О.В. Крупина
Россия, Киров
П.М. ДУЛЬСКИЙ – ЧЛЕН ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖКА
Начало профессиональной деятельности видного отечественного искусствоведа П.М. Дульского (1879 – 1956) связано с Вятской губернией. После окончания Казанской художественной школы он приезжает в г. Слободской Вятской губернии и работает преподавателем рисования в городском реальном училище (1904 – 1911). Интерес вятских историков и искусствоведов к личности П.М. Дульского связан с его педагогической, библиофильской и искусствоведческой работой. Известный вятский исследователь Л.Б. Горюнова, прослеживая историю развития местной искусствоведческой традиции, отмечает, что Дульский стоял у ее истоков, публикуя в местной прессе обзоры художественных выставок и читая публичные лекции по искусству. «Прекрасное образование, полученное Петром Максимилиановичем в Казанской школе, с ее ориентирами на новаторские поиски в области творчества, широта интеллекта, а также знания художника-педагога и практика позволили П. Дульскому стать первым серьезным теоретиком искусства в Вятке» [4, 257–258].
В начале 1909 года П.М. Дульский становится членом вновь образованного Вятского художественного кружка . Кружок объединил художников, художников-педагогов, представителей интеллигенции и всех любителей искусства как Вятки, так и других городов и сел Вятской губернии. У истоков создания кружка стояли фотохудожник С.А. Лобовиков (первый председатель), художники Н.Н. Хохряков, Н.Н. Румянцев, А.И. Столбов, И.Ф. Федоров, П.С. Кушелев, Л.Н. Яцын, А.М. Васнецов, З.Д. Клобукова, журналист Ф.П. Кунилов. В лице П.М. Дульского члены правления нашли неоценимую помощь в своих начинаниях. В качестве члена кружка Петр Максимилианович был достаточно активен в период 1909 – 1911 годов вплоть до возвращения в Казань. Проявил себя как художник, педагог, просветитель, художественный критик, теоретик и историк искусства. Недолгая, но плодотворная деятельность П.М. Дульского как члена ВХК нашла отражение в архивных документах кружка, каталогах выставок, местной прессе. В 1909 – 1910 годах П. Дульский публиковал статьи в местных печатных изданиях «Вятская речь» и «Голос Вятки».
П.М. Дульский вошел в состав нового вятского художественного объединения в числе первых. В документах учредительного собрания кружка от 22 февраля 1909 года подпись П.М. Дульского стояла под номером 6 [2, 2]. Несмотря на некоторую удаленность проживания от губернского центра, Петр Максимилианович принимал личное участие в общих собраниях кружка на протяжении 1909 – 1910 годов. Журналы общих собраний отражают его заинтересованность в обсуждаемых вопросах, инициативу в поднятии и реализации различных тем. В 1910 году П.М. Дульский был единогласно избран в члены ревизионной комиссии Вятского художественного кружка [2, 37].
В работе кружка выразилась просветительская сторона деятельности П.М. Дульского. Практически сразу он предложил читать публичные лекции по искусству. Первая состоялась 23 мая 1909 года в общественном собрании Вятки. Газета «Голос Вятки» сообщала: «Лекция по русскому искусству на тему: «Творчество художников: Репина, Серова и Малявина» – прочтет член Вятского художественного кружка П.М. Дульский. Во время чтения будут показаны туманные картины со снимков произведений художников» [13, 1]. Впоследствии на общем собрании кружка был сделан отчет о лекции и принято постановление: «Благодарить Дульского и просить его и в будущее время не отказывать кружку в чтении лекций» [2, л. 24 об.]. Следующим было выступление на тему «Элегия архитектуры», заслушанное членами кружка 6 мая 1910 года. Текст доклада был опубликован на страницах газеты. Наряду с развернутыми докладами Петр Максимилианович делал небольшие сообщения. К примеру, на одном из собраний он ознакомил присутствующих с таким интересным художественным явлением, как японская гравюра, показал репродукции. «Докладчик объяснил происхождение этих гравюр, предложил собравшимся выписать их из Лондона» [2, 36].
Среди вопросов, активно обсуждавшихся на заседаниях кружка, была проблема сохранения культурного наследия. Дульский являлся одним из тех, кто постоянно призывал к сохранению архитектурных достопримечательностей Вятского края. С этим он обращался к слушателям и в своем докладе «Элегия архитектуры»: «...мы не можем пожаловаться, что малоисследованный Вятский край беден стариной. Стоит внимательно всмотреться в архитектуру нашего края, как перед нашими глазами могут пройти интересные постройки в типичных формах древнего строительства. Вятчане в старину любили красоту. Особенно меня увлекала архитектура церкви Пятницы-Параскевы... Но помимо памятников, находящихся в самом городе, много их рассеяно по губернии» [9, 2]. Докладчик не только восторгался архитектурными красотами Вятского края, но и высказывал предложения по их изучению, воспроизведению и сохранению. «Наш молодой Вятский художественный кружок, в лице всех его членов, должен взять на себя не только заботу об охране памятников древности, но ему же принадлежит право проявить свою горячую энергию и деятельность в запечатлении и фиксировке всех интересных мотивов старины в виде издания альбомов, открыток и, главным образом, собирании фотографий с архитектурных произведений в тот музей, который в недалеком будущем будет служить и школой и часовней искусства в местном крае» [9, 3]. На одном из собраний кружка П.М. Дульскому была выражена «благодарность за его призыв к охране памятников старины» [2, 37].
Как педагога Петра Максимилиановича интересовали вопросы эстетического воспитания и художественного творчества детей. Он размышлял об особенностях их художественного видения, о значении рисования и был инициатором создания детской выставки. В 1910 году на заседаниях кружка его члены несколько раз обращались к теме организации выставки детского творчества. П.М. Дульскому было поручено разработать «вопрос об отделе детских рисунков более подробно и свои соображения представить Правлению» [2; 33, 36]. При утверждении проекта ему поручалась бы организация данной выставки. В мае 1910 года Петр Максимилианович сделал доклад о выставке детских рисунков общему собранию. При изучении особенностей художественного творчества детей автор вступил в переписку с членом ВХК, уроженцем Вятки, известным петербургским художником-педагогом А.Н. Юдиным . Алексей Николаевич поддержал организацию подобной выставки, но предложил не торопиться. Собрание пришло к выводу о подготовке отдельной детской выставки с привлечением к сбору материала педагогов и родителей. В «Голосе Вятки» Дульский публикует «Заметки о рисунках детей дошкольного периода», где вновь размышляет на тему детского творчества и проведения выставки [6, 2]. Из них видно, что он следит за всеми выходившими научными книгами по педагогике и психологии детского творчества, эстетическому воспитанию. Петр Максимилианович пишет: «В настоящее время родители и лица, близко стоящие к детской душе, стали несколько осторожнее высказывать свои замечания, предоставляя детям творить и наслаждаться своими увлечениями в графических изображениях». Самостоятельно исследует данный вопрос на основе собственного педагогического опыта и делает из него теоретические выводы: «Рисунки детей... обладают достоинством, которое редко встречается даже у профессионалов искусства, – это передача чувства; детские рисунки полны движения и экспрессии». В заключение даются практические советы родителям и указывается необходимая литература. К сожалению, идея этой выставки так и не воплотилась в жизнь.
Одним из первых шагов ВХК была организация и проведение в городе художественной выставки. Неудачная попытка была предпринята в 1909 году. Обсуждались предполагаемые сроки и приглашение к участию столичных художников, но проведение было перенесено после сообщения Дульского, который только вернулся из Казани, о том, что произведения данных авторов еще экспонируются на казанской выставке [3, 32]. Впоследствии ВХК провел четыре выставки (1910, 1912, 1913 и 1917).
Как художник П. Дульский принял участие в Первой выставке картин ВХК (1910). Он экспонировал десять акварельных пейзажей, известных нам только по публикации в каталоге [1, 7]. В собрании Вятского художественного музея хранится один небольшой графический пейзаж , подаренный музею в 1911 году искусствоведом Н.Г. Машковцевым, членом ВХК .
В качестве художественного критика П.М. Дульский публиковал обзоры местных выставок, которые вятские художники стали организовывать в начале ХХ века. Известны две статьи за подписью П. Дульского, в которых разбираются выставки 1909 и 1910 годов. В июне 1909-го в газете «Вятская речь» вышла статья «На V художественной выставке в Вятке», где он анализирует новую выставку. Внимание критика обращают на себя произведения двоих художников: «работы симфониста южных мелодий К. Богаевского и северные песни начинающего талантливого А. Исупова» [6, 2]. Дульский особо выделяет творчество Константина Богаевского, оно очаровывает Петра Максимилиановича особенным настроением. «Шедевром искусства» называет он представленный в экспозиции эскиз № 13 «У города». Далее отмечается, что «остальные эскизы Богаевского интересны простотой своей техники и глубоким настроением южных мотивов, при этом особенная сторона всех его произведений та, что все они носят сказочно фантастичный характер, который и составляет индивидуальность его работ». Пристального внимания удостоилось творчество молодого Алексея Исупова. Автор отмечает певучесть и тональность его лирических пейзажей, беспредельную грусть нашего Севера. «Чувствуется свобода творчества, видишь, как легко, без особого напряжения и усилия, молодой художник справился с такой нелегкой задачей, как передача настроения осенней грусти». Из представленных на выставке произведений критик также выделил работы А. Васнецова, А. Архипова, М. Демидова, Н. Крымова, С. Ноаковского, Л. Пастернака, Л. Сырнева, К. Юона. Критические замечания в подражательстве вызвали картины молодого художника-символиста И. Бохана. Среди местных авторов Дульский отмечает Н. Румянцева и Н. Хохрякова, чьи произведения не уступают по уровню исполнения столичным. Противоречивые чувства вызвали декадентские работы А. Столбова. При обзоре выставки 1910 года П.М. Дульский сначала отмечает, что она является первой организованной ВХК, обладает в достаточном количестве ценными холстами и картонами. «Сам уже факт устройства выставки есть большая заслуга художественного кружка» [11, 2]. Критик пишет, что кружок можно поздравить с успехом, его «дебют выполнен вполне удачно». Далее указывается, что ряд картин передан авторами в дар ВХК для будущего музея. Собрание довольно высокого художественного уровня включает полотна и графические листы В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, С.А. Виноградова, С.И. Иванова, С.В. Малютина, С.В. Ноаковского, Л.В. Туржанского, А.А. Рылова, А.Н. Юдина. «Имея для музея до 40 холстов известных художников, кружок этими работами кладет первый камень в фундамент того сооружения, которое со временем, быть может, будет украшением местного края» [11, 2]. Среди представленных мастеров П.М. Дульский вновь выделяет К. Богаевского и А. Исупова как самых ярких, запоминающихся живописцев. Он отмечает скульптуры Н. Аронсона, живопись С. Виноградова, А. Васнецова, П. Келина, К. Коровина, Н. Клодта. Завершая статью, Петр Максимилианович выражает надежду, что данная выставка станет первым, но не последним опытом кружка в данном деле, создающийся музей «будет хранилищем всего, что носит в себе чары красоты, а художественный кружок пусть будет апологетом многогранного бессмертного художества» [11, 3].
На протяжении 1910 года П.М. Дульский печатался в газете «Голос Вятки» с еженедельными статьями по искусству. Диапазон интересов и рассматриваемых вопросов был необычайно широк: архитектура, живопись, графика, эстетика, издательское дело, искусство книги, творчество отдельных российских и европейских художников. В своих статьях П.М. Дульский анализировал художественные выставки, освещал заметные события культурной жизни, знакомил с интересными журналами, расширяя кругозор вятской публики и развивая эстетический вкус. При этом в публикациях всегда присутствовали индивидуальное видение происходящего и собственная аргументированная оценка. Он писал об особенностях преподавания в существующих художественных школах в Москве, Петербурге, Казани, Одессе, Пензе, Варшаве. Из провинциальных школ автором выделяется Казанская, «в которой за последние два года уровень хороших работ опять повысился. Натурный класс поставлен интереснее даже, чем в столичных школах; в Казанской школе пишут широко, холсты довольно крупные и в работах чувствуется много увлечения и творческого пыла» [12, 2]. На страницах газеты он знакомил читателей с интернациональным передвижным салоном картин Владимира Издебского. В материале указывается, что подобная передвижная выставка не первая, но ее уникальность в том, что среди участников известные зарубежные авторы, впервые показанные в провинции и представившие «современные течения иностранной живописи» [8, 2]. Когда Петр Максимилианович пишет о подготовке Русского художественного отдела на международной выставке в Брюсселе, то критически оценивает представленный к участию подбор произведений, сделанный устроителем русского отдела С. Маковским [10, 2]. Целый цикл монографических статей посвящен творчеству таких мастеров, как Михаил Врубель и Архип Куинджи, Клод Моне и Франц Жмурко, французские импрессионисты. Некоторые из авторов были мало знакомы провинциальной публике, и Петр Максимилианович показывал значимость и новаторство их искусства. П. Дульский читал множество отечественных и зарубежных периодических изданий и представлял их публике. Его внимание вызвали столичные журналы «Весы» и «Аполлон», «Ежегодник архитекторов-художников» за 1909 год, казанский художественный сборник «На рассвете» (под редакцией А.Ф. Мантеля), киевский журнал «Искусство и печатное дело», альманах для детей «Годовик», английский журнал по искусству Studio c приложениями. Петр Максимилианович анонсировал в одном из номеров выход «Истории русского искусства» И. Грабаря, а в другой статье разбирал содержание вышедшего первого тома. Это позволяло многим вятским художникам и любителям искусства ориентироваться в современной художественной жизни.
Многогранная высокопрофессиональная деятельность П.М. Дульского в качестве члена ВХК в первые годы его существования позволила заложить основы разнонаправленной работы кружка и задать ей качественный уровень исполнения.
Литература
1. Вятский художественный кружок. Первая выставка картин. Каталог. – Вятка, 1910. – 12 с.
2. ГАКО. Ф. 1294, оп. 1, ед.хр. 1. Журнал общих собраний членов ВХК 1909 – 1911 гг.
3. ГАКО. Ф. 1294, оп. 1, ед.хр. 2. Журнал заседаний Правления ВХК и доклад о его деятельности 1909 – 1910 гг.
4. Горюнова Л.Б. Художественные выставки в Вятке начала ХХ века. К проблеме развития искусствоведческой мысли в провинции // Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Материалы и исследования (2004 – 2008). – Киров, 2009. – С. 254–261.
5. Горюнова Л.Б. Вятский художественный кружок как центр культурно-просветительской деятельности местного края начала ХХ века // Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. История создания провинциальных музейных собраний России. Материалы и исследования / под общ. ред. И.В. Кувалдиной. – Киров: Кировская цифровая типография, 2010. – Выпуск V. – С. 7–14.
6. Дульский П.М. На V художественной выставке в Вятке // Вятская речь. 1909. – № 121. – С. 2–3.
7. Дульский П.М. Заметки о рисунках детей дошкольного периода // Голос Вятки. – 1910. – № 64. – С. 2.
8. Дульский П.М. Интернациональный передвижной салон картин Владимира Издебского // Голос Вятки. – 1910. – № 69. – С. 2.
9. Дульский П.М. Элегия архитектуры // Голос Вятки. – 1910. – № 98. – С. 2–3.
10. Дульский П.М. Русский художественный отдел на международной выставке в Брюсселе // Голос Вятки. – 1910. – № 109. – С. 2–3.
11. Дульский П.М. Выставка картин художественного кружка // Голос Вятки. – 1910. – № 123. – С. 2–3.
12. Дульский П.М. Наши художественные школы // Голос Вятки. – 1910. – № 162. – С. 2–3.
13. Лекция по русскому искусству // Вятская речь. – 1909. – № 105. – С. 1.
O.V. Krupina
Russia, Kirov
P.M. DULSKIY AS A MEMBER OF THE VYATKA ART CIRCLE
The article highlights P.M. Dulskiy's activity as a member of the Vyatky art circle in 1909 – 1911. Multiple sides of his vast professional and social work as an art historian, an art critic, a professor and an artist are described. The material presented here is based on the documents of the Vyatky art circle from the funds of the State Archives of Kirov region and on the publications of the Vyatka media of that time.