Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Махачкала. «Магомед Юнусилау. Певец родного края». Ретроспективная выставка. Национальный музей РД им.А.Тахо-Годи. До 15.04.24

В Национальном музее Дагестана им.А.Тахо-Годи открылась юбилейная ретроспективная выставка

«Магомед Юнусилау. Певец родного края».


Куратор выставки, заместитель генерального директора музея Джамиля Дагирова

Выставка работает до 15 апреля 2024г.

🔹Выставка – открытие страниц истории Дагестана. Графические зарисовки и живописные полотна воссоздают тот Дагестан, который сегодня можно увидеть только в работах художников, услышать по рассказам старожил и в статьях этнографов. 
🔹Данная выставка – большой исследовательский труд куратора проекта. Это поиск ответов на многие вопросы, раскрывающие жизнь и творчество Магомеда Юнусилау, чье имя долгие годы было неизвестно дагестанцам, не имеющих отношения к художественным кругам. В собраниях Национального музея РД и Дагестанского музея изобразительных искусств хранится около 400 произведений живописи и графики художника Магомед Юнусилау (1907-1975). Большая часть находится в Национальном музее, а основу коллекции художника составляют материалы знаменитой литературно-художественной экспедиции «Культсанштурм» по горному Дагестану зимой 1932 года, в составе художников М. Юнусилау, М.Джемал, Ю. Моллаев и поэта А. Аджаматова, писателя Р. Фатуева. К сожалению, это практически неизученная, и даже неопубликованная часть его творчества. В результате экспедиционной поездки Магомедом Юнусилау было создано очень много живого натурного материала (более 300) среди которого большую часть занимают портреты – мужские, женские, посетители ликпунктов, ликвидаторы неграмотности, красные партизаны, сельские руководители, жанровые и пейзажные этюды, созданные в 15 аулах горного Дагестан. Огромный пласт творчества Магомеда Юнусилау – это его педагогическая деятельность. Занимался с самодеятельными художниками, возил их в горы на пленэр, руководил изостудией. Его ученики поступали в ведущие художественные учреждения страны. 
Последняя выставка Магомеда Юнусилау проходила 47 лет назад.

МАГОМЕД КАИР-МАГОМА ЮНУСИЛАУ: ХУДОЖНИК, ВРЕМЯ, ПАМЯТЬ

Становление многонационального профессионального искусства Дагестана во всех его видах и формах было связано с именами первых дагестанских профессиональных художников, музыкантов, актеров, режиссеров, хореографов – Г. Гасанова, Т. Мурадова, М.-А. Джемала, А. Сарыджи, Г. Рустамова и многих других. Эти имена стали самой историей дагестанского ис-кусства.

В творческой, интенсивно насыщенной планами, задачами, перспективами, обстановке начала 30-х годов ХХ века, в тесной творческой связи со своими коллегами-сподвижниками М.-А. Джемалом, А. Сарыджой, Б. Смирновым, Ю. Моллаевым вызревало и развивалось творчество Магомеда Юнусилау, стоявшего в одном ряду с основоположниками профессионального изобразительного искусства Дагестана.

Талант и большая страсть к рисованию проявились у М. Юнусилау с детства. Юный художник рисовал одноклассников, односельчан, родственников, и даже запреты и наказания отца не могли заставить отказаться от любимого дела. Поддержка и поощрения школьного педагога Исабека Абдуллаева еще больше вдохновили и убедили юного рисовальщика в реальности его мечты стать художником. В конце концов отец смирился, и М. Юнусилау все-таки пришел к заветной цели.

1928 год оказался счастливым для М. Юнусилау – он стал студентом Московского Единого художественного рабфака им. А.В. Луначарского, затем продолжил учебу на Архитектурно-строительном рабфаке. В студенческие годы он был премирован Моссоветом за первомайское оформление кинотеатра «Ударник» и Преображенской площади. Тогда же пришел и первый большой успех: в Париже на выставке студенческих работ произведения М. Юнусилау были отмечены дипломом и премией. По окончании учебы М. Юнусилау вернулся в Дагестан.

В разные периоды творчества, от творческого становления и до зрелости, М. Юнусилау участвовал в художественной жизни республики – работал деловодом-экспедитором в редакции объединенных горских газет в Буйнакске, инспектором по изостудиям в управлении по делам искусств при Совете Министров ДАССР, директором краеведческого музея. Он также занимался фотоделом, сделал более трехсот фотографий, снимал С. Стальского, Г. Цадасу, Э. Капиева, Тагира Хрюгского. Огромное значение для становления творческой индивидуальности М. Юнусилау имели его поездки по районам Дагестана в составе художественных экспедиций, где он знакомился с жизнью и бытом горцев, делал много зарисовок, эскизов из жизни горных аулов, создавал портреты стариков, горянок прямо на глазах изумленных сельчан.

В годы Великой Отечественной войны он работал в полевой редакции ополченского полка. В Окнах ТАСС, организованных при Совете Министров, художник выполнил целую серию антифашистских агитационных плакатов. Он писал портреты героев войны и полотна на военную тему.

Творческое наследие М. Юнусилау разнообразно. Художник работал почти во всех жанрах изобразительного искусства. Но основные жанры, которые определили его как художника, – это живопись и графика.

Художник создавал полотна на исторические темы, серии портретов, многочисленные зарисовки и эскизы, портреты революционеров, поэтов и писателей (Махмуда, О. Батырая, Й. Казака, Нухая Батырмурзаева, Наби Ханмурзаева, Абдуллы Магомедова, Алим-Паши Са-лаватова, Аткая Аджаматова, Анвара Аджиева, сатирика Жамидина и других). Две живопис-ные картины, много портретов-эскизов, выполненных в разных манерах, большое количе-ство дружеских шаржей посвящены Р. Гамзатову.

Приступая к работе над портретами поэтов, М. Юнусилау изучал их творчество на языке оригинала, так, как писали поэты. Только поняв взгляды и мышление поэта, художник приступал к его изображению. М. Юнусилау обладал исключительно тонким музыкальным слухом, виртуозно играл на агач-кумузе, пел кумыкские, аварские и ногайские песни, сам собирал и записывал йыры, знал и пел песни Й. Казака, услышанные еще в детстве в Нижнем Казанище от бабушки Хаписат и от матери в сопровождении гармоники. Образы этих песен, народных легенд и сказаний, впитанные с детства, воплотились в живописных полотнах с изображением народных поэтов-сказителей Й. Казака, Махмуда из Кахаб-Росо, О. Батырая.

М. Юнусилау – один из основоположников дагестанской книжной графики. Работая в графике – книжной и газетно-журнальной, художник создал иллюстрации к книге Г. Цадасы «Метла адатов», к произведениям других дагестанских авторов: Заида Гаджиева, Багаутдина Астемирова, Аткая, Анвара Аджиева и работал с полной отдачей своих сил, с большой ответственностью. Ему важно было вникнуть в литературное произведение, разгадать идею, раскрыть тему, проблемы, поставленные автором. Юнусилау проникался интересами писателя, изучал его творчество, вникал в характеры иллюстрируемой книги. Делал огромное количество эскизов в поисках нужного, верного образа, детали. Только после такой подготовки художник приступал к основной работе.

Художник жил и работал в постоянном общении с актерами и музыкантами, писателями и поэтами. Дружба с Э. Капиевым, начавшаяся в далеком детстве, окрепла в 40-х годах. Долгие годы он дружил с Татамом Мурадовым, восхищаясь его исполнительским искусством, был близко знаком с композиторами Г. Гасановым, Х. Ханукаевым и другими деятелями искусства и литературы. В доме художника всегда любили собираться его сподвижники, друзья, ученики. Эти сборы стали традицией с 30-х годов. Один из таких вечеров описал Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан». Сам Юнусилау много раз вспоминал, что в его доме на Старобазарной улице (сейчас это сквер им. С. Стальского) всегда было шумно и весело от гостей, что здесь собирались поэты и писатели, музыканты и актеры, художники и ученые, всегда звучала музыка, стихи, разыгрывались сцены из новых спектаклей, обсуждались новые произведения изобразительного искусства. Э. Капиев каждый раз приводил новых начинающих литераторов.

Обширен был не только круг общения художника, но и его интересы. Он был завсегдатаем Кумыкского театра, любил музыку, народную в первую очередь, т.к. рос и воспитывался на народной кумыкской и аварской песне. Художник прекрасно разбирался и в фольклоре, и в классике. Любил классическую музыку, и эта любовь и понимание пришли к нему еще в годы учебы в Москве, когда он студентом участвовал в массовых сценах оперных спектаклей Большого театра – «Борисе Годунове» и «Хованщине» М. Мусоргского, «Князе Игоре» А. Бородина. Любил П. Чайковского, из всех его опер отдавал предпочтение «Евгению Онегину». Преклонялся перед музыкой Л. Бетховена, любил поздние оперы Дж. Верди.

Творческая натура М. Юнусилау была исключительно многогранна, друзья и близкие всегда могли положиться на его эрудицию и энциклопедические знания. Проницательность, любовь к родине, скромность, доброта и отзывчивость, беспредельное трудолюбие и преданность искусству – его самой большой радости в жизни – таким человеком и художником был Магомед Юнусилау. По его творчеству без учебника можно изучать Дагестан, особенно его прошлое, т.к. он как художник-историк воспроизводил в своих произведениях жизнь горцев, их быт и культуру.

Много времени, начиная с 1937 года, М. Юнусилау отдавал педагогической работе, занятиям с самодеятельными художниками, возил их в горы на пленэр, руководил изостудией. Он подготавливал учеников для поступления в художественные учреждения и сам возил их для поступления в Академию художеств в Тбилиси. С его рекомендательными письмами-характеристиками студийцы также поступали в Москву, Ленинград и Ростов. При большой занятости, будучи человеком преклонных лет, он находил время для каждого, кто обращался к нему за советом. Трудно найти в Дагестане художника, который не ходил бы в детстве в студию М. Юнусилау или Дмитрия Капаницына. Его ученики – Салават Салаватов, К.-Магома Юнусилау, Абид Азизов, братья Сунгуровы, Башир Увайсов и многие другие.

Творчество М. Юнусилау было тесно связано с культурой и бытом Дагестана. Весь путь художника М. Юнусилау – это путь преданного патриота своей земли. Творческие установки и художественный опыт, переданные им многочисленным ученикам, и составляют память о художнике, память о большом неутомимом труде и осознанном вкладе в дагестанское изобразительное искусство. И об этом звучат слова художника: «Хочу как можно больше оставить работ, по которым молодое поколение сможет ознакомиться с историей и этно-графией народов нашей родины.

Э.Б. Абдуллаева, кандидат искусствоведения

зав. отделом истории искусств

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы

Дагестанского НЦ РАН