Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

 

УДК 75.091.8(091) (470.57)

© Александра Евгеньевна НАВОЗОВА

член Ассоциации искусствоведов (АИС)(г. Уфа)

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

К СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

В БАШКОРТОСТАНЕ (ХХ – НАЧАЛО ХХI вв.)

 

Со времени зарождения профессионального изобразительного искусства в Башкирии в начале ХХ столетия состоялось значительное количество самых разных художественных выставок, некоторые из них можно назвать знаковыми – с ними связаны важные для башкирского искусства события, имена, даты. Однако история художественных выставок – как неотъемлемая часть истории изобразительного искусства Башкортостана и один из важнейших показателей его развития – пока не стала предметом специального искусствоведческого исследования[1].

По данной теме имеется богатый региональный материал: каталоги выставок, научные работы, посвященные изобразительному искусству республики, публикации в печатных СМИ и Интернете, воспоминания художников, архивные документы. Изучение этих источников позволит сравнить, как на разных этапах нашей истории проходили выставки, что на них экспонировалось или не допускалось к показу, какой был резонанс в обществе и в среде специалистов, что ожидалось от выставок и что в действительности явилось их результатом.

В истории художественных выставок Башкортостана можно выделить три логико-хронологических этапа: досоветский (2-я половина XIX в. – 1910-е гг.), советский (1920-80-е гг.) и постсоветский (c 1991 г.). Очевидно, что наиболее затруднительной будет работа по реконструкции её раннего этапа, а также периода 1960-80-х гг. Это связано с тем, что далеко не все выставки освещались в специальной литературе и в прессе, некоторые остаются известными лишь узкому кругу людей. Таким образом, одна из задач исследования – устранить белые пятна в истории выставочной деятельности Башкортостана и ввести малоизвестные выставки в научный оборот.

Следует осветить также современное состояние дел в данной области, поскольку художественная жизнь стала сегодня намного интенсивнее, многограннее, и сама выставка стала более сложным явлением чем, тридцать, а тем более сто лет назад. Выставка – это не только публичный показ художественных произведений, артефактов. Это, прежде всего, способ, форма ознакомления зрителей с традиционными и современными видами искусства, с многообразием направлений художественного творчества. Сегодня используются как привычные, так и новые методы подачи информации, предусматривается большая или меньшая активность публики, распространились и широко трактуются такие явления, как арт-проект, акция. На стыке подобных форм выставка приобретает новые функции, может включать в себя элементы обучения, игры, музыкального концерта, театра и др. Подобные изменения в искусстве, их взаимосвязь с изменениями, происходящими в окружающей действительности, давно интересуют специалистов гуманитарной области знаний – философов, психологов, социологов, искусствоведов, культурологов. Их опыт, бесспорно, поможет в осмыслении не только заявленной темы, но и современных художественных процессов, происходящих в республике.

Обратившись к теории вопроса, отметим, что в научной литературе выставкой называют как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. Художественные выставки принято классифицировать в основном по следующим признакам: по статусу (международные, всероссийские, региональные, республиканские, городские, районные)[2]; по продолжительности функционирования (стационарные, временные и передвижные)[3]; по периодичности функционирования (ежегод­ные, биеннале, триеннале и др.); по назначению (юбилейные[4], конкурсные[5] и др.; дополнительные функции возложены на выставки‑публикации[6], ‑презентации, ‑ярмарки[7], ‑аукционы); по составу участников (персональные, а также коллективные[8] или групповые[9] – по принадлежности участников, например, к творческим группам и объединениям, или же выставки членов Академии художеств, представителей творческих союзов, учащихся художественных учебных заведений, самодеятельных авторов); по форме организации (официальные и неофициальные); по составу экспозиции (посвящаются жанрам, традиционным видам изобразительного и декоративного искусства, направлениям актуального художественного творчества; специализированные)[10]. Среди выставок, организуемых музеями, особое значение имеют выставки новых поступлений, а также сборные выставки, посвященные отдельным явлениям и периодам истории искусств, с привлечением произведений из собственных фондов, частных коллекций, других музеев России, зарубежья или обменные.

На практике выставки соединяют в себе сразу несколько признаков, поэтому их принятая классификация условна. При подготовке выставки традиционно определяются её тема и концепция (замысел, разработка проекта и способы его воплощения), в последнее время используются широкие возможности, чтобы анонсировать будущий проект. Отбор на художественные выставки по тематике произведений и их качеству, присуждение наград и премий проводит специальная комиссия (жюри), входящая в состав выставочного комитета, занимающегося комплектованием экспозиции, организационными и другими вопросами. Итак, очевидно, что художественную выставку как предмет исследования важно рассматривать с разных сторон, в соответствии с осуществляемыми ею функциями: необходимо ответить, чем является выставка для художника, для зрителя, для музея и галереи, каков её вклад в развитие культуры в целом.

Обратившись непосредственно к истории художественных выставок в Башкортостане, отметим лишь наиболее важные моменты. Уже со 2-й половины XIX в. в различных учреждениях организуются показы произведений известных русских живописцев из частных коллекций, работ местных художников‑любителей. Последние не отличались особым разнообразием, в основном это были графические наброски и живописные этюды, отражавшие повседневные впечатления авторов. Во 2-й половине 1910-х гг., с зарождением профессионального изобразительного искусства и появлением «Уфимского общества любителей живописи»[11] выставочная деятельность активизируется. Это было связано также с пребыванием в Башкирии в 1915-17 гг. известного художника и поэта Д.Д. Бурлюка [Янбухтина 1993; Евсеева 1994]. Эпатажная личность этого футуриста, представителя нового, «хулиганского», по мнению Н.А. Бердяева, поколения в российском искусстве 1910-х гг., и смелые работы Бурлюка, экспонировавшиеся на местных выставках, усилили интерес публики к авангардному искусству. Таким образом, в первые десятилетия ХХ в. рядом с профессиональными художниками увлечённо работали и активно выставлялись любители; в целом это был достаточно демократичный период, когда на выставках соседствовали работы в духе академизма, импрессионизма, авангардизма, примитивизма.

С развитием музейного дела и открытием в 1920 г. Уфимского художественного Пролетарского музея им. Октябрьской Революции (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова; далее – БГХМ), с учреждением в 1925 г. Уфимского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР) [Леонидова, Попова 2005, с. 221] и созданием на его основе в 1934 г. башкирского отделения Союза художников России (далее – СХ) выставочная деятельность в республике становится всё более интенсивной. Наряду с этим с конца 1920-х гг. выставки превращаются в просветительно-идеологические мероприятия, а для художников становятся формой «творческого отчета» перед народом и государством. В экспозициях доминируют пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые композиции в духе традиционного и социалистического реализма, появляются произведения психологического портрета, исторического жанра, индустриального пейзажа. СХ становится основным организатором художественных выставок в республике вплоть до 1990-х гг.

В виде исключения вспомним выставку «Художники окраины» (1929.  Сан-Диего, США) [Янбухтина 1993]. Это первое участие молодого изобразительного искусства республики в зарубежном показе знаменательно уже само по себе. Кроме того, живой интерес публики и специалистов, а также доброжелательные отзывы о работах башкирских художников, имевших в то время минимальные условия для творчества, поддержали их энтузиазм, укрепили веру в собственные силы.

В годы Великой Отечественной войны выставки носят агитационно-патриотический характер, ведущим жанром становится плакат. С середины 1940-х гг. расширяется тематическое содержание выставок, наряду с живописью и уникальной графикой в экспозициях появляются произведения скульптуры, с 1950-х гг. – печатной графики, керамики.

1960-70-е гг. – время расцвета школы башкирской живописи, ставшей значительным явлением в искусстве России, она с успехом экспонируется в республике и за её пределами. Этот период характеризуется появлением целого созвездия крупных мастеров и нового поколения талантливой молодёжи, благодаря чему активно развиваются разные виды и жанры изобразительного, отдельные виды декоративного искусства. Имена многих авторов известны в стране, их произведения демонстрируются на всероссийских и зарубежных выставках, репродуцируются в газетах и журналах. В 1964-91 гг. художники республики участвуют в масштабном художественном проекте «Урал социалистический», очередную выставку этого проекта в 1974 г. принимала Уфа в Центральном выставочном зале (ныне Уфимская художественная галерея, далее – УХГ); с 1991 проводится региональная выставка «Урал», в Уфе она состоялась в 1997[12]. С началом осуществления государственной поддержки предприятий художественных промыслов с 1960-х гг. организуются постоянные выставки-продажи сувенирных и подарочных изделий Производственного объединения «Агидель»[13]. С 1970-х гг. отмечается расширение географии выставочной деятельности, что связано с открытием филиалов БГХМ  в ряде городов Башкирии [Евсеева, Зубаирова 2001, с. 153-156].

В 1960-80-е гг. в изобразительном искусстве усиливаются тематические и стилистические поиски (художники обращаются к «суровому стилю», перерабатывают опыт импрессионизма, авангардизма, примитивизма, экспрессионизма), одновременно ужесточается отбор работ по принципу соответствия установкам соцреализма; в отсутствие творческой независимости и выставочных перспектив некоторые художники были вынуждены уехать из республики. Однако, в 1980-е гг. в стенах дворцов культуры, учебных заведений и студенческих клубов разворачиваются, часто полуофициальные, т.н. молодёжные выставки, иногда с участием представителей старшего поколения. Они показали, что в предчувствии больших социально-политических перемен усиливается творческая и гражданская активность художников, в их среде появляются неформальные лидеры и яркие творческие индивидуальности, формируется новое понимание современных задач искусства [Янбухтина 2009].

С конца 1980-х гг. в Башкортостане появляются первые творческие группы и объединения («Сары бия», «Инзер», «Март», «Чингисхан» и др.) [Гарбуз 2007] и ряд художественных галерей (галерея банка «Восток», «Сангат», «Новая галерея», «Урал», «Мирас» и др.). Галерейно-выставочная деятельность в республике выходит на новый уровень, начинает интенсивно развиваться как одно из перспективных направлений частного бизнеса. Экспозиции все шире отражают творческие интересы местных авторов: в поисках наиболее адекватных способов выражения собственных идей они создают оригинальные версии гиперреализма, сюрреализма, экспрессионизма, метафизической живописи и др., наряду с этим сохраняется интерес к традиционному реализму. Многие выставки теперь сопровождаются содержательными, хорошего полиграфического качества буклетами, альбомами, каталогами.

На новом этапе национального самоопределения неподдельный интерес вызывают выставки традиционного декоративного искусства народов Башкортостана, позднее применяется новый подход в его экспонировании – появляются выставочные проекты, концептуально объединяющие произведения традиционного и современного искусства региона: «От тамги до авангарда» (галерея банка «Восток», Уфа, 1994), «Народное декоративно-прикладное искусство башкир и его отражение в произведениях  современных художников Башкортостана» (БГХМ, 1997) и др. Одновременно набирает силы еще одна тенденция: показ произведений визуальных и пластических искусств (печатная и компьютерная графика, скульптура, объекты, фотография, дизайн и др.)[14], в которых демонстрируются радикальные художественные взгляды авторов, первостепенное значение имеют абсолютная свобода самовыражения и творческий эксперимент.

В местной выставочной практике укореняются и другие явления. Так, с конца 1980-х гг. художественные выставки и выставочные проекты выходят за пределы традиционных экспозиционных площадей, что позволяет приблизить произведения искусства к потенциальному «потребителю» и расширить зрительскую аудиторию. Например, в парках и скверах городов и районов республики устанавливаются произведения, созданные на открытом воздухе местными и приезжими мастерами в рамках российских скульптурных симпозиумов (в Башкортостане – с 1988) [Миннигулова 2008]; наружные витрины нижних этажей зданий используются для фотовыставок (галерея «Башкортостан» – выставочные витрины предприятия «Башинформсвязь»; с 1990-х гг.); в торгово-развлекательном комплексе «Мир» осуществляется арт-проект «Коровы» творческого объединения «Чингисхан» (с начала 2000-х гг., оба – Уфа). Традиция устанавливать в местах массовых новогодних гуляний ледяные скульптурные композиции теперь осуществляется в Уфе в формате выставки-конкурса «Вьюговей» с привлечением молодых художников и определением лучших работ[15].

Республика приобщается и к другим тенденциям мировой культуры. Так, художественные выставки, сохраняя основную функцию, часто становятся смежной формой деятельности, а также одним из дополнительных способов привлечения публики в учебные, культурные, общественные учреждения. В Башкортостане художественные выставки организуют Дом актёра, Дом архитектора, дома-музеи С.Т. Аксакова, А.Э. Тюлькина, галереи Уфимской государственной академии искусств, санатория «Янган-Тау», галерея «Аcademia» Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), выставочный зал «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета и др. Выставки становятся одним из элементов престижа, они проводятся в торгово-деловых, развлекательных, гостиничных комплексах: в Центральной художественной галерее (далее – ЦХГ) в «Гостином дворе», выставочных залах «Президент-Отеля», «Галерее АРТ» комплекса «Планета кино» и др.

Активно применяются новые технологии и способы подачи художественных идей в различных формах актуального искусства (ассамбляж, инсталляция, перформанс, боди-арт, видео-арт и др.): перформансы объединения «Чингисхан» («Науруз-байрам», 1997, Уфа; «Сульде», 2002, Благоварский район РБ, и др.), арт-проекты «Ежедневник» группы «VANDE» (2001, Малый выставочный зал СХ), «Без дна» Е.В. Севастьянова (2005, ЦХГ. Оба – Уфа)[16]. Также наблюдаются явления визуального искусства, в которых синтезированы элементы художественной выставки, театра, показа мод, эстрадного шоу и др.: «HI-MERA» (2000, ЦХГ), форумы моды (с 2003, Городской дворец культуры, далее – ГДК; оба – Уфа) и др.

Кроме того, в течение многих десятилетий в Башкортостане сохраняется неизменной традиция проведения специализированных художественных выставок, которые демонстрируют состояние дел в отдельных областях искусства, поддерживают высокую профессиональную планку и, как правило, сопровождаются изданием информационно насыщенных, иллюстрированных каталогов. Среди них: Уральская триеннале печатной графики (с 1987, с 2001 – международная «URAL PRINT TRIENNIAL»), Выставка российской скульптуры (респ. – 1996, рос. – 2006), Гала-выставка профессионального декоративно-прикладного искусства Башкортостана (1997, 2002, 2008), выставка «Акварельная весна» (респ. – с 1998, междунар. – с 2005), молодёжные – выставка молодых художников Башкортостана «Белая река» (биеннале, с 1996. Все – УХГ), ежегодные осенние выставки, посвященные Дню Республики Башкортостан (с 1999, ЦХГ).

Особую роль в развитии искусства играют Открытый региональный выставка-конкурс детского художественного творчества им. А.А. Кузнецова (с 1991) и Всероссийский выставка-конкурс детского юмористического рисунка «Черниковская котовасия» (с 1998; оба – ежегодно, оба – Уфимская художественная школа № 1 им. А.А. Кузнецова), Открытый республиканский конкурс детского художественного творчества им. А.Э. Тюлькина (с 2001, биеннале, Художественная школа № 2. Все – Уфа).

Искусство Башкортостана конца ХХ – начала ХХI столетий – явление сложносоставное, представляющее собой конгломерат различных течений и стилей, а потому выставочная деятельность здесь весьма интенсивна и имеет множество векторов развития. В республике представлено всё разнообразие выставок (в соответствии с их научной классификацией; избранные выставки последних 30 лет как наиболее показательные приведены в сносках 3-10). Среди новых форм отметим выставку-презентацию, в рамках которой подводятся итоги большой исследовательской работы, проводившейся, в том числе, на материале данной выставки одним или группой авторов. В Башкортостане это выставки-презентации с публикацией искусствоведческих изданий: «Золотые олени Евразии» (в рамках одноименной выставки, 2002, БГХМ), альбома-каталога «Наиль Латфуллин. Живопись» (2004, на выставке, посвященной дню памяти художника в Музее современного искусства им. Наиля Латфуллина в Уфе), монографий А.Г. Янбухтиной «Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век» (в рамках экспозиции произведений традиционного и профессионального декоративного искусства Башкортостана, 2007) и «М.Д. Кузнецов. Живопись» (в рамках персональной выставки художника, 2010. Обе – галерея «Аcademia» УГАЭС, Уфа). Подобные выставки в республике пока не многочисленны, но перспективы имеются, поскольку в последние годы были защищены несколько диссертаций, посвященных искусству региона.

Итак, даже при беглом, предварительном ознакомлении с материалом по данной теме, очевидно, что он велик по объёму и крайне неоднороден; бесспорно, что работа по его систематизации будет нелёгкой, но интересной. Конечно, в полноценном исследовании необходимо затронуть многие аспекты, но его основные задачи – выявить принципиальные особенности тех этапов, которые составляют более чем вековую историю художественных выставок Башкортостана, определить её наиболее важные вехи, её местные особенности, осмыслить современное состояние данной области и значение выставок в развитии изобразительного искусства региона. Одним из итогов исследования должно стать издание, содержащее систематизированный перечень выставок прошедшего и начала текущего столетий, уточненные сведения о них и библиографию, оно позволит составить более полное представление об истории выставочной деятельности в Башкортостане.

Значение выставок общеизвестно. Они способствуют выявлению новых имен и перспектив в развитии искусства, просвещению общества, помогают зрителю осмыслить такие принципиальные для классического искусства понятия как «традиции», «художественные техники», «мастерство», поддерживают интерес к художественной культуре в целом. Выставки помогают установлению творческих контактов между художниками, искусствоведами, галеристами, публикой, организациями и учреждениями, играют важную роль в формировании художественной среды. Кроме того, в современных условиях, когда на нас со всех сторон настойчиво воздействует массовая, китчевая культура [Ортега-и-Гассет 2002], выставки предоставляют возможность познакомиться с уникальными авторскими произведениями, способствуют сохранению и развитию высокого уровня художественной культуры.

Всё перечисленное имеет место и в Башкортостане. Здесь, на перекрестке восточной и западной культур, где высокий уровень толерантности в обществе является одним из проявлений традиционного мировосприятия, широкие возможности обретают как художники, так и публика: среди разных направлений искусства, сосуществующих в республике, среди многочисленных и самых разных по содержанию выставок любой найдёт для себя что-то близкое и интересное.

 

Список литературы

  1. Янбухтина, А.Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин. Из истории художественной жизни Уфы / А.Г. Янбухтина // Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы междунар. конф., Уфа, 10-11 декабря 1992 г. / отв. ред. А.В. Гарбуз. – Уфа, 1993. – С. 214-234.
  2. Давид Бурлюк. Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Кн. I и II / авт. вступ. ст., сост. кат. и разделов С.В. Евсеева. – Уфа: Башкортостан, 1994.
  3. Леонидова, Т.Л., Попова, Л.Н. Ассоциация художников революционной России / Т.Л. Леонидова, Л.Н. Попова // Башкирская энциклопедия: в 7 т. Т. 1: А-Б. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. – С. 221.
  4. Евсеева, С., Зубаирова, А. Просветительская работа в БГХМ им. М.В. Нестерова. История, реальность, перспективы / С. Евсеева, А. Зубаирова // Сообщения Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова. Юбилейное издание / ответств. сост. и науч. ред. С.В.Евсеева. – Уфа: Автор, 2001. – с. 152-156.
  5. Янбухтина, А.Г. Михаил Кузнецов. Живопись / А.Г. Янбухтина. – Уфа: Автор: Автор-проект, 2009. – 128 с.
  6. Гарбуз, А.В. Современная художественная культура Башкортостана. Живопись. Поэзия. Музыка / А.В. Гарбуз. – Уфа: Гилем, 2007. – 168 с.
  7. Миннигулова, Ф.М. Скульптурные симпозиумы в Башкортостане (1988-2004) / Ф.М. Миннигулова // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Том 13. – № 2. – С. 353-356.
  8. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 509 с.

[1] В основе данной публикации – статья «Художественные выставки» Л.И. Кудояровой и А.Е. Навозовой для 7 тома «Башкирской энциклопедии». В переработанной статье автором более подробно изложена история художественных выставок в Башкортостане, приведён богатый фактический материал, освещены некоторые проблемы и предполагаемые направления в изучении данной темы, в целом – это предварительный взгляд на предмет возможного научного исследования.

[2] В соответствии с классификацией в сносках 3-11 для примера приведены лишь некоторые выставки 1980-2010-х гг., посвященные непосредственно искусству региона. Международная: выставка произведений современных художников тюркоязычных стран (по линии ТЮРКСОЙ, 2000. БГХМ, Уфа).

[3] Передвижные выставки: совместная выставка, представляющая произведения М.В. Нестерова из собраний Киевского музея русского искусства и БГХМ им. М.В. Нестерова (1990. Киев, Киевский музей русского искусства; Уфа, БГХМ; Донецк, Донецкий художественный музей); международный перспективный арт-проект «Внутренняя Азия» (2002-2004. Бишкек, Алматы, Ташкент, Уфа, С.-Петербург, Новосибирск); российская выставка «Урал. Художники Башкортостана» (2004. Москва, С.-Петербург, города РБ).

[4] Юбилейные выставки: выставка произведений преподавателей и воспитанников Уфимского училища искусств к его 70‑летию (1996), «Образ Уфы в произведениях художников Башкортостана», посвященная 425‑летию столицы РБ (1999. Обе – БГХМ); выставка карикатуристов, посвященная 80-летию юмористического журнала «Хэнэк» (2005. галерея «Урал»); выставки, посвященные 75‑летию Союза художников (2009. УХГ), 15‑летию Творческого союза художников (2010, УХГ. Все – Уфа); персональные юбилейные выставки мастеров изобразительного искусства Т.П. Нечаевой (1992), А.Ф. Лутфуллина (1998), А.Х. Ситдиковой (1993), К.С. Девлеткильдеева (1997), М.Н. Арсланова (2000), А.Э. Тюлькина (2009. Все – БГХМ, Уфа).

[5] Выставки‑конкурсы: к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова (1991, БГХМ); республиканская, к 110-летию Г. Тукая (1996); на лучшее произведение изобразительного искусства, посвященного Салавату Юлаеву и его сподвижникам; выставка-конкурс молодых художников Башкортостана на лучшее произведение изобразительного искусства (оба – 2004. Все – УХГ, Уфа).

[6] Выставки-публикации: произведений М.В. Нестерова из музеев РСФСР (1983), Д.Д. Бурлюка из музеев российской провинции (1994. Обе – БГХМ, Уфа).

[7] Выставки художественных изделий, посвященные Дню города и в рамках «Рождественских ярмарок» (1990-е гг., комплекс «ВДНХ»); выставка-ярмарка «Сувенирная и подарочная продукция», посвященная 450‑летию добровольного присоединения Башкортостана к России (2006, комплекс «Баштехинформ». Все – Уфа).

[8] Коллективные: выставка произведений лауреатов Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева (1991); выставка, посвященная первому Всемирному курултаю (конгрессу) башкир (1995. Обе – БГХМ, Уфа).

[9] Групповые: выставки художественных групп «Сары бия» (1989, УХГ), «Инзер» (1989, УХГ; совместно с группой «Март» – УХГ, БГХМ. Обе – 1990), «Март» (1989, Центр научно-технической информации; 1991, УХГ), «Отражение» (1990, 1992. Обе – УХГ); выставки творческих объединений «Чингисхан» (1995, УХГ; 2000, БГХМ), «Артыш» (1995, 2002, обе – УХГ; 1996, галерея «Урал». Все – Уфа).

[10] Специализированные выставки: «Лучший модельер Республики» (1988, Дом моделей); выставка произведений художников‑сценографов РБ (2000; УХГ); российская «Полиграфия. Реклама. Дизайн» (ГДК); открытая республиканская выставка «Художественный текстиль» (УХГ. Обе – 2007), фотовыставка кинофотоклуба «Агидель» (2009, Конгресс-холл. Все – Уфа).

[11] Создано в 1913 г., в 1915 г. переименовано в Уфимский художественный кружок. Им организовано 3 выставки местных художников, в т.ч. с участием Д.Д. Бурлюка. Прекратил своё существование в 1917 г. в связи с событиями Гражданской войны. Сведения о кружке имеются в примечании к главе «Давид Бурлюк» в издании: Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Живопись и графика второй половины ХIХ –первой половины ХХ века. Михаил Нестеров. Давид Бурлюк. Касим Девлеткильдеев. Александр. Тюлькин: Каталог выставки / сост. В.М. Сорокина, С.В. Игнатенко. – Уфа: Автор, 2007.

[12] В СССР это были т.н. зональные выставки, объединяющие художников одной географической зоны: Г.Р. Пикунова. Урал социалистический // Художник и дыхание современности. – Л., 1975. – С. 40-48; Каталог выставки 1997 г., к сожалению, не был издан.

[13] Один из магазинов-салонов «Агидель» функционирует сегодня в центре Уфы в отдельном здании.

[14] В числе наиболее известных выставка «Объекты», экспонировавшаяся в Уфимской художественной галерее (Объекты: Каталог выставки. – Уфа: Точка, 2004).

[15] Организатором выставок-конкурсов ледяной скульптуры традиционно является администрация Уфы, в них соревнуются 7 районов столицы. К участию приглашаются все желающие художники и скульпторы (на практике в основном студенты и выпускники художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета). Каждый год все ледяные городки объединяет общая тема (в 2003 – символ года коза, в 2007 – 450-летие добровольного присоединения Башкортостана к России, в 2008 – народные сказки с участием мыши, в 2011 – коты и зайцы – персонажи народных сказок, литературы, мультфильмов). Эскизы, выигравшие в предварительном конкурсе, выполняются в материале (предоставляется организаторами). В скульптурных композициях оценивают художественный уровень, оригинальность объёмно-пространственного решения и оформления (в т.ч. использование нетрадиционных материалов), техничность исполнения, а также единство замысла и функциональность всего городка. Интересно, что гости города, обсуждающие зимние впечатления в Интернете, отмечают, что в «Уфе ледяные скульптуры никто не охраняет и почти никто не ломает»; кроме того, подобные конкурсы, проводящиеся в разных городах России, породили новый художественный конкурс фотографий ледяных скульптур «Ледовые сокровища», организованный в 2011 г. поисковой системой «Яндекс». См.: http://fotki.yandex.ru/contest.xml?id=92

[16] Творчество художников объединения «Чингисхан», эксперименты в области актуального искусства Е.В. Севастьянова и других художников, новости культуры широко освещаются в уфимском издании «ВысокоХудожественный журнал» (гл. редактор В.М. Ханнанов).