Страница 3 из 5
Поездка в Италию 2009, Тоскана-Юг. Впечатления и фото.
Содержание материала
Надежда Юрасовская
ИТАЛИЯ. ЮГ ТОСКАНЫ. – 2009
Осеннее путешествие – это хорошо. Путешествие в Италию – просто замечательно. Ежегодное же октябрьское путешествие по итальянским провинциям, переполненным уникальными произведениями искусства и архитектуры – несомненно, лучший проект АИСа.
Маршрут этого года по югу Тосканы нам подготовил, как обычно, Никита Карзанов. Ещё в Москве, просмотрев программу путешествия, моя итальянская приятельница с похвалой заметила, что столь подробный и точный маршрут мог бы разработать лишь её соотечественник. Надо признаться, в поездке мы, порой, сердились на упорное стремление Никиты не пропустить ни одного памятника, невзирая на дорожные трудности, или позднее время, или просто нашу усталость… Но в глубине души, понимали его фанатичное желание увидеть своими глазами, по максимуму, все встречающиеся на пути шедевры, - и были благодарны за такую настойчивость.
В нашем путешествии главными городами на этот раз были Сиена и Ареццо.
Ареццо – сегодня центр итальянской ювелирной промышленности. Как, пожалуй, любой итальянский городок, он славен многими событиями прошлого. В нём родились Петрарка и Вазари. Недалеко от него, в Чертальдо, когда-то жил и творил Дж.Бокаччо. Здесь же, в Базилике Святого Франциска мы увидели цикл из 10 композиций знаменитых росписей Пьеро делла Франчески – «Историю Праведного Креста» («Legend of the True Cross»). Нам недалеко пришлось ехать из Ареццо, чтобы вдоволь насладиться живописью этого, воистину, магического мастера. В музеях маленьких городков - Сансеполкро и Монтерки, - мы рассматривали долго и внимательно его полиптих “Misericordia” («Покров Богоматери» ), фрагменты фресок “Madonna del Parto” («Беременная Мадонна»), Святой Юлиан и др. Также подробно знакомились с росписями Беноццо Гоццоли в Кастельфьорентино, в только что перестроенном специально для них музее. Его открытие состоялось 16 июня 2009 года. Очень любопытно было побывать в этом доме-студии - современном, небольшом, но многофункциональном музее нового типа, реконструированном архитектором М.Мариани. Разумеется, не могли обойти вниманием этрусские и древнеримские коллекции, ради которых, например, специально ездили в Вольтеру.
Плотное по времени посещение музеев, Дуом, Крипт и пр. на протяжении 15 дней - такого рода «семинары» оказались сильным интеллектуальным и эмоциональным штурмом, заряжающим на год вперёд, до следующей осени. Погружение в итальянскую реальность, искусство и природу невольно подталкивало к более глубокому осознанию сути, казалось, известных художественных явлений. Так, например, любуясь с горных тосканских вершин простёртыми у подножия долинами, неровной линией горизонта, вдруг ясно начинаешь понимать, почему именно здесь художники Возрождения озаботились проблемой прямой перспективы. Или, коротая время в безлюдных, по случаю сиесты, городках, открываешь для себя тайну метафизики одиночества на полотнах Дж. де Кирико. А завораживающую силу красок сиены жженой и сиены натуральной начинаешь по-настоящему ощущать, увидев на полотне тосканский пейзаж, написанный только ими.
Сама же Сиена вызвала, пожалуй, самые незабываемые впечатления. Обаяние этого города безмерно! Не случайно экскурсоводы любят говорить о нём, как о сердце Италии. Прогостив там 10 дней, многие из нас - те, кто бывал раньше, и те, кто оказался здесь впервые, - готовы были согласиться с этим утверждением. Мощеные камнем площади, узкие улочки, траттории, кьянти, спагетти, древнего рецепта сиенские пироги, художественные студии и магазинчики в ренессансных интерьерах, наконец, средневековый огород в самом центре, за спиной Пъяццо дель Кампо… - всё это сбивало и перемешивало современные ценностные установки.
Нельзя было не заметить, что образ жизни горожан подчинён главной их страсти – Палио - соревнованию на лошадях. С незапамятных времён оно проводится два раза в год на главной площади Сиены - Пъяццо дель Кампо. Бесконечная преданность этому спортивно-театральному действу особенно заметна на подростках Мы не раз наблюдали, как ближе к вечеру раздавалась барабанная дробь, под которую мальчишки, устраивали своеобразные танцы со знамёнами своей контрады (района). Так с юности они самостоятельно, без призыва взрослых вожаков, готовятся к заветному участию в Палио. Мы, кстати, жили в контраде «Улитки». Однажды даже видели шествие ребят 12 – 14 лет, которое они совершали в ренессансных, как на картинах, разноцветных костюмах, со знамёнами, торжественно, под звуки барабанов, очевидно, не в первый и не последний раз. В пространстве средневекового города, среди старинных строений парад воспринимался абсолютно естественно и органично. Это зрелище невольно будит мысли о связи времён – здесь так было и так будет всегда.
Маршрут этого года по югу Тосканы нам подготовил, как обычно, Никита Карзанов. Ещё в Москве, просмотрев программу путешествия, моя итальянская приятельница с похвалой заметила, что столь подробный и точный маршрут мог бы разработать лишь её соотечественник. Надо признаться, в поездке мы, порой, сердились на упорное стремление Никиты не пропустить ни одного памятника, невзирая на дорожные трудности, или позднее время, или просто нашу усталость… Но в глубине души, понимали его фанатичное желание увидеть своими глазами, по максимуму, все встречающиеся на пути шедевры, - и были благодарны за такую настойчивость.
В нашем путешествии главными городами на этот раз были Сиена и Ареццо.
Ареццо – сегодня центр итальянской ювелирной промышленности. Как, пожалуй, любой итальянский городок, он славен многими событиями прошлого. В нём родились Петрарка и Вазари. Недалеко от него, в Чертальдо, когда-то жил и творил Дж.Бокаччо. Здесь же, в Базилике Святого Франциска мы увидели цикл из 10 композиций знаменитых росписей Пьеро делла Франчески – «Историю Праведного Креста» («Legend of the True Cross»). Нам недалеко пришлось ехать из Ареццо, чтобы вдоволь насладиться живописью этого, воистину, магического мастера. В музеях маленьких городков - Сансеполкро и Монтерки, - мы рассматривали долго и внимательно его полиптих “Misericordia” («Покров Богоматери» ), фрагменты фресок “Madonna del Parto” («Беременная Мадонна»), Святой Юлиан и др. Также подробно знакомились с росписями Беноццо Гоццоли в Кастельфьорентино, в только что перестроенном специально для них музее. Его открытие состоялось 16 июня 2009 года. Очень любопытно было побывать в этом доме-студии - современном, небольшом, но многофункциональном музее нового типа, реконструированном архитектором М.Мариани. Разумеется, не могли обойти вниманием этрусские и древнеримские коллекции, ради которых, например, специально ездили в Вольтеру.
Плотное по времени посещение музеев, Дуом, Крипт и пр. на протяжении 15 дней - такого рода «семинары» оказались сильным интеллектуальным и эмоциональным штурмом, заряжающим на год вперёд, до следующей осени. Погружение в итальянскую реальность, искусство и природу невольно подталкивало к более глубокому осознанию сути, казалось, известных художественных явлений. Так, например, любуясь с горных тосканских вершин простёртыми у подножия долинами, неровной линией горизонта, вдруг ясно начинаешь понимать, почему именно здесь художники Возрождения озаботились проблемой прямой перспективы. Или, коротая время в безлюдных, по случаю сиесты, городках, открываешь для себя тайну метафизики одиночества на полотнах Дж. де Кирико. А завораживающую силу красок сиены жженой и сиены натуральной начинаешь по-настоящему ощущать, увидев на полотне тосканский пейзаж, написанный только ими.
Сама же Сиена вызвала, пожалуй, самые незабываемые впечатления. Обаяние этого города безмерно! Не случайно экскурсоводы любят говорить о нём, как о сердце Италии. Прогостив там 10 дней, многие из нас - те, кто бывал раньше, и те, кто оказался здесь впервые, - готовы были согласиться с этим утверждением. Мощеные камнем площади, узкие улочки, траттории, кьянти, спагетти, древнего рецепта сиенские пироги, художественные студии и магазинчики в ренессансных интерьерах, наконец, средневековый огород в самом центре, за спиной Пъяццо дель Кампо… - всё это сбивало и перемешивало современные ценностные установки.
Нельзя было не заметить, что образ жизни горожан подчинён главной их страсти – Палио - соревнованию на лошадях. С незапамятных времён оно проводится два раза в год на главной площади Сиены - Пъяццо дель Кампо. Бесконечная преданность этому спортивно-театральному действу особенно заметна на подростках Мы не раз наблюдали, как ближе к вечеру раздавалась барабанная дробь, под которую мальчишки, устраивали своеобразные танцы со знамёнами своей контрады (района). Так с юности они самостоятельно, без призыва взрослых вожаков, готовятся к заветному участию в Палио. Мы, кстати, жили в контраде «Улитки». Однажды даже видели шествие ребят 12 – 14 лет, которое они совершали в ренессансных, как на картинах, разноцветных костюмах, со знамёнами, торжественно, под звуки барабанов, очевидно, не в первый и не последний раз. В пространстве средневекового города, среди старинных строений парад воспринимался абсолютно естественно и органично. Это зрелище невольно будит мысли о связи времён – здесь так было и так будет всегда.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФОТО ЕЛЕНЫ ПАШУТИНОЙ