным признакам рабочей активности, в творческой весомости произведения двух мастеров не уступают друг другу.
Оба не только делают масштабные, сосредоточенные вещи, умело концентрирующие на себе внимание зрителей, Зрелым, внятным характером стиля оставляя далеко позади вялое провинциальное живописание. Как ни странно, в наше время крутых переломов, когда художник по преимуществу предоставлен себе самому и ему поистине нелегко прислониться к некой спасительной идее, эта пара сумела обрести и творчески выстроить такую идею. Свою тему, вполне значительную. Притом, здесь Тамара и Николай не сговариваясь, не в лоб, но очень существенно дополняют один другого. Возможно, они будут удивлены, прочитав это, так как их тема сложилась помимо всякого нарочитого умствования. В широком смысле, я бы сказал, это есть тема Дома, уклада жизни российского горожанина конца минувшего и начала только что наступившего века.
Подобная тема имеет естественное отношение к наши теперешним географическим и историческим обстоятельствам. Она многое в себе собирает, в противовес разного рода деструктивным поветриям отечественной действительности. Художники знают и ценят образ жизни своей России, в которой соприсутствуют Москва и провинция, Европа с Сибирью, почвенные традиции быта и Запад, Америка с их фантомами и соблазнами новейшей цивилизации.
У Тамары Гудзенко обо всем этом часто повествуют милые ей стены старых домов, где многие из нас становились тем, что мы есть. У Белянова – пространство, живущее рядом с этими стенами (порою они распахнуты в прошлое, а иной раз в будущее, и потому у Николая фрагменты древнего русского храма могут появиться в соседстве с причудами сегодняшнего урбанизма), то, чем и кем они населяются. В своих композициях художник демонстрирует уверенное владение самыми разными творческими моделями, жанрами. Он способен точно, корректно и даже слегка по-светски писать портреты своих собеседников всевозможного звания. С благоговением и неким ироническим пафосом изображает домашнюю утварь, цветы, плоды, книжки, часы и множество других полезных вещей. Иной раз, напротив, - бесполезных и странных, сугубо вымышленных «абстрактных» объемов. Они как будто напоминают: у нашего порога – Неведомое…
Творческими усилиями двух художников, пускай непредумышленными, но интуитивно созвучными, истово и настойчиво прокладывается общий путь. Как сказано, это движение по дороге, где цель – обретение Дома. Они именно художники, не теоретики, поэтому тот урок, который они задают себе каждодневно, - по крупицам, по кирпичикам складывать зримый образ предметной среды, достоверной и приемлемой для их обитания. Хочу подчеркнуть: они и свидетельствуют о реалиях своего окружения, и являются своего рода экспертами этой реальности, выделяя, отбирая в ней то, рядом с чем для них по-человечески оказывается можно – или же интересно - существовать. Это никак не идеалистическое прожектерство, но, без сомнения, некая форма конструктивной жизнестроительной работы. Ее им никто не заказывал, но, пожалуй, она-то как раз чрезвычайно актуальна в нынешней атмосфере тотальной, устрашающей зыбкости. В этом видится свойство культурной, общественной значимости усилий Белянова и Гудзенко.
Отдаю себе отчет, что касаюсь таким утверждением рискованной темы. Ведь искусство советской и постсоветской России столько боролось за свободу и, кажется, ныне достигло желаемого. Достигло, едва не потеряв себя как искусство. И вот оказывается, художник все-таки может оставаться мастером своего дела и человеком, быть близким другим людям, традициям и повседневным данностям культуры своей страны, не превращаясь ни в передвижника, ни в соцреалиста, ни в вечного диссидента, ни даже в грязного гаера, каких прочат в наши «гуру» иные идеологи современности.
Заключая, вспомним об одном ментальном типе русского художника, с которым, быть может, феномен Белянова и Гудзенко имеет некоторое внутреннее родство. Это художник школы Венецианова, творивший около середины ХIХ столетия. Ощущение «гения места» для этой школы, как никогда явственно в истории русского искусства, было предметом самого живого творческого внимания, и притом оно было связано с Домом, его окружением и бытом, вещным миром гостиной, рабочего кабинета, детской или хозяйственного двора. Конечно, нашим героям недоступна наивная умиленность поэтически цельного живописного восприятия, разлитая в холстах Сороки или Тыранова. Точно также, ностальгическое созерцание старых родовых гнезд, какому предаются мастера Союза русских художников – современники Чехова, это совсем не их эстетическая позиция. Но и по отношению к ним говорить об эстетической позиции есть достаточно оснований. Потому что видение Тамары Гудзенко, Николая Белянова растет из определенного, хотя и значительно более близкого нам по времени историко-художественного пласта.
Они сами его творили рука об руку с такими живописцами, как Татьяна Назаренко и Георгий Кичигин, Андрей Волков, Александр Петров и Владимир Брайнин, Ольга Гречина, Сергей Гета и покойный, к великому сожалению, Сергей Шерстюк. Все это лидеры поколения наших художников – «семидесятников». В их среде Николай Белянов стал одним из зачинателей движения «гиперов». Переводя цеховой сленг, то были молодые адепты направления, в истории мирового искусства второй половины ХХ в. известного под именем гипер- или фотореализма.
О них много спорили, но теперь очевидно: в условиях СССР 1970-80-х гг. они создали весьма своеобразный и продуктивный слой визуально-пластической культуры. Николай и Тамара по сей день верны основным творческим установкам, возникшим в этом контексте. Факт отрадный, потому что никакая культура не может произрастать в обстановке всеобщей и непрекращающейся «смены вех». А у высокомерного нигилизма в отношении опыта искусства позднесоветских десятилетий в теперешней очень новой России – сверх головы. Но творческая состоятельность работ Н.Белянова и Т.Гудзенко последних лет убеждает, что начинания их молодости обладают далеко не исчерпанным ресурсом жизненной силы».
Морозов А.И. «Двое». Статья для каталога выставки в Томске в октябре 2004 г.
3 марта 2004 г. в присутствии большого числа художников, искусствоведов и зрителей в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка произведений Тамары Гудзенко и Николая Белянова «Фрагменты», где было представлено более полусотни работ художников, куратор выставки Ирина Ефимович. На открытии выступили Ирина Ефимович, Вильям Мейланд и Б.Шумяцкий.
ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РФ ХУДОЖНИЦЫ
АЛЛЫ БЕЛЯКОВОЙ в связи с её 90-летием, а также творческий вечер состоятся в Отделе ГМИИ им.А.С.Пушкина – мемориальной квартире С.Т.Рихтера в марте 2004 года.
«Я люблю поэзию, люблю музыку. Когда я пишу акварелью цветы. Стремлюсь, чтобы они были так же прекрасны, как поэзия, как музыка. Вот сколько в них красоты! Вот они какие! Хочу, чтобы все, что я напишу, было изысканно, прекрасно. Это моя мечта».
А.М.Белякова – из альбома «Алла Белякова», М., 2003
«Удивительный сплав традиций искусства А.В.Фонвизина и Р.Р.Фалька превратил Аллу Михайловну Белякову в неповторимого матера живописи акварельными красками…Натюрморты и пейзажи поражают виртуозным владением материала, что доступно лишь большому художнику. И вместе с тем каждый её лист внутренне заряжен духовной энергией. Самые простые мотивы – ваза с цветами, фрукты, лежащие на столе, березы над прудом или проселочная дорога – наполнены у Беляковой романтической преображенностью, достигаемой вибрацией цвета и сложными тональными отношениями».
Киселев М.Ф., Шумяцкий Б.Л. «Искусство А.М.Беляковой». Каталог выставки. «СХ». 1990
Тамара ГУДЗЕНКО
Николай БЕЛЯНОВ
В связи с юбилеем города в Томске при содействии АИС планируется выставка произведений Николая Белянова и Тамары Гудзенко.
Тамара Гудзенко родилась в Самарской области, закончила Пензенское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1982 г. С 1974 г. участвует в групповых, республиканских, всесоюзных и международных выставках (1982 – Дания, 1983 – ФРГ, 1987 – Турция, США, 1988 – Польша, 1990 – Финляндия, 1991 – «Современное советское искусство», Италия; «Картины возвращаются в Россию, картины остаются в России», Москва, 1992 – фестиваль-конкурс «Золотая кисть», Москва; галерея Марс, Москва; 1992-93 – Гонолулу; США; 1994 – персональная выставка в галерее «Арт Медиа», Москва. Работы находятся в Томском краеведческом музее, в Красноярском художественном музее, а также в частных собраниях России, Германии, Великобритании, Италии, Греции, Швейцарии, Голландии, США.
Николай Белянов родился в 1947 г. в Самаре, закончил Пензенское художественное училище, а затем МВХПУ (б.Строгановское). Член Союза художников СССР с 1980 г. Участник многочисленных групповых, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок с 1974 года в стране и за рубежом (1982 – Париж, Гамбург; 1983-1984 – Германия; 1982-84 – Болгария, ГДР, Дания, Финляндия; 1984 – Париж; 1985 – Штутгарт, Ганновер, Дюссельдорф; 1988 – Кёльн, Хельсинки; 1993 – Нью-Йорк), персональные выставки в Москве (1992, 1995) и Самаре (1997).
«Работы его большей частью понятны, они говорят языком знакомых предметов. Но язык Белянова в то же время метафоричен и далеко не сводится к простым констатация. Неодноплановость выражения – черта, весьма характерная для поколения, которое именуется «семидесятниками». Не хочу сказать этим, будто художник намертво затянут в какие-то рамки. Время сближает разных людей необходимостью искать ответы на одни и те же вопросы… В этом смысле Николай Белянов, конечно, человек своего времени.
… сегодня художник стремится придать своим визуальным структурам более обобщающий смысл, как бы соединить в них два ритма времени: сиюминутный и исторический. Задача не из простых, он и сам понимает; чреватая и обретениями и поражениями. Что же, наверное, в этом – и право, и неизбежная ответственность зрелости»
Морозов А.И. Статья к альбому «Николай Белянов. Живопись и графика», М., 2000.
«Тамара Гудзенко и Николай Белянов стали появляться на крупных выставках примерно четверть века назад. Сегодня можно сказать: их творческая судьба счастливо состоялась. Это касается, в частности, и таких двух сюжетов, как «семейный» и «географический».
Ведь что ни говори, оба, муж и жена, художники. Проблема! А кто тут первый, кто главный и как быть тому, который не главный? Тамара и Николай родом из Поволжья, свело их вместе Пензенское художественное училище. Словно бы по патриархальному обычаю русских семей, Тамара многие годы держалась несколько позади. Ревности в делах творчества между ними не наблюдалось. Все привыкли: Николай размахивается на большие холсты, затевает проекты «с амбицией», Тамара делает свои маленькие очаровательные городские виды со старой архитектурой. Теперь же, однако, и на ее счету не одна персональная выставка. И хотя Николай обгоняет, наверное, по кое-каким формальным признакам рабочей активности, в творческой весомости произведения двух мастеров не уступают друг другу.
Оба не только делают масштабные, сосредоточенные вещи, умело концентрирующие на себе внимание зрителей, Зрелым, внятным характером стиля оставляя далеко позади вялое провинциальное живописание. Как ни странно, в наше время крутых переломов, когда художник по преимуществу предоставлен себе самому и ему поистине нелегко прислониться к некой спасительной идее, эта пара сумела обрести и творчески выстроить такую идею. Свою тему, вполне значительную. Притом, здесь Тамара и Николай не сговариваясь, не в лоб, но очень существенно дополняют один другого. Возможно, они будут удивлены, прочитав это, так как их тема сложилась помимо всякого нарочитого умствования. В широком смысле, я бы сказал, это есть тема Дома, уклада жизни российского горожанина конца минувшего и начала только что наступившего века.
Подобная тема имеет естественное отношение к наши теперешним географическим и историческим обстоятельствам. Она многое в себе собирает, в противовес разного рода деструктивным поветриям отечественной действительности. Художники знают и ценят образ жизни своей России, в которой соприсутствуют Москва и провинция, Европа с Сибирью, почвенные традиции быта и Запад, Америка с их фантомами и соблазнами новейшей цивилизации.
У Тамары Гудзенко обо всем этом часто повествуют милые ей стены старых домов, где многие из нас становились тем, что мы есть. У Белянова – пространство, живущее рядом с этими стенами (порою они распахнуты в прошлое, а иной раз в будущее, и потому у Николая фрагменты древнего русского храма могут появиться в соседстве с причудами сегодняшнего урбанизма), то, чем и кем они населяются. В своих композициях художник демонстрирует уверенное владение самыми разными творческими моделями, жанрами. Он способен точно, корректно и даже слегка по-светски писать портреты своих собеседников всевозможного звания. С благоговением и неким ироническим пафосом изображает домашнюю утварь, цветы, плоды, книжки, часы и множество других полезных вещей. Иной раз, напротив, - бесполезных и странных, сугубо вымышленных «абстрактных» объемов. Они как будто напоминают: у нашего порога – Неведомое…
Творческими усилиями двух художников, пускай непредумышленными, но интуитивно созвучными, истово и настойчиво прокладывается общий путь. Как сказано, это движение по дороге, где цель – обретение Дома. Они именно художники, не теоретики, поэтому тот урок, который они задают себе каждодневно, - по крупицам, по кирпичикам складывать зримый образ предметной среды, достоверной и приемлемой для их обитания. Хочу подчеркнуть: они и свидетельствуют о реалиях своего окружения, и являются своего рода экспертами этой реальности, выделяя, отбирая в ней то, рядом с чем для них по-человечески оказывается можно – или же интересно - существовать. Это никак не идеалистическое прожектерство, но, без сомнения, некая форма конструктивной жизнестроительной работы. Ее им никто не заказывал, но, пожалуй, она-то как раз чрезвычайно актуальна в нынешней атмосфере тотальной, устрашающей зыбкости. В этом видится свойство культурной, общественной значимости усилий Белянова и Гудзенко.
Отдаю себе отчет, что касаюсь таким утверждением рискованной темы. Ведь искусство советской и постсоветской России столько боролось за свободу и, кажется, ныне достигло желаемого. Достигло, едва не потеряв себя как искусство. И вот оказывается, художник все-таки может оставаться мастером своего дела и человеком, быть близким другим людям, традициям и повседневным данностям культуры своей страны, не превращаясь ни в передвижника, ни в соцреалиста, ни в вечного диссидента, ни даже в грязного гаера, каких прочат в наши «гуру» иные идеологи современности.
Заключая, вспомним об одном ментальном типе русского художника, с которым, быть может, феномен Белянова и Гудзенко имеет некоторое внутреннее родство. Это художник школы Венецианова, творивший около середины ХIХ столетия. Ощущение «гения места» для этой школы, как никогда явственно в истории русского искусства, было предметом самого живого творческого внимания, и притом оно было связано с Домом, его окружением и бытом, вещным миром гостиной, рабочего кабинета, детской или хозяйственного двора. Конечно, нашим героям недоступна наивная умиленность поэтически цельного живописного восприятия, разлитая в холстах Сороки или Тыранова. Точно также, ностальгическое созерцание старых родовых гнезд, какому предаются мастера Союза русских художников – современники Чехова, это совсем не их эстетическая позиция. Но и по отношению к ним говорить об эстетической позиции есть достаточно оснований. Потому что видение Тамары Гудзенко, Николая Белянова растет из определенного, хотя и значительно более близкого нам по времени историко-художественного пласта.
Они сами его творили рука об руку с такими живописцами, как Татьяна Назаренко и Георгий Кичигин, Андрей Волков, Александр Петров и Владимир Брайнин, Ольга Гречина, Сергей Гета и покойный, к великому сожалению, Сергей Шерстюк. Все это лидеры поколения наших художников – «семидесятников». В их среде Николай Белянов стал одним из зачинателей движения «гиперов». Переводя цеховой сленг, то были молодые адепты направления, в истории мирового искусства второй половины ХХ в. известного под именем гипер- или фотореализма.
О них много спорили, но теперь очевидно: в условиях СССР 1970-80-х гг. они создали весьма своеобразный и продуктивный слой визуально-пластической культуры. Николай и Тамара по сей день верны основным творческим установкам, возникшим в этом контексте. Факт отрадный, потому что никакая культура не может произрастать в обстановке всеобщей и непрекращающейся «смены вех». А у высокомерного нигилизма в отношении опыта искусства позднесоветских десятилетий в теперешней очень новой России – сверх головы. Но творческая состоятельность работ Н.Белянова и Т.Гудзенко последних лет убеждает, что начинания их молодости обладают далеко не исчерпанным ресурсом жизненной силы».
Морозов А.И. «Двое». Статья для каталога выставки в Томске в октябре 2004 г.
3 марта 2004 г. в присутствии большого числа художников, искусствоведов и зрителей в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка произведений Тамары Гудзенко и Николая Белянова «Фрагменты», где было представлено более полусотни работ художников, куратор выставки Ирина Ефимович. На открытии выступили Ирина Ефимович, Вильям Мейланд и Б.Шумяцкий.