Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

Ксения Богемская

Воспоминания о поездке в Италию
Последняя поездка в Италию с АИСом порадовала хорошей погодой и осуществлением связанных с ней планов и надежд. Бывалочи русские, если судить по письмам и мемуарам, месяцами изучали итальянские города, сбиваясь в компании по интересам . Мы же осматриваем Италию набегами. И словно татары, которые не брали дани, потому что вели кочевой образ жизни, возвращаемся налегке: с перемешанными впечатлениями от фасадов, мозаик и улиц. Я не очень люблю способ потребления художественных сокровищ, согласно перечню: упомянут в лекции, путеводителе и т.п.

Каждый город – это живой организм, это старинный и обновленный дом его жителей. Поэтому мне интересны прекрасные как произведения искусства витрины с эбеново-черными манекенами в Вероне и ее же белые мраморные плиты тротуаров, бесконечные аркады Болоньи, где вечером под потолком зажигаются лампочки ,и люди отпирают своими ключами двери – чувствуешь себя, как в бесконечном коридоре коммунальной квартиры. По воскресеньям в Венеции недалеко от знаменитого памятника Коллеони можно найти блошиный рынок, где я купила серебряную ногу – тонкую штамповку традиционного вотивного изображения.

Пузырящиеся как в бокале шампанского минеральные источники в водах озера Гарда, по которому нас прокатили местные лодочники, напомнили о том, что где-то глубоко внизу еще живет вулканическая сила , когда-то образовавшая живописный рельеф этой части страны. Сам по себе городишко Сермионе разочаровал- типичное туристическое местечко, зато римские развалины на берегу озера – настоящие.

Любитель маргинальных видов творчества, я провела с удовольствием время в Палаццо Те в Мантуе – в загородных дворцах в росписи стен дозволялись большие вольности. Особенно запомнилась Зала Гигантов , расписанная Джулио Романо в 16 веке, а я-то думала, что такие фантазии появились гораздо позднее. Когда-то Палаццо Тэ, принадлежащий семье Гонзага , славился своими конюшнями ( во дворце есть зала с совершенно натуралистически написанными лошадьми, взгроможденными под потолок), а в день нашего приезда в парке проходила выставка автомобилей и прием по этому случай. Возле моего любимого старейшего в Италии действующего собора в Модене, когда мы его осматривали, проходил День физкультурника. Вокруг знаменитого храма стояли пинг-понговые столы, играли в бильярд и минифутбол. Можно такое представить рядом с Успенским собором во Владимире? Итальянцы мне нравятся тем, что из своей старины не делают культа. Напротив, они соберутся всем городом там же, где и пятьсот лет назад собирались, будут расхватывать уцененку на той же площади ( они повсюду называются Piazza d’Erbe, вроде как Сенная), где рынок устраивают уже много столетий без всякого перерыва. Также они готовят и макароны с ракушками, которые в Москве подают в дорогих ресторанах, а в Италии- это простецкая еда, вроде нашей картошки с грибами.

Большое количество классических шедевров переварить трудно, поэтому по вечерам я разглядывала , укрывшись в своем номере, каталоги с картинками аутсайдеров – современных художников, как противоядие. Их подарили мне галеристы , участвовавшие в ярмарке «АртВерона», где был раздел посвященный аутсайдерам. Также освежило меня и Биеннале в Венеции, где в русском павильоне публику собирал большой дорогостоящий видеопроект группы АЕС.

Мы жили в Болонье, где на главной площади по окончании второй мировой войны сотни тысяч трудящихся пришли на митинг, посвященный встрече с советской делегацией, и в Падуе, известном городе заговорщиков, в том числе и фашистских. Во многих городах, отвлекаясь от туристических маршрутов я рассматривала здания и целые ансамбли площадей, построенных в период фашизма. История и искусство Италии конца 19 -первой половины 20 века обычно затмеваются Возрождением и барокко. Но я успела посмотреть и произведения Медардо Россо, и интереснейшую выставку Марино Марини (особенно его скульптурные портреты) в галерее современного искусства в Милане. Мне кажется, что понять и оценить отдельные памятники и эпохи можно только в контексте всей культуры Италии, вот и хочется снова и снова туда поехать.

Фотоматериал

 

Азеро     Венеция     Верона     Виллы Палладио     Виченца     Мантуя      Модена   Озеро Гарда    Падуя   Парма    Равенна     Римини     Феррара


Любовь Вдовина

Во время поездки по Италии в октябре 2007 года каждый город оставил не забываемые впечатления своей неповторимостью. В Равенне давно известные по репродукциям мозаики в базилике Сан-Витале и в мавзолее Галлы Плачидии поразили яркостью красок, особенно зеленых тонов, прекрасной сохранностью.В базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе-удивительная умиротворенность образа в мозаике со св.Аполлинарием в окружении овец.В Ферраре во дворце Диаманти удалось увидеть прекрасную выставку из музеев Европы Козимо Туры и Франчески дель Коссы. В Парме в Палаццо-делла-Пилотта были прекрасные образцы творчества Леонардо да Винчи, А.А да Корреджо и театр "Фарнезе".В Милане-редкое по фантазии готическое сооружение- собор Дуомо и очень мастерски выполненные в нем витражи.В этом городе в Пинакотеке Брера большое впечатление произвели работы Беллини,Рафаэля, Мантеньи и многих других художников. Так же в Милан в музее Полди Пеццоли - удивительные образцы работ Боттичелли, Мантеньи, Беллини.Болонья останется в памяти как уютный, молодежный город с падающими башнями, с километрами крытых галерей с аркадами, с прекрасным музеем болонского художника Моранди.Верона показалась очень театральным городом и благодаря мимам около Арены и в других частях города , удивили скульптуры на очень высоких постаментах под очень высокими арками.Около балкона Джульетты наивность людей, фотографирующихся около ее скульптуры, держась за ее грудь, в надежде вечной любви, вызвали улыбку и сильную грусть.Вновь поразила воображение Венеция.Были увиденны впервые картины В.Карпаччо в Скуоле ди Сан Джорджо дельи Скъявони, посвященные св.Георгию и св.Иерониму.На острове Торчелло в базилике в мозаиках западной стены-ихображены главные события христианской истории, в апсиде фигура Богоматери необычайно удлиненных пропорций на золотом фоне- на мой взгляд одно из совершенных произведений духовного искусства.В Виченце,в этом маленьком тихом городе находится удивительное создание Палладио театр "Олимпико",где все его компоненты звучат очень драматически.В Падуе в Капелле дельи Скровеньи фрески Джотто стали для меня одним из наивысших достижений Итальянского Возрождения по высоте духовности звучания образов, по силе художественного выражения.Поездки на озеро Гарда, по виллам Палладио, виды отркывавшиеся вокруг, все это запомнится на много лет.
 
Инна  Вельчинская

Были поездки в Рим и Венецию, были Флоренция, Сицилия и ее пропитанные солнцем камни античных храмов. И снова Италия. Только теперь – Болонья, Падуя и дороги, предначертанные маршрутом, и дороги, которые ты выбираешь для себя сам.

Поезд остановился на станции маленького, обозначенного не на всех картах, городка Кастельфранко-Венето. Респектабельный портье в гостинице дал план города, отметив на нем собор и дом Джорджоне, находившиеся, как оказалось, рядом. Огромные, старые деревья и еще более старые крепостные стены сторожили покой этой уже совсем крошечной, окруженной древним рвом части города.

Главная цель паломничества в Кастельфранко – скрытый в уединенном пространстве капеллы собора знаменитый алтарный образ "Мадонна Кастельфранко", одно из ранних произведений Джорджоне. Но для путешествующего чудо посещения подобных мест и в особом переживании времени. Прошлое как будто вытесняет здесь настоящее. Пейзаж в "Мадонне Капстельфранко" с его крепостной стеной и башнями словно удостоверяет подлинность высящихся перед тобой стен и башен. Сохранившиеся в пустнных комнатах дома Джорджоне фрагменты фресок, выполненные в легкой, импровизационной манере, выглядят как части работы, которую еще не завершил мастер.

Близился полдень. Служба окончилась. Площадь перед собором заполнилась людьми и тут же опустела. Двери собора закрылись. Старый Кастельфранко сбросил остатки настоящего. Когда-то Джорджоне впитал в себя этот город, обессмертив его в своих произведениях. Но и сам город впитал в себя Джорджоне, тайну его личности. Время остановилось. Кастельфранко – это время Джорджоне.

Ольга Вельчинская

В Ферраре мы побывали дважды. Не хватило нам одного дня, чтобы насладиться чудесным городом. Не хватило и двух... Но все же два дня лучше одного.

Удивительным оказалось завершение второго феррарского дня. Переполненная итальянским (а в тот день феррарским) счастьем, брела небольшая наша компания по пустынным улочкам с длинными, уже предвечерними тенями, не подозревая о том, что маршрут наш не случаен, а продуман Инной Вельчинской (Вергилием нашим), что впереди еще один сюрприз, еще один подарок судьбы.

И уже шагая по Via Beatrice d`Este, мы не предполагали, что через минуту окажемся в удивительном месте - в монастыре Св. Антонио.

Сквозь внезапно открывшиеся нам невысокие ворота вступили в монастырский дворик и очутились среди такой благодати, в таком славном, уютном, защищенном пространстве!

Розовато-оранжевые монастырские стены, малиновые петунии на окнах келий, выходящих в небольшой сад с кустами роз и румяных гортензий, (приметы может быть и аскетического, но уютного быта), птичий (если не ангельский) щебет, до краев наполняющий монастырский дворик. Одним словом, окошко в Рай.

С ощущением счастья посидели на скамейке, зафиксировали сладостное мгновение, приберегли его на будущее и наконец решились позвонить в медный звоночек. Дверь открыла крохотная монахиня (ростом с десятилетнего ребенка), без промедления позвала другую, бледную и изящную в своем черно-белом одеянии. Нас любезно пригласили внутрь и мы очутились в ином времени, в ином измерении, в пространстве Ренессанса. Интерьер густого шоколадного цвета, резные скамьи и кафедра (те же, что в XVI веке), лоснящиеся навощенные полы, глубокая тишина, ощущение чистоты, тайны, покоя.

Чудесная монахиня, сдержанная и корректная, провела неторопливую обстоятельную экскурсию. А фрески в монастыре оказались удивительные. Может быть и не шедевры, но полные особого смысла и неповторимой прелести. К примеру: Спаситель, взбирающийся на крест по приставленной к нему лестнице (свобода выбора) - фреска XIV в. Или: сидящая на престоле св. Анна, на коленях у нее - Мария, а на коленях у Марии - младенец Иисус (S. Anna - La Madonna - Gesщ Bambino) - фреска XV в. Редкие сюжеты, не часто встречающиеся, хватающие за душу, на удивление актуальные.

Монахиня наша говорила по-итальянски, никто из нас языка этого, увы, не знает, но Лена Осотина без всякого затруднения и потерь перевела нам весь, не короткий ее рассказ. Ну не очередное ли чудо произошло в стенах монастыря Св. Антонио 12 октября 2007 года?

У маленького монастыря на окраине Феррары - особенное, отдельное место среди множества итальянских впечатлений (одно прекраснее другого).

Фотоматериал

Азеро     Венеция     Верона     Виллы Палладио     Виченца     Мантуя      Модена   Озеро Гарда    Падуя   Парма    Равенна     Римини     Феррара


                                                                                                                                                           

Анна Дергачева

"Какой мы увидели Равенну…"

В нашем столь насыщенном путешествии по Италии осенью 2007 года среди прочих интересных поездок особенно яркое впечатление оставило посещение Равенны – одного из самых древних и необыкновенных итальянских городов. У Равенны, как, например, и у Венеции, множество лиц и масок: это не только бывший античный город, но также осколок некогда великой Византийской империи, он же – свидетель переселения и правления варваров, столица их короля Теодориха и место более позднего венецианского господства. Она такая разная, Равенна… Именно это разнообразие больше всего поражает, когда попадаешь в небольшой, упоминающийся в путеводителях под определением «спящего» городок. Он действительно тихий, местных жителей почти не видно, и эта тишина позволяет еще глубже погрузиться в древнюю, далекую эпоху… Старина здесь запросто соседствует с современной жизнью. Например, в интерьере модного магазина можно увидеть отреставрированную фреску, которой не меньше лет трехсот, что, впрочем, в Италии древностью не считают.

Первой нас встретила византийская базилика Сант Аполинаре Нуово. Когда разглядываешь такие здания, поражаешься не столько гармонии и величественной простоте архитектуры, сколько тому, КОГДА это было построено… Средневековые базилики X-XI веков воспринимались уже почти привычно, но вообразить, что уже в IV-V веках люди построили ТАКОЕ, что опередили весь мир на пятьсот лет, почти невозможно! Затем нас ждала совсем неожиданная встреча – мавзолей Данте. Места, связанные с великим поэтом, есть во многих городах Италии, но «встретить» его здесь было особенно приятно, как увидеть случайно старого друга. Хотя мавзолей построен в XVIII веке, здесь все равно чувствуется энергетика поэзии «предвозрождения».

Мимо старинных саркофагов, прячущихся в тени от утреннего солнца, мы двинулись дальше, к следующему византийскому памятнику - баптистерию Православных. Здесь обнаружились чудесные мозаики из смальты в изысканном, лаконичном архитектурном обрамлении. Нежные цветовые переливы, мерцание золота, солнечные лучи, проникающие в небольшие окна и отражающиеся в кусочках смальты, в сочетании с тончайшей резьбой капителей создают ощущение, что перед тобой ларец с драгоценностями… Следующий памятник, который мы увидели, вызвал вновь эти ассоциации, но ощущения подарил совсем иные. Мы приблизились к церкви Сан Витале и мавзолею Галлы Плацидии. Оба памятника находятся рядом, и здесь особенно отчетливо чувствуешь дух империи, которой увы больше нет. В сущности, где следует искать Византию: в Греции, Турции, Италии? Она одновременно везде и нигде, легендарная цивилизация и люди-мифы, исчезнувшие и растворившиеся в истории, но оставившие такое великое наследие. Архитектура небольшого мавзолея (постройки V века) – четкая и лаконичная, противостоит размаху и величию огромного имперского храма. Восприятие внутренней атмосферы двух памятников столь же разное, как и внешнего убранства. В мавзолее чувствуется совершенное умиротворение и тишина, в полумраке мерцают мозаики бездонного синего цвета с проблесками золота. Когда же входишь в Сан Витале, понимаешь, что предыдущие памятники только готовили к этому грандиозному зрелищу. Церковь - огромная, но ее архитектура поражает воздушностью и органикой. А в алтарной апсиде зрителя ждет неожиданное и самое сильное впечатление. Здешние мозаики уже не мерцают во тьме – они светятся и сверкают, горят и звенят, переливаются то лазурно-зеленым, то оранжево золотым, то вишнево-пурпурным, создавая настоящую радугу… В этом храме, где молитвы богу возносятся уже полторы тысячи лет, неожиданно осознаешь, каким искренним, радостным и непосредственным может быть христианское искусство. Это сияние завораживает и не отпускает, а взирающие со стен император Юстиниан и императрица Феодора вновь напоминают о величии когда-то созданной ими империи.

Приятный обед в ресторанчике с видом на Сан Витале лишь подкрепил полученное удовольствие сытными спагетти и бесподобным вином, в котором итальянцы уж точно знают толк!

Посмотрев далее Арианский баптистерий, мы двинулись к мавзолею Теодориха. Это сооружение, в которое мы проникли-таки бесплатно (чего добиться у итальянцев можно далеко не всегда!), заставило не столько восхититься, сколько повеселиться от «изобретательности» варваров, не знавших, как делается купол, но сумевших вытесать из единой гигантской каменной плиты в 230 тонн и неизвестно, как его туда водрузивших…

Закончилось путешествие посещением базилики Сант Аполинаре ин Классе, которую мы увидели уже в лучах вечернего солнца. Эта церковь как бы завершила впечатления от величественной архитектуры и потрясающих мозаик предыдущих памятников. В тот день это был словно последний глоток воздуха Византии.

Поездка подарила множество ярких и неповторимых впечатлений, ассоциаций и эмоций. Добавим к ним чудесную погоду, отменную кухню, удачные снимки и симпатичные сувениры! До встречи вновь, Равенна!

Лена Ларина

Мы шли по Римини.
Шел дождь, светило солнце,
Легко идти
                   по белой мостовой…

Из самолета круглого оконца
На взлете
                  попрощались мы
                                               с Москвой...

Нам хорошо.
Мы дышим и смеемся,
И кажется,
                  что морем
                                   пахнет ветер…

Мы, может быть, сюда еще вернемся,
Где смел и гениально прост Альберти.
 

Равенна
Цвет золота – Небесный Свет,
Который видеть не дано нам.
Фон голубой – надежды цвет
Небесным послан нам законом,

Еще зеленые луга…
И голубь пьет нектар из чаши…
Как просто купола дуга
Поддерживает души наши.

Лариса Неменская

О поездке с АИС в Италию в октябре 2007 г.

После моего возвращения студенты и коллеги собрались слушать о моих впечатлениях, и, рассказывая, я сама была поражена переполняющему меня количеству новых представлений, мыслей и знаний, просто открытий! Совершенно новое и неожиданное понимание конкретных процессов в искусстве, открывшиеся связи явлений, новые акценты и множество вопросов, в которых теперь так интересно будет разбираться и мне, и тем, кто приходит на мои занятия.

То есть я хочу сказать, что невозможно переоценить значение для нас реального восприятия подлинных произведений, живого чувственного видения искусства, среды его жизни и воздействия.

Поэтому такие поездки – путешествия по истории искусства и его сегодняшнего бытования в мире своей страны - это бесценные подарки нашей судьбы. А сделаны они замечательными и удивительными людьми, сумевшими все это придумать, организовать и осуществить!

Большое спасибо Галине Алексеевне и Борису Лазаревичу Шумяцким. Благодарность глубокая и искренняя.

Поездка получилась чудесная во всех отношениях. Меня устраивало все: главное, конечно, места, которые удалось посетить, те произведения, которые удалось увидеть. Но и гостиницы (в Болонье вообще идеально, а в Падуе важно прекрасное расположение, очень удобное), понравилась сопровождающая нас переводчик – она действенно помогала, прекрасный автобус и его шофер – способствовали комфорту, спокойствию. Места нашего пребывания были выбраны очень удачно, они давали широкий обзор. А сколько оказалось неожиданных маршрутов, которые очень разнообразили наши впечатления. Например, поездка по виллам, это просто необыкновенная удача, ведь именно такой маршрут трудно осуществим самостоятельно. Или чудный отдых на озере Гарда! И все это богатство впечатлений уложилось в столь доступные цены. Борис Лазаревич боролся за это ежедневно как неустанный и трогательный рыцарь. Вообще очевидно, какой труд вложен в подготовку этого мероприятия, сколько удалось добиться! И, конечно, все это не легко было осуществлять, сопровождать, все стоит напряжения. Но дело удалось. Спасибо за это и Марине Викторовне Аристарховой, и турфирме Данко.

Насыщенная и яркая программа, но при этом для каждого из нас всегда была свобода выбора, возможность строить время в соответствии со своими интересами и силами. Замечательная атмосфера и среда общения в группе. Ведь это так не просто – мы все такие разные и особенные, но найдено соотношение общего и индивидуального. В этом выражается мастерство организации, а еще более – редкий человеческий такт организаторов. Само создание АИС очень важное и прекрасное дело. Образованное не по указу, а пассионарной силой личной инициативы, оно обладает живой душой и способно собирать профессиональное сообщество, которое необходимо во всех отношениях.

Мне хочется сказать спасибо и всем участникам поездки: мне было интересно и слушать и разговаривать, мне помогали сориентироваться, успеть, узнать, увидеть, во мне осталось много тепла и представляется необходимым ценить такие возможности. Я желаю всем нам удачи и праздников новых путешествий.

Фотоматериал

Азеро     Венеция     Верона     Виллы Палладио     Виченца     Мантуя      Модена   Озеро Гарда    Падуя   Парма    Равенна     Римини     Феррара




Галина Плетнёва

Организуемые руководством АИС специализированные туристические поездки в Европу стали замечательной приметой нашего времени. Редко кто может из числа наиболее продвинутых в знании истории искусства искусствоведов и художников претендовать на исчерпывающую информацию о художественных памятниках античной, средневековой, ренессансной и нового времени Италии – страны уникальной по сохранению шедевров мировой культуры. АИС установил традицию "осеннего призыва", когда достаточно большоя группа критиков, историков, художников, галеристов отправляется в путешествие по прославленным городам Аппенинского полуострова и Сицилии, чтобы освежить свои книжные знания. В октябре этого года в течение двух недель наше внимание было обращено на памятники Эмилии-Романии, Венето, Ломбардии. Мозаики Равенны – одно из самых потрясающих впечатлений этой поездки. Для меня как для специалиста по отечественному искусству стали понятны истоки колористических устремлений Врубеля, оценившего в начале своего пути изысканную красоту монументального декора базилики Сан-Витале и Мавзолея Галлы Плачидии. Вообще раннее средневековье дало массу новых эстетических впечатлений. Романская архитектура, сохраненная в приличном состоянии, поражала пластической мощью, ясностью своих образов. Качество величавой строгости и силы отличает Палаццо Дукале в Мантуе (ХШ в.), Башню Джиралдино в Модене (ХП в.), зубчатые стены и башни Кастельвеккио в Вероне (ХШУ в.). Своеобразным открытием стало знакомство с фресками младшего современника Джотто художника Дзевиа, расписавшего Ораторию Сан-Джоржио в Падуе. Ясная гармония живописи капеллы Скровеньи здесь уступает место драматическим переживаниям сюжетов Священного Писания.


Большой удачей поездки в этом году считаю знакомство с архитектурой Палладио. Как много черпали русские архитекторы из этого источника. Вилла "Ротонда" – гериальная простота языка, совершенство кристалла. И, напротив, "Театр Олимпико" – сложное архитектоническое построение театрального задника, провоцирующего драматическое действие персонажей. "Театральные" впечатления были подкреплены также знакомством с Театром Фарнезе, составляющим одну из внутренних частей Палаццо дела Пилота в Парме. Потрясающая красота громадного интерьера, выполненного в дереве (ХУП в.).

Так бывает, что кое-что из прежних своих оценок приходится пересматривать. К примеру, для меня всегда оставалось загадкой поклонение русских художников 18-19 веков творениям Гвидо Рении. Коллекция работ этого академика живописи в Национальной Пинакотеке города Болоньи позволила найти "ответ". Столь убедительным показалась маэстрия пластического языка художника, профессиональная свобода в самых сложных композиционных задачах. Определённый голод на пластическое мастерство, испытываемый в наши дни, видимо заставил пересмотреть прежние уничижительные взгляды. Так ещё раз убеждаешься в пользе личного знакомства с известными шедеврами.

Сергей Стародубцев

Для меня поездка оказалась замечательной и во многом неожиданной. Чуть-чуть не хватило сил, чтобы использовать все две недели, чтобы увидеть и насладиться чуть больше.

В этой поездке хотелось прежде всего повнимательнее посмотреть те места, где уже был и те, где не был. И, конечно, всласть насмотреться итальянской живописи. Все это удалось.

Очаровала Болонья, где раньше не был, и куда хочеться приехать еще. Поразила Верона, в которой уже был, и которую хочеться посмотреть всю с самого начала. Совсем не совпали ожидания с тем, что увидел в Милане. Совсем как Петербург, элегантный, интересный и самобытный. Удивительно, как удалось посмотреть Венецию, где уже был. Потрясающая прогулка по восточной части города, где не было толп туристов, со Скулой Сан Рокко и, наконец, поездка на Лидо и Мурано.

Живописи было ровно в 100 раз больше, чем смог посмотреть. Необъятное собрание в Кастелло Сфорца и значительно более структурированное собрание Брера. Пинакотека в Болонье и международная выставка Козимо Тура и Коссо в Пинакотеке в Ферраре. А Мантенья в Мантуе и Джулио Романо в Вероне и многие другие в необътном количестве. Наконец, чуть-чуть ставший более осязаемым Джотто после Капеллы Скровени.

Теперь хочется увидеть все тоже самое, но не торопясь и в деталях.

Наталья Титова

Вспоминая поездку в Италию с Ассоциацией искусствоведов (АИС) с 6 октября по 20 октября 2007 года
 БОЛОНЬЯ-ПАДУЯ,Римини, Равенна, Парма, Модена, Мантуя, Феррара, Венеция, Виченца

Что больше всего вспоминается из очередной поездки группы искусствоведов АИС в Италию по маршруту Болонья – Падуя в октябре 2007 г.

Несмотря на обилие осмотренных нетленных памятников итальянской культуры прежде всего, как ни странно, вспоминается компания, с которой осматривали и переживали эти бесценные осколки прежних веков и современную жизнь Италии. Приятно видеть знакомые доброжелательные лица, знать, что есть с кем перекинуться словом, обсудить план завтрашней поездки, посидеть вечером за бокалом вина, да просто пообщаться и поболтать.

Из осмотренных памятников на меня наибольшее впечатление произвели равенские мозаики. Именно на этих объектах особенно остро ощущается несоответствие твоих прежних иллюстративных знаний и натурных впечатлений. Какое цветовое богатство и какая тонкость цветовой лепки объема!

Потрясающее впечатление оставил палладиевский город. Такое ощущение, что ходил по осуществленному овеществленному проекту.

Но самое большое впечатление оставила Болонья – удивительно сообразный, тихий, несмотря на бурлящую жизнь, обжитой интеллигентный город с интеллигентным лицом. Запомнилось Всеитальянское Евхаристическое моление в день памяти святого Петра на площади собора Сан Петронио в присутствии всех итальянских церквей при большом стечении народа. Мы чувствовали себя удивительно спокойно – без никакой толчеи и давки стояли в громадной толпе, рассматривали разнообразные одеяния служителей доминиканской, францисканской, коптской и других церквей, разговаривали с русским францисканским священнослужителем. Мы отстояли всю службу и пели со всей площадью молитвы, переданные нам стоящими рядом итальянцами – со словами и нотами, и ощутили удивительное чувство тепла и благодати, снизошедших на нас. Стали абсолютно понятными истоки итальянской оперы. Это неизгладимое впечатление.

Такое же неизгладимое впечатление оставило подлинное открытие Косте Тура и Франческо дель Косе. Это еще одно фантастическое везение – совпадение нашего приезда с этой грандиозной выставкой.

Очень приятное воспоминание о прогулке на озеро Гарда. Интересно было бы приехать в этот район на неделю и объехать озеро – великолепные пейзажи, куча маленьких городков и уйма памятников культуры.

Знаю, что АИС планирует продолжить знакомство с итальянским искусством – это прекрасно и достойно всяческой поддержки, но при этом думаю, что возвращаться в уже знакомые города, останавливаясь в тех же отелях, бродить без плана по уже знакомым улицам и уже в который раз открывать знакомые и любимые имена Джотто, Фра Беато Анжелико, Гирландайо – всех тех, за кого когда-то получал тройки и пятерки – это ли не счастье!

Так давайте испытаем его вместе.


Анна Флорковская

Я - в первый раз в Италии! Предвкушения и ожидания чего-то необычного. Всё так и случилось: действительность превзошла все ожидания. Впечатлений так много, что и через две недели они окончательно не улеглись.

Две недели поездок по городам и на каждом шагу - произведения искусства, но только не в рутинном музейном (да простят мне это уважаемые сотрудники музеев) смысле. До сих пор так и не могу сама себе объяснить известную со студенческой скамьи, а может и раньше, аксиому - «в Италии искусство неразрывно связано с жизнью», да, это так. Но каким образом, в чем тут загадка, как действует этот тонкий механизм, позволяющий и жизни и искусству остаться на «равных» живым, подвижным, актуальным, и сохранить ласкающую искусствоведа «патину времени»? Нет, этого я так и не поняла до конца, себе не уяснила. Придется ехать снова в Италию!

С АИСом, конечно. Программа была составлена замечательно, большое спасибо всем, кто этим занимался.

Особенно впечатление произвела Мантуя. Своей цельностью, общей атмосферой. И город, и музеи, и озеро возле города, и дивный Палаццо дель Те, где меня так напугала автоматическая сирена, включающаяся при фотовспышке (совершенно случайно, между прочим эта вспышка «вылезла» никакой нужды в ней в тот момент не было). Хотелось бы в Мантую еще раз вернуться. А поездка на виллы? С яростным спором по поводу театра «Олимпико»?

В последний день в Падуе - капелла Скровеньи… Как мощный аккорд, как coda всего путешествия. Чудесный дворик перед музеем, прекрасный парк чуть дальше.

Вообще, впечатление от поездки, буквально каждого дня - потрясающего разнообразия, насыщенности, какой-то «сферичности» впечатлений. Знаете, как это бывает? Между впечатлениями и восхищениями - привычная «пауза», «перебежка» по местам и ситуациям, менее приятным. А здесь словно попала в «сферу», в которой всё, буквально всё радует и восхищает - и росписи, и архитектура, и домашнее мороженное, и венецианское стекло, и вино за обедом, и античная Арена, умопомрачительно розовая, и мягкая панорама гор. А изысканность общества, высокопрофессонального и крайне доброжелательного?

Уже собираюсь в следующую поездку - снова хочется в Италию.

Борис Шумяцкий
Седьмая Италия

Всю жизнь Италия для меня была несбыточной мечтой, сказкой, никак не переводимой в реальное пространство, явлением, не включающимся в мой даже виртуальный мир настолько, что я не мог читать «Прогулки по Риму» любимого Стендаля, «Образы Италии» Муратова. За их восторженными словами у меня зияла пустота, я был слеп и не воспринимал их русский язык, как какой-то мне не ведомый.

Я точно знал, что из страны Советов я не поеду никогда и никуда. Они меня не пустят. По наследству от расстреляного Деда и недопытанного до смерти отца, мне досталась знаменитая 58 статья, с которой толком и учиться было нельзя, не то, что куда-то ездить. С ней я прожил до декабря 2004 года, когда её милостиво сняли. Правда тогда она уже впрямую не работала. Ведь Совдепия прекратилась полжизни поколения назад.

Получалось так, что Италия сама прикоснулась ко мне в моей вынужденной профессии инженера-механика, станкостроителя. Это было ещё на заре моего увлечения изобразительным искусством, когда я только только начал писать о нём в многотиражной газете института, где я тогда работал. Я посетил выставку «Станки Италии», где фирма «Оливетти» раздавала разные альбомы по изобразительному искусству, серии «I matstri del colore», издаваемых, по-видимому, одним из её отделений. Мне достался болонец Моранди, художник, о котором я до этого и не слышал, а теперь один из моих любимых мастеров живописи ХХ века.

Уже во время агонии Совдепии мне посчастливилось расстаться с моими металлорежущими станками и, вступив в Союз художников, получить работу в только что созданной Ассоциации искусствоведов (АИС). Оказалось, что в сфере искусствоведческой деятельности можно осуществлять любые проекты, совпадающие с уставными задачами АИС. Так, среди проектов разной направленности, начались работы по организации поездок в Италию, необходимых искусствоведам, чтобы вживую увидеть шедевры, которые они видели лишь в не очень качественных репродукциях.

Моя первая Италия возникла в ноябре 1995 года, когда выдающийся искусствовед Анатолий Михайлович Кантор согласился взять меня с собой в автобусную поездку по Италии: Москва – Неаполь –Москва. Турфирма, у которой оставались свободные места, также согласилась дать мне путёвку, если я принесу через день все документы и деньги. Я успел и поехал автобусом от Новодевичьего московского монастыря на автобусе «Neoplan» на разведку вокруг Неаполя с Помпеями и музеем «Каподимонте» по стандартному маршруту «Классическая Италия». Туда и обратно - 4 ночи в автобусе, но зато: музеи Будапешта, Любляны и Кракова. Венеция. По два дня в Риме и Неаполе. Это ли не счастье? И такое было доступно.

Наша с Кантором разведка подтвердила возможность реализации таких проектов. АИС напрямую договорился с автобусной фирмой «Райхерт», которая возила нас по Италии, о реализации своих программ. Это стоило много дешевле, чем у городских турагентств и нам можно было формировать маршрут, необходимый нам.

Итак, с1996 года начались поездки людей искусства в Италию по маршрутам, специально разрабатываемым для этого Ассоциацией искусствоведов.

А то, что таких поездок было не больше,- результат дефолта 98 года и моей болезни в 2000 году. Мы вернулись к итальянским проектам АИС в 2003 году, начав с поездки в Венецию на Биенале современного искусства. Начиная с этого года, мы организуем регулярно профессиональные поездки в различные художественные центры Италии: Рим (2004), Флоренция (2005), Сицилия (2006) и Болонья и Падуя ( 2007). После Венеции мы поняли, что поездки в автобусе из Москвы не дают больших преимуществ по затратам и очень обременительны своей дискомфортностью и потерей времени. Мы решили летать самолётами и пользоваться автобусами, только когда это невозможно исключить. Так было в Сицилии. Как невозможно исключить автобусный трансфер от аэропорта до гостиницы, так было невозможно посмотреть искусство, разбросанное по Сицилии, живя в одном городе. Ведь оно рассредоточено на западном и восточном берегах этого большого острова. Поэтому, мы жили в Палермо на западном берегу острова и Джардини-Наксос рядом с Таорминой на восточном. Практически каждый день мы ездили в другие города к чудным памятникам Великой Греции, Византии, европейского средневековья, барокко и всего остального.

В моей 7-й Италии мы решили сократить пребывание в автобусе: останавливаясь в гостиницах на неделю в каждом городе, мы предусмотрели только по два выезда прикреплённого к группе автобуса. Однако фирма, сэкономив на перелёте, добавила нам безвозмездно по экскурсии в каждом городе. Так, из Болоньи мы побывали в Равенне и Парме по нашей программе и в Ферраре с выставкой Козимо Тура и Франческо Коса в подарок от нашего партнёра фирмы «Данко», а из Падуи ездили в Милан и Верону по нашей программе и в Виченцу по виллам Палладио от «Данко». И все, кто хотел, на электричке за полчаса и 2,9 евро ездили в Венецию.

Кажется, что моей 7-й Италией все 50 моих спутников и я в том числе, были довольны.

Но больше всего меня поразили Болонья, где я оказался впервые и Падуя с капеллой Скровеньи и Сантой, комплексом, в который я не сумел вчувствоваться в свои прошлые посещения этого милого города.

О Болонье я знал, что это крупный промышленный и выставочный центр. Что из-за бесконечных выставок туда и попасть невозможно. Да мы её и не планировали. Нашей первой базой должна была быть Верона. Но поистине, нашей поездке помогали Высшие силы. В Вероне для нашей большой группы не нашлось гостиницы, а в Болонья с 6 по 13 октября была свободна от выставок. Её нам и предложила фирма «Данко», а мы, слава Богу, не отказались.

Самое большое впечатление моё в этой поездке – первый день в Болонье.

7октября, воскресение, день святого Петрония, покровителя города. В этот день-подарок мы получили столько неповторимо прекрасных образов, видений, знаков, что, несмотря на показанные нам потом Венецию, Верону, Милан, Феррару и ещё многое другое, он оказался самым ярким, самым незабываемым днём этой поездки.

День сложился так насыщено и разнообразно, навалился столькими впечатлениями из разных областей пространства человеческого постижения, что стал как бы равным всему воспринятому за время остальной поездки. После осмотра храма Святого Петрония, в этот день именинника, после посещения Пинакотеки коммунале и музея великого Моранди, под безоблачным небом, перед комплексом романских храмов и чудесных жилых домов на улице Святого Стефана, мы сели обедать. Запивая какие-то вкусности чудесным вином, мы с моими дорогими спутницами – женой и дочерью - чувствовали себя свободными, просветлёнными и спокойными. Под тихим светом осеннего солнца, и от беззвучно звучавшей музыки такого покоя и ясности, такого предвкушения красоты и подлинности осенённого Богом человеческого деяния, уже в середине дня, время казалась нескончаемым и насыщенным настолько, что больше уже и ничего не надо. А впереди нас ждало чудо болонской Пинакотеки с шедеврами Джотто, Тинторетто, Тициана, Эль Греко такой бесспорной подлинности, что уже предвкушение радости встречи с ними умиротворяло и освобождало от всего тёмного, что накопилось за нашу российскую зиму. А потом, ближе к вечеру - человеческое море и чудные песнопения людей, вышедших почтить патрона своего города в день его памяти.

Мы были с ними, мы были ими. А это невозможно забыть.

Фотоматериал

Азеро     Венеция     Верона     Виллы Палладио     Виченца     Мантуя      Модена   Озеро Гарда    Падуя   Парма    Равенна     Римини     Феррара