Марина Аристархова (Немец)
Театр начинается с вешалки?
Или с пьесы?
Или со сценария?
Все начинается с идеи!
Сначала появилась идея, которую назвали «путешествие по Италии».
Потом написали коротенький сценарий, поставили спектакль, затем продолжили в том же духе.
Теперь у нас ежегодные премьеры – такой вот театр одного спектакля «Осень в Италии»
2004,2005,2006,2007- и так далее и так далее и так далее…
Мы все в этом спектакле одновременно и зрители и актеры. Уж больно хороши подмостки - Прекрасная Италия – трудно отказаться от участия.
Сценарий, конечно, всем разослали заранее, роли отрепетировали, костюмы приготовили (чего не хватит - приобретем по ходу действа)- и вперед, в фойе!
Вот мы уже у нашей «вешалки» в Домодедово. Глаз не сомкнули накануне, так ждали встречи, так рады всем – объятия, улыбки, поцелуи.
Все устремились к сцене, к двухместным «гримеркам»- далековато, однако от фойе, но мы потерпим, порепетируем в пути…
Наконец – сцена. Зеленые холмы в утренней дымке, прекрасно выставлен свет. Небесный декоратор, он же осветитель любит эту сцену и рад, когда мы замечаем его неустанные труды. А мы замечаем!
Теперь мы - полдня зрители – проплываем вдоль изумительных пейзажей, городков и сценок на автобусе, а полдня – актеры, погруженные в диалоги с Божественным и Гениальным.
Спектакль был долгим, антракты короткими, но прошло и это.
Отшумела еще одна премьера на холмах Умбрии.
Теперь все смело можем надеть значок « альпинист -2008», а некоторым надо вручить орден «Почетный альпинист- ценитель прекрасного »(Браво - Ирочке Коккинаки, Володе Лабутину, Ире Коржевой, Галине Васильевне, Ирине Атыковне, Зое Лукьяновне).
Еще надо бы учредить медаль «Почетный паломник в Бари» для Тани Егоровой и Салиенко Саши, звание «Поэт Умбрии» для Вильяма Мейланда и выдать грамоты « за искренний интерес и присутствие духа»-всем-всем, включая гида Володю и Франческо. Браво всем ободряющим Улыбкам, внимательным Взглядам, сердечным Словам!
Москва чуть погрустнела за время разлуки с нами. Немного погрустнели и мы, но впереди у всех еще премьеры – давайте их ждать!
Ольга Вельчинская
Последний вечер в Перудже
Уже в Москве обнаружилось на дне рюкзака сморщенное красно-зеленое яблочко - память о последнем вечере в Перудже.
По обыкновению, вслед за Инной Вельчинской, вместе с другой Инной (Литвин), оглушенные небывалыми впечатлениями предыдущих дней, в состоянии едва ли не анабиоза, никуда уже не торопясь, брели мы по улицам, прощались с прекрасным городом. И под занавес Перуджа преподнесла сюрприз, привела в монастырь Сан-Пьетро.
Монастырь, густо оплетенный по-осеннему покрасневшим девичьим виноградом, оказался веселым, оживленным местечком. Там деловито снует студенческая молодежь, хохочет, пьет кофе и колу, на древних стенах расписание завтрашних лекций, под аркадами светятся мониторы ноутбуков.
В церкви пустынно и тихо, и «Пьета» Перуджино, конечно же, прекрасна. Но за прошедшие дни мы повидали столько шедевров... Стыдно, но для меня, пожалуй, прекрасного оказалось многовато. Не без растерянности ощущаю существенные прорехи в памяти. Удастся ли восстановить утраченное, переварить увиденные чудеса?
Признание варварское, но монастырь Сан-Пьетро запомнился в первую очередь вовсе не Перуджино. Сюрпризом оказался средневековый сад (именно так обозначено на табличке это волшебное пространство), в который, выйдя из церкви, проникли мы сквозь полукруглую арочку. И в этой уютной ухоженной декорации сразу почувствовали себя восхитительно.
Не знаю, существует ли в саду субординация, но каждое растение живет здесь сепаратно, с чувством собственного достоинства, смотрится равно значительно (даже многозначительно). И вековая гигантская магнолия со свечками-шишками, посверкивающими из темно-зеленой тьмы малиновыми огоньками-семенами. И древняя олива с растрепанной серебряной шевелюрой и серым жилистым стволом, смахивающим на экорше мощного торса. И множество затейливо сформированных вечнозеленых кустиков с крепкими толстенькими стволиками. И даже баклажан с тугими коричневыми плодами-каплями идеально правильной формы в этом пространстве ощущает себя личностью.
В саду обнаружилось множество прелестей, и среди прочего стайки безвременников цвета пурпурной сирени (любимого моего цвета), прудик с одинокой красно-золотой рыбешкой, шныряющей среди разноцветных камешков, та самая яблоня, увешанная мелкими крепкими яблочками (конечно же, свое яблоко, свой средневековый плод я не сорвала с ветки, не посягнула, а всего-навсего нашарила в траве под деревом), круглая беседка, сплетенная из гибких то ли лоз, то ли стволов. А в одном из закутков сада обнаружилась самая настоящая лаборатория алхимика с чучелом филина и прочими атрибутами этой сокровенной науки.
В круглой беседке за столом из мельничного жернова мы уютно посидели с объявившейся в саду славной четой Юликовых и завершили этой светлой, благостной, почти пасторальной нотой перуджинский период своей жизни.
Октябрь 2008
Перуджа-Москва
Ирина Коккинаки
Поездка оставила впечатление несравненной подлинности всего увиденного в провинции Умбрии, где современность явлена разве что техникой и внешним обликом обитателей. Ни пейзаж, ни каменные мостовые городов, ни улицы не утратили самой характерной для Италии черты - неподдельности. Земля, по которой вы ходите, заставляет ощущать себя частью беспрерывной истории места. Места, где каждое движение чревато открытием древности, а безыскусный закуток пространства таит в себе редчайший образец искусства. Как, например, в городке Читта делла Пьеве. Не будь карты и радушного итальянца, с гордостью указывающего путь к местным достопримечательностям, вы никогда не догадались бы, что за одной из дверей плотно стоящих зданий – шедевр Пьетро Перуджино. Вы преодолеваете крутой уклон узкой улочки, входите в ничем не примечательную дверь и перед вами распахивается бесконечное пространство пейзажа. Это «Поклонение волхвов» в Оратории Санта-Мария деи Бьянки, одна из самых вдохновенных и завораживающих композиций, созданных мастером. Здесь, как и в тревийской церкви, стена которой украшена той же композицией, фреска заставляет почувствовать всю силу вещи в ее контексте. Сочетание цветов, немыслимое по своей пестроте и при любом другом составе красок показавшееся бы диссонансным, обладает магнетизмом радужного спектра. В прямом смысле слова святая живопись, эта композиция воздействует мягкостью тональных градаций, виртуозно переданных природными пигментами. Живопись Перуджино кажется следствием природы вещей, искусно претворенной в форме живописи. Соединение цветов в ней непреложно как в радуге, одном из чудес преломления дневного света.
Ощущение взаимосвязи искусства и земли, по которой вы ступаете, и память о которой сохраняется «в ногах», постоянно сопровождает вас в путешествии. Будь то горы, обступающие вас, где добывался камень, из которого растирали краски, будь то глиняные карьеры, превращающиеся потом в керамику исторической Деруты, будь то стада, проделывающие печальный путь до колбасных и кожевенных витрин. Ощущение аграрно-ремесленной страны отличает эту итальянскую провинцию.
Юлия Кузовлева
Это была моя четвертая поездка в Италию, конечно, она отличалась от предыдущих. Прежде всего тем, что акцент был сделан на провинцию. Самые приятные и сильные впечатления связаны с красотой местных пейзажей, очень понравились горы, Тразименское озеро, итальянская Адриатика и потрясающие просторы. На моих снимках, по-моему, самые лучшие кадры - с Тразименского озера. Там было очень уютно, положительная энергетика, и только туда мне хотелось бы вернуться, может, даже провести какую-то часть отпуска. Из музеев очень запомнилась пинакотека в Урбино.
Не могу не рассказать об одном дне, проведенном в Милане. Мне уже посчастливилось побывать там, и я неплохо представляю этот город. В этот раз совершенно случайно мое пребывание оказалось "театральным". Утром я зашла в музей театра Ла Скала. Музей очень приятный, там есть и вещи, и музыкальные инструменты и, конечно, портреты исполнителей оперы и балета. Есть романтичный портрет Рудольфа Нуриева! В те дни в музее проходила небольшая, но прекрасно организованная выставка, посвященная 100 летию со дня рождения Караяна. А вечером попала на спектакль Пикколо театро ди Милано "Сон в летнюю ночь". Интересно, что в эти же дни часть труппы Пикколо театро давала "Арлекина" в Москве, в Малом театре. "Сон в летнюю ночь" - восхитительный спектакль,где многое из обстановки отдается на воображение зрителя, но эта игра со зрителем очень увлекательна! Мне кажется, такой приятный театральный вечер поставил восклицательный знак в конце моего итальянского путешествия.
Елена Ларина
САН ЛЕО (день первый)
Умбрийский воздух соткан тонко,
Прозрачен,мягок, серебрист,
Ударил колокол не звонко
И долгой нотой звук повис...
Здесь поразительна беспечность
Цветущих крокусов в траве,
Пусть рядом каменная вечность,
Легко их желтой голове.
Холмы торжественно спустились
В простор за крепостной стеной,
С собой мы только что простились,
А может... встретились с собой?
ЗАКАТ У САН АНЖЕЛО (день шестой)
В день шестой
на улицах Перуджы
Солнце осветило сумрак стен.
Отступил на время
древний ужас,
Душу захвативший
в плен.
В темных храмах
всматривались в лики,
А они в тебя -
глаза в глаза,
Свечи,
витражи,
цветные блики,
Из под двери - света полоса...
Улочки тесны
и мрачны стены,
Вздуху осталось -
на глоток,
В этих закулисьях
древней сцены
Ищешь взглядом
неба
потолок...
Вот и Небо !
Возле Сан Анжело
Мы - одни,
и тишина бездонна,
Взмах...
и на мгновенье заалело
Из под синего плаща Мадонны...
СНЫ В ПЕЗАРО. (день последний)
Себя хочу сравнить я с морем,
Во мне - ленивая волна...
И неожиданным покоем
Я до краев полна.
Во мне мерцающие дали,
Дороги, города. холмы...
В пейзажах этих нет печали,
Умбрийский свет сильнее тьмы.
Средневековые кастелло
Веками встроены в пейзаж...
Сполетто,Нарни, Тоди, Спелло,
Я вспоминаю как мираж...
Все отступает... Храмы, фрески,
Я выплеснута на песок...
За краем легкой занавески
Твой сигареы огонек...
ВОЗВРАЩЕНИЕ (день певый)
Я сложила крылья,
Убрала в коробку.
Вот сижу я дома,
Что от крыльев толку ?
Занавешу окна,
И зажгу я свечки,
Я сниму сережки,
Я сниму колечки,
Сяду на диване,
Буду ждать весны,
Видеть об Италии
Радужные сны.
4 - 20 октября 2008