Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Раченко Ольга Васильевна. Фантазии Сандры Корецкой.

 Фантазии Сандры Корецкой

 

Знакомясь с творчеством графика Сандры Корецкой, можно отметить стремление автора к внутренней свободе, попытке уйти от штампов и привычных представлениях о человеческих ценностях. Используемый в ее работах изобразительный прием не нов и основан на наследии авангарда. И, хотя современного зрителя трудно чем либо удивить, опыты автора в поисках своего художественного языка, вызывают несомненный интерес.

Образный строй произведений Корецкой основан на ассоциативном переживании смысловых значений. Обыгрывая тему безобразного в искусстве, она пользуется языком гротеска. В ее произведениях ничто не вызывает чувство любования или приятного созерцания. Созданные образы тревожат каким-то внутренним напряжением и отражают жизнь, увиденную изнутри. Теснящиеся в сознании художника, они стремятся вырваться на волю, чтобы ирреальность стала реальностью. Их появление можно было бы объяснить трудным и противоречивым временем в котором мы живем. Однако, мятежный дух охватил Сандру давно.

В детстве она была беспокойным и непоседливым ребенком. Решение отдать девочку в таганрогскую художественную школу приняла бабушка и оно оказалось судьбоносным для ее внучки. Первые шаги, как и многие дети младшего возраста, Сандра сделала под руководством Е.Дмитриевой. Повзрослев, занималась с В.Барановским. Требовательный педагог много внимания уделял работе над композицией, заставляя подолгу работать над эскизами. Именно он предложил использовать технику - тушь, перо, которая заинтересовала его ученицу. Долгие сеансы рисования и занятия живописью увлекли девочку настолько, что она не мыслила себя в будущем без искусства. Затем последовали учеба в РХУ, Харьковской Академии дизайна, ЮФУ. В студенческие годы, постигая основы ремесла, Сандра сохранила свое особенное видение и ощущение мира и укрепилась в правильности своей творческой позиции.

Излюбленным материалом остались классические - тушь и перо. Сложность этой классической техники заключается в тональной разработке композиции и скрупулезной работе над штрихом, который является главным выразительным элементом графика. Сандра нарушает устоявшиеся приоритеты. Первое зрительное впечатление от изобразительной поверхности работ Корецкой - небрежность и даже грубость в штриховке. Но оно постепенно уходит, уступая место неспешному рассматриванию. Острота и беглость рисунков в сочетании с напряженными цветовыми контрастами, усиливает их экспрессию. В ритме коротких или длинных штрихов, прямых или изогнутых, в виде точки и просто импульсивных прикосновений к бумаге, усматривается авторский замысел. В образную ткань произведения включены предметные свойства материала, будь то бумага или картон: их плотность, шероховатость, толщина.

Из многочисленных работ Корецкой, пожалуй, в первую очередь, следует выделить фигуративные композиции. Разномасштабные фигуры, или их фрагменты, расположенные в разных поворотах и не всегда связанные друг с другом – образуют некое единство. Оно достигается разными способами: изначально управляемым хаосом, когда автор создает образ уже «увидев» его. Второе- когда образ рождается стихийно, увлекая художника. Подобно тому, как осенний ветер, подняв листья и мелкий мусор, вдруг, стихая, укладывает их в причудливые природные картины. Третий фактор прослеживается в сюжетной связи. Объединяющим моментом некоторых композиций является архитектурная среда. Деформированные коробки домов усиливают чувство надломленности и враждебности среды обитания.

Человеческие и полуфантастические существа теснятся в ограниченном пространстве листа, рождая ощущение безысходности. Энергичные жесты свидетельствуют об общем эмоциональном порыве. Некоторые образы мифологизированы. Персонажи в виде полурыбы-получеловека или полуптицы, персонифицируют пороки, усиливают ощущение враждебности окружающего мира. Даже в автопортрете художница беспощадна. Ее утверждение, что человек несет в себе добро и зло, агрессивно и мучительно. Порожденные фантазией художника существа, соседствуют с реалиями, образуя сплав разнохарактерных образов и разновременных событий. Многие персонажи повторяются, становясь своеобразными «модулями образных метафор». Особенно это чувствуется в сериях работ.

Интересны листы изображающие толпу людей. Взятые крупным планом лица заполняют все пространство листа. Однако назвать их портретными характеристиками в привычном понимании нельзя, скорее это знаки различных психофизических состояний человека. Нередко автор использует образ-маску, внося в композиции элементы карнавального действа. Маска, как символ лицедейства, скрывает истинные лица и потаенные мысли их владельцев. Иногда, как в средневековых мистериях, появляется образ смерти в хорошо знакомой иконографической версии и таинственные крылатые существа, напоминающие ангелов.

Ряд композиций тяготеет к жанровым решениям. «Аналитическая» версия натюрмортного жанра представлена автором в изображении бытовых предметов. Их «танцующие» формы трансформированы, но все же больше приближены к реальным. Привычные для творческой мастерской художественные принадлежности, вазы с причудливыми букетами, книги, старые предметы смягчают и романтизируют условную пространственную среду.

Для художника- графика поверхность листа представляет некую сакральною зону. Бережное отношение к его поверхности, соблюдение границ между изображением и зрителем, предметом и образом остается неизменным. Но иногда можно увидеть попытку нарушить устоявшиеся правила графики, выйти за их пределы и ввести в композиции, например, эффектные приема коллажа. Последнее время художница, широко использует фломастеры с цветовой подкладкой, старые журналы, пожелтевшие газеты, картон, используя принцип монтажной композиции. Однако разнообразие используемых приемов не меняют их художественную структуру и образность.

При внешней враждебности и холодности, герои произведений Корецкой вызывают чувство сопереживания. Декларативная жесткость и колючесть смягчается их рукотворностью. Живая оригинальная техника, пусть подчеркнуто грубая, может даже граничащая с абсурдом, отражает творческий импульс их создателя.

Ольга Раченко