Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Содержание материала


ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

УДК 7с (Т98)

© Наталья Владимировна ТЮТЮГИНА
кандидат искусствоведения, преподаватель Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна
(г. Уфа)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

К ВОПРОСУ О ПРЕБЫВАНИИ ХРИСТА НА ВОСТОКЕ. ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ РЕРИХОВ 1923-1928 гг.

Одной из научных задач, которая стояла перед Центрально-Азиатской экспедицией (1923-1928 гг.) во главе со всемирно известным художником и исследователем Николаем Константиновичем Рерихом, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке. Впервые подобные сведения на суд европейской науке в XIX веке были представлены российским журналистом и путешественником Н.А. Нотовичем, обнаружившим текст неизвестного Евангелия в Тибете. В 1893 г. исследователю удалось опубликовать Тибетское Евангелие во Франции под названием «Жизнь святого Иссы, наилучшего из Сынов Человеческих». В 1895 г. этот текст был издан на английском языке, а в 1910-ом – на русском в Петербурге.
В Тибетском Евангелии, помимо известных канонических событий, рассказывается также о неизвестном периоде жизни Иисуса с 14 до 29 лет. Как свидетельствует текст, Христос провел эти годы в Индии и Гималаях [Нотович 2004; Шапошникова 1999, с. 353-372] .  Рерихи были следующими европейскими учеными, которые подтвердили подлинность рукописи, найденной Н.А. Нотовичем. Н.К. Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной, философом, и старшим сыном Юрием Николаевичем, востоковедом , посетили в 1925 г. расположенный в горной области Ладакх монастырь Хемис, в котором в 1887 г. Н.А. Нотович обнаружил рукопись. Николай Константинович в путевом дневнике записал: «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане  и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 81-82]. Н.К. Рерих связал эту рукопись с несторианскими источниками и датировал ее 5 веком [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 82]. Елена Ивановна, в письме 1938 г., также особо отметит текст, опубликованный в свое время Н.А. Нотовичем [Рерих Е. 2006, с. 30-31].
Одну из главных задач современной науки Рерихи видели в очищении древних религиозных Учений от позднейших наслоений. Ими утверждалось единство источника мудрости всех мировых религий. В своем экспедиционном дневнике Николай Константинович приводит ряд фрагментов из Учений Будды, Конфуция, Христа, которые раскрывают это единство. По мнению Н.К. Рериха воззрения всех Великих Учителей человечества являются Учением об Общине [Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, c. 85]. В путевом дневнике Николай Константинович приводит обширные выдержки из публикации Н.А. Нотовича . В Тибетском Евангелии ученый отмечает особо тот факт, что Христос, как и Будда, проповедовал в Индии не среди религиозной элиты браминов и светской власти кшатриев, а среди самой униженной части населения – вайшьев и шудр [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 82]. Обращает на себя внимание Н.К. Рериха и высказывание Иссы о Святом Духе, энергия которого проявляет себя в человеке через сердце [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с.83]. Далее Николай Константинович цитирует фрагмент, в котором говорится, что Исса прибыл вновь в Израиль в возрасте 29 лет. Особо в Тибетском Евангелии Н.К. Рерих подчеркивает, что «Великого Общинника» Христа «убил не еврейский народ, но представители римского правительства» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 82].
В фрагментах Тибетского Евангелия, которые цитирует путешественник и художник, Исса предстает как Учитель, утверждающий древние законы в их первоначальном смысле: «Законы Моисея я старался восстановить в сердцах людей. И вам говорю, что вы не разумеете их истинного смысла, ибо не мести, но прощению они учат, но значение этих законов извращено» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 84]. В дневнике Н.К. Рерих приводит и гимн женщине, который произносит Иисус: «Жена и мать – неоценимое сокровище, они украшение вселенной. <…> Ваши лучшие мысли должны принадлежать женщине. Черпайте в них ваши нравственные силы, необходимые вам, чтобы помогать ближнему. Не подвергайте ее унижениям, этим вы унизите только самих себя. Этим вы потеряете то чувство любви, без которого ничего здесь на земле не существует. Принесите почитание жене, и она защитит вас. Все, что сделаете матери, жене, вдове или другой женщине в скорби – сделаете для духа» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 84].
Образ Женского Начала как Космической Сущности и его проявления в женских обликах на земле – одна из центральных тем творчества художника. Малейшие следы в древних культурах, которые напоминали о единстве почитания всеми народами Великого Женского Начала, отмечались Н.К. Рерихом на протяжении всего маршрута экспедиции. В этой связи обширная цитата из древнего источника естественно вплетается в канву путевых размышлений мастера. «Язык Матери Мира одинаков для всех колыбелей, – писал Н.К. Рерих. – <…> Несуществующие материки уже сложили красоту Матери Мира – этой светоносной материи. Только невежество толкует о незнании древности» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 45,75]. Елена Ивановна Рериха позднее также запишет в своем дневнике неизвестное европейской науке восточное свидетельство о Матери Христа, которое затем будет включено ею в книгу «Надземное» из философского цикла «Живая Этика»: «Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери. О ней, поистине, мало известно, но, говоря о Великом Путнике, прежде всего, следует сказать о Той, которая незримо вела его по высотам» (Надземное, § 147). К образу Матери Христа Н.К. Рерих будет обращаться и после завершения экспедиции. Так в 1931 г. художник запечатлеет народное предание о Богоматери в картине «Madonna Laboris» (ил. 1): «Обеспокоился Апостол Петр, ключарь рая. Сказывает господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю». И сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным дозором». Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! Не мешай!» [Рерих Н. Держава Света 1992, с. 35].

Подводя итоги спорам о Тибетском Евангелии, в 1926 г. в Омске Н.К. Рерих в своем дневнике отметит: «В газетах пишут о том, что мы «нашли» манускрипт об Иссе. Откуда идет эта формула? Как могли мы найти то, что известно давно. Но мы нашли большее. Можно было установить, что формула Иссы-учителя воспринята и живет на всем востоке. <…> То, что для Запада – сенсация, то для Востока – давнее сведение. Пройдя Азию, можно убедиться, как мыслят народы» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 277].
В своем экспедиционном дневнике Н.К. Рерих приводит также фрагменты из источника, который, как он пишет, «менее известный». Из него, в частности, следует, что Иисус учился в храме около Лхасы у восточного мудреца по имени Минг-Сте [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 85]. В манускрипте, фрагменты которого впервые приводит художник, также говорится о том, что Иисус проповедовал в Ладакхе среди простого народа. Здесь приводится свидетельство и о воскрешении из мертвых. Этот факт также известен по текстам канонических Евангелий, разница лишь в том, что воскрешение Христом младенца совершается не в Израиле, а в Гималаях. В созвучии с каноническими Евангелиями звучат в рукописи и слова Христа о том, что Он пришел, чтобы помочь осознать людям свое божественное предназначение [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 86]. В фрагментах также представлено утверждение Иисуса о перевоплощении души как естественном законе эволюции [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 86].
Для Рерихов эволюционный закон перевоплощения души, известный человечеству с незапамятных времен, стал непреложностью еще в ранний период творчества. Так, в 1906 г. в литературном эссе «Марфа Посадница» Николай Константинович писал по поводу идеи перевоплощения: «Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем «странные» случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем их в кучу, огулом. То, что четверть века назад было только смешно, теперь наполняется особым значением» [Рерих Н. 1999, с. 263]. Исследования, опубликованные Еленой Петровной Блаватской – апологетом древней мудрости Востока, а также книги Рамакришны, Вивекананды, древнеиндийский текст «Бхагавадгита», в которых закон перевоплощения является основополагающим, входили в личную библиотеку Рерихов еще в России [Письма Е. Рерих 1992, с. 277]. В 1918 году свою повесть «Пламя» Н.К. Рерих также заключает словами о вечной жизни из Бхагавадгиты [Рерих Н. Цветы Мории 1992, с. 88] (Бхагавадгита, гл. вторая, раздел 17-18). В период пребывания Рерихов в Центрально-Азиатской экспедиции в 1925 г. в Париже под их руководством вышла очередная книга из цикла «Живая Этика» – «Озарение», в которой также сказано о законе непрерывности жизни и перевоплощении души (Листы Сада Мории. Озарение, часть  вторая, IV-12, V-13; часть третья, V-13).
На страницах экспедиционного дневника Николай Константинович также отдает дань памяти и Оригену (ок. 185 – 253/254), который один из последних христианских философов открыто утверждал идею предсуществования и перевоплощения души, за что церковь в 543 г. объявила его учение ересью. «Хороши были соборы, которые могли говорить против бесконечного, космического смысла материи!», – восклицает по этому поводу Н.К. Рерих [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 87]. В последствии Елена Ивановна посвятит проблеме перевоплощения души в христианской традиции не одну страницу своих писем, в которых на примерах из канонических Евангелий ею утверждается знание закона эволюции первыми христианами, закона, который был отвергнут официальной церковью через пятьсот лет после пришествия Христа, в 553 г. на Втором Константинопольском Соборе. «В Евангелиях, в словах самого Христа, мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так, в Евангелии от Матфея, гл. 17, стих 10-13: "И спросили ученики Его: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?” Иисус сказал им в ответ: “Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; таки сын человеческий пострадает от них”. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе". Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 1-3: "И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” Иисус отвечал: “Не согрешил ни он, ни родители его. Но для того, чтобы на нем явились дела Божии…”". Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения?» – писала Е.И. Рерих [Письма Е. Рерих 1992, с. 176-177].
Экспедиционный дневник, где представлены фактические свидетельства почитания Великого Учителя Христа в Азии, Н.К. Рерих опубликует в 1929 г., через год после завершения экспедиции. В том же году Е.И. Рерих издаст свод неизвестных науке сказаний под названием «Криптограммы Востока», в которых повествуется, в том числе, о жизни Христа. Эти сказания были записаны ею во время экспедиции и частично представлены в ранее изданной книге «Озарение» [Листы Сада Мории. Озарение, часть первая, IV – 13, V - 5; часть вторая, VII – 3,4.].
В «Криптограммах Востока» описывается Рождество Христово, которое, по сути, не противоречит Евангельской традиции, но представляет такие детали события, которые остались вне поля зрения канонических текстов [Сент-Илер 1993, с. 28] . Здесь повествуется также о том, что Христу после прибытия на Восток пришлось ждать три года прежде, чем Ему было указано отправляться в путь для дальнейшего постижения духовных знаний. Обучение Христос проходил у последователя Будды [Сент-Илер 1993, с. 30]. В Криптограммах Христос предстает как Великий Дух, который прошел труднейшие испытания, чтобы получить знание на Востоке. «Эта решимость с ранних лет провела Его через распаленную пустыню, и ноги Его горели так же, как у простого погонщика», – сказано в предании [Сент-Илер 1993, с. 30]. Этот Путь, по словам Христа, должен пройти каждый человек, устремленный к раскрытию в себе цветка духа: «Истинно, научаемся видеть рукою и ногою. Будет ли знать сущность недвижный? Как сложится убеждение наше, если не приложим руки? Дух наш на земле переносится ступнями» [Сент-Илер 1993, с. 30].
Елена Ивановна не раз писала о воскресении человеческого духа, которое утверждал Христос согласно восточным свидетельствам: «<…> каждый образованный человек знает значение термина Крестос или Кристос (Христос) и что он был заимствован из языческого словаря. <…> Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И после того, как ученик прошел все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения, и становился на языке мистерий Христом, т.е., «очищенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Ego. Ведь, именно, у первых христиан Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. И в этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Ego» [Письма Е. Рерих. 1992, с. 31, 34].
Самостоятельное место в «Криптограммах Востока» занимает также рассказ Марии Магдалины, в котором она описывает встречи с Христом, определившие ее судьбу [Сент-Илер 1993, с. 32]. Образ Марии Магдалины в религиозной традиции получил неоднозначную оценку – от опровержения того, что она первоначально была той самой грешницей, в которую Иисус предложил бросить камень, до утверждения, что Мария Магдалина являлась женой Христа [Херсонский 1991, с. 138-139; Толковая Библия 1987, том 3, с. 178] . В Криптограммах Мария Магдалина предстает женщиной, образ жизни которой до встречи с Христом выражен словами: «когда по ночам нас знали и днем отворачивались» [Сент-Илер 1993, с. 32]. Но сущность Магдалины при соприкосновении с Христом мгновенно преобразилась. «Дар сердца сияет во тьме», – сказал о ней Иисус [Сент-Илер 1993, с. 33]. Те же слова можно прочесть и в каноническом Евангелии: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лука, 7:47). Преображение любовью сделало Марию Магдалину верной ученицей и позволило ей в течение одиннадцати лет, как свидетельствует гностическая традиция, записывать послания Христа человечеству после Его Воскресения. Елена Ивановна в этой связи отмечала: «Записи Марии Магдалины почти все исчезли, остались лишь обрывки, и сейчас можно найти их в гностической литературе» [Рерих Е. 2000, с. 341; Евангелие от Марии 1989].


В период Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих запечатлел образ Христа и в живописных полотнах. Так, в 1924 г. в картине «Знаки Христа» (ил. 2) художник представил сказание, записанное Еленой Ивановной в своем дневнике и затем опубликованное в книгах «Озарение» и «Криптограммы Востока» (Листы Сада Мории. Озарение, часть первая, V-5). На полотне нет ликов: Иисус представлен со спины, а его спутник склонил голову. Главными в картине становятся не люди, а знаки, обозначенные на песке Великим Путником. В этой необычной композиции Н.К. Рерих запечатлел ощущение непрерывного потока жизни: и в движении волн золотого песка, и в уходящей глубине синего пространства, и в материальной недолговечности знаковых начертаний (Агни Йога, § 467).
В отношении полотен, созданных Н.К. Рерихом, важно, на наш взгляд, напомнить творческую особенность художника, которая проявилась в его искусстве достаточно рано, – это умение проникать в прошлое и будущее и запечатлевать их в живописи. «В марте 1914 года я заключил серию картин, в которых была предчувствована великая война», – писал художник о ранних опытах предвидения [Рерих Н. Держава Света 1992, с. 97]. «Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются», – отмечал Н.К. Рерих около 1916 г. свои, все более проявляющиеся, духовные возможности [Рерих Н. 1991, с. 58]. В экспедиционном дневнике Николай Константинович также приводит факт точного изображения в своей картине «Сжигание тьмы» (1924) глетчера около Эвереста, который оказался известен не только альпинистам, но и самому художнику, хотя Н.К. Рерих и не совершал буквального восхождения на вершину [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 37]. Подобное же предвидение в период экспедиции проявилось и в картине художника «Ригден-Джапо – Владыка Шамбалы» (1927) [Рерих Н. Цветы Мории 1992, с. 240-241]. Подтверждением особого духовного видения, которым обладал живописец, является и картина «Священный Дар» (1924), созданная художником также во время экспедиции и запечатлевшая облик Христа. Этот облик близок к тому описанию, которое представила Елена Ивановна в книге «Надземное», опираясь на восточные источники. В них сказано следующее: «Напомним еще раз черты Его: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым» (Надземное, § 159). О внешнем облике Христа, запечатленном в восточных источниках и совпадающим с западными свидетельствами, Елена Ивановна писала: «С особым волнением прочла я  <…> описание наружности Хр[иста], сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По существующим предположениям, этот Лентул мог быть Пилатом. Описание это так близко к тому, которое я ношу в сердце» [Рерих Е. 2006, с. 31].
В период Центрально-Азиатской экспедиции художник создал также картину «Чаша» (1924) (ил. 3), запечатлевшую тайну Космического действа, совершенного Христом в Гефсиманском саду . «Все Образы Мы чтим, но особенно Облик Богочеловека, который несет в сердце полную Чашу, готовый к полету, но несущий на Земле Чашу», – запишет в дневнике в том же 1924 г. Елена Ивановна [Рерих Е. 2000, с. 229].
В картинах, созданных в экспедиции, Н.К. Рерих тщательно фиксирует исторические пространства, связанные непосредственно с присутствием Христа на Востоке, в том числе, в тех местах, с которыми предание сохранило имя Будды. Так были созданы работы «Перекресток путей Христа и Будды» (1925) (вариант - «Ступа. Ше (Перекресток)», 1937), «Конь счастья (ступа на окраине Ле)» (1925), «Пруд Иссы» (1925) . В дневнике об этих местах художник писал: «Лэ – место замечательное. Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шел через Лэ на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания. Трудно нащупать их, ибо ламы умеют молчать лучше всех людей»; «В один день три сведения о рукописи об Иисусе. Индус говорит: «Я слыхал от одного из ладакских официальных лиц со слов бывшего настоятеля монастыря Хеми, что в Лэ было дерево и маленький пруд, около которого Иисус учил» (какая новая версия о дереве и пруде, ранее не слышанная)» [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 104, 106]. В этой связи писала и Елена Ивановна: «Простота, Красота и Бесстрашие – Христос и Будда ничто иное не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами»; «Тускло горит связь Христа с Буддою в понимании людском» (11, Листы Сада Мории. Озарение, часть вторая, IV, 5, 17).
В 1926 г. в Турфане Н.К. Рерих также запишет легенду, которую затем воплотит в картине «Исса и голова Великанова» (1932) [Рерих Н. Алтай-Гималаи 1992, с. 204]. На сюжет сказания, сохранившегося в Азии, была создана впоследствии картина «Тень Учителя» (1932) [Булгаков 1969, с. 264].
Образ Христа предстает в целом ряде поздних произведений художника. В картине «Христос в пустыне» (1933) (ил. 4) облик Учителя обрамлен ниспадающим каскадом света, переданного тончайшими сочетаниями золотистых, лиловых, голубых оттенков, запечатлевших силу мысли Великого Путника. «Каждый носит при себе мерило своего духовного достижения. На изображениях святых мы видим сияние, т.е. стилизацию общечеловеческой ауры, особо выраженной у высокодуховных организмов», – писал живописец [Рерих Н. Цветы Мории 1992, с. 98-99]. При всей каноничности сюжета, представленного на другом полотне художника – «Искушение Христа» (1933), индивидуальность восприятия Н.К. Рерихом цвета здесь также проявляется ярко . Картина Николая Рериха «Сошествие во ад» (1933) представляет событие, описанное в апокрифическом Евангелии от Никодима [Книга апокрифов 2005, с. 349]. Особо отмечено Сошествии во ад и в записях Елены Ивановны: «Почему легенда о хождении Христа в ад? Учитель обратился в низших слоях астрального мира и сказал: «Почему мыслями о Земле вечно себя к Земле привязываете?» И многие возмутились и воспрянули выше» (Листы Сада Мории. Озарение, часть вторая, VIII-2). В следующей картине «Путь» (1936) художник запечатлел образ Христа, одиноко устремленного по горной тропе [Шапошникова 1999, с. 364].
В период Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи собрали уникальный материал, связанный с пребыванием Иисуса Христа на Востоке и почитанием Его в Азии. Ими были записаны неизвестные восточные предания, которые затем были опубликованы в философском трактате «Живая Этика», в книге «Криптограммы Востока», запечатлены в живописных полотнах. Представленные Рерихами сведения о Христе не противоречат каноническим Евангелиям, но вносят новое понимание образа Великого Путника, рассказывая о неизвестном периоде Его жизни – о пребывании в Гималаях. В восточных анналах, запечатленных Рерихом и его женой, Христос предстает как человек, который воспринял свое Божественное Начало, свою Великую Духовную Природу через самоотверженный Путь устремленного Труженика. Как свидетельствуют восточные источники, только через преодоление реальных жизненных препятствий Христос смог исполнить Свою Духовную Миссию во имя человечества. Елена Ивановна Рерих писала: «Именем Христа совершались великие преступления, потому ныне Христос облекается в иные одежды. Надо очистить все приукрашенное» (Листы Сада Мории. Озарение, часть вторая, V-2).

Список литературы:
1.    Нотович, Н. Неизвестная жизнь Иисуса Христа. - Симферополь: Издатель А. П. Другов, 2004. - 104 с.
2.    Шапошникова, Л.В. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту Мастера / Л.В. Шапошникова. – М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 1999. – 544 с.
3.    Рерих, Н.К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник / Н.К. Рерих. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с.
4.    Рерих, Е.И. Письма. Том VI. 1938-1939 / Е.И. Рерих. – М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2006. – 558 с.
5.    Рерих, Н.К. Держава Света. Священный Дозор / Н.К. Рерих. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.
6.    Рерих, Н.К. Марфа Посадница //Н.К. Рерих. О старине моления. Листки. Сказки. – М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих, 1999. – 301 с./ С.262-263.
7.    Письма Елены Рерих: в 2-х томах. Том II. 1929-1938. – Новосибирск: Издательство «Вико», «Алгим» и Т.О.О. «Аура», 1992. – 527 с.
8.    Рерих, Николай. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии / Н. Рерих. – Рига: Виеда, 1992. – 261 с.
9.    Сент-Илер, Ж. Криптограммы Востока / Ж. Сент-Илер. – М.: МЦР, 1993. – 78 с.
10.    [Иннокентий Херсонский]. Последние дни земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа. – Одесса: Типография П. Францова,1857. – 147 с. (Репринт :1991).
11.    Толковая Библия. В 3-х томах. – Петербург: 1911-1913. – Второе издание. Институт перевода Библии. Том 3. – Стокгольм, 1987. – 609 с.
12.    Рерих, Е.И. У порога Нового Мира / Е.И. Рерих. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000. – 462 с.
13.    Евангелие от Марии // Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии / под ред. А.Ф. Окулова. – М.: Мысль, 1989. – С. 329-334.
14.    Рерих, Н.К. Сон // Н.К. Рерих. Сказки. – Л.: Андреев и сыновья, 1991. – С. 58-59.
15.    Шапошникова, Л.В. От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рериха / Л.В. Шапошникова. – М.: Планета, 1987. – 327 с.
16.    Шапошникова, Л.В. От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рериха / Л.В. Шапошникова. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998. – 337 с.
17.    Булгаков, Валентин. Встречи с художниками / В. Булгаков. – Л.: Художник РСФСР, 1969. – 300 с.
18.    Маточкин, Е.П. Образ Иисуса Христа / Е.П. Маточкин. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007. – 57 с.
19.    Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет / комментарии П.В. Берснева, С.А. Ершова. – СПб.: Амфора, 2005. – 431 с.