Э.И. Амерханова
Россия, Татарстан, Казань
АВТОГРАФЫ В СОБРАНИИ П.М. ДУЛЬСКОГО В ФОНДЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Часть библиотеки П.М. Дульского поступила в библиотеку Казанского университета в 1966 году в результате приобретения ее у наследников П.М. Дульского [4, 26]. В отчете была представлена краткая характеристика ценности книжного собрания: «Куплено большое количество сатирических журналов 1905 – 1907 гг., книг с автографами Давида Бурлюка , И.Д. Грабаря , искусствоведа Б.П. Денике , архитектора А.В. Щусева и т.д.» [4, 27].
Введение коллекции в научный оборот состоялось в статье В.В. Аристова «Казань книжная» [2], где он описал коллекцию П.М. Дульского так: «Небольшая часть этого книжного собрания (однако одна из наиболее ценнейших – книги с дарственными автографами) находится сейчас в библиотеке Казанского университета. Чьих только дарственных надписей здесь нет! Владимира Яковлевича Адарюкова , известного искусствоведа, художников Бориса Анисфельда и Павла Радимова , Павла Шиллинговского и Константина Юона , поэтов Сергея Арбатова и Давида Бурлюка, физика, члена-корреспондента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова , писателя, знатока московского быта Владимира Алексеевича Гиляровского , историка искусств Игоря Эммануиловича Грабаря, гравера Ивана Николаевича Павлова ...
И трудно представить сейчас, что изучение творческого пути П.М. Дульского может обойтись без этих дружеских, искренних, подчас шутливых надписей. Ведь в них отразилась вся жизнь выдающегося казанского книголюба и искусствоведа, всё значение его бескорыстной и напряженнейшей работы» [2, 176].
Вероятно, тогда же В.В. Аристовым был составлен раздел в служебном каталоге отдела рукописей и редких книг «Автографы на книгах из библиотеки П.М. Дульского», который пополняла и Н.В. Ермолаева, а также некоторые уточнения и дополнения были внесены безвременно ушедшей из жизни И.А. Новицкой.
К сожалению, более В.В. Аристов к изучению творческого пути П.М. Дульского не возвращался, однако в подготовленной, но не опубликованной в советские годы статье о Д. Бурлюке были упомянуты несколько его дарственных надписей, обращенных к П.М. Дульскому [1, 107]. К сожалению, по некоторому недоразумению эти автографы не были отражены в картотеке служебного каталога. В связи с этим открывшимся обстоятельством было необходимо провести фронтальный просмотр изданий коллекции П.М. Дульского, сведения об инвентарных номерах которых были оставлены В.В. Аристовым: «...библиотека Дульского 0334771-0334813-1 (43 шт.), 272821-273005 (185 шт.), 06905-А3-06924-А2 (альб. 25 шт.), 0335958-Б1-0336251-Б2 (293 шт.), И-3874 – И-3908 (35 шт.). Итого 581 кор.». В картотеке было учтено 244 автографа. На данный момент выявлено 268 автографов. Термин «автограф» в данном случае является обобщающим, к нему отнесены владельческие и дарственные надписи на книгах, оставленные авторами, художниками, издателями, редакторами, переводчиками даров П.М. Дульскому.
Всего выявлено 144 дарителя, многие из которых приносили в коллекцию П.М. Дульского по нескольку изданий в разные годы. 22 дарителя ограничились 2–3 дарами, ряд других составили в библиотеке П.М. Дульского свои небольшие библиотечки: П.Е. Корнилов подарил своему учителю 19 книг, искусствовед Б.П. Денике – 13, искусствовед Н.А. Щербаков – 13, историк Н.И. Воробьев – 9, издатель М.С. Базыкин – 8, историки А.П. Смирнов и М.Г. Худяков по 7 книг, родственник Исаака Израилевича Бродского И.А. Бродский – 7, историк А. Федоров-Давыдов – 6, искусствовед А.Н. Свирин – 6, археолог А.С. Башкиров – 6, антрополог и краевед Б.Н. Вишневский – 6, историк-геральдист В.К. Лукомский – 5, поэт и художник Д. Бурлюк подарил 3 книги со своими автографами.
Уже по этому перечню дарителей видны основные профессиональные контакты П.М. Дульского и, соответственно, тематика его книжного собрания с автографами дарителей, при этом сложно провести доскональную классификацию из-за многоплановости многих научных исследований. Основной массив представляют 155 изданий искусствоведческой направленности в целом, из которых отдельным блоком можно выделить работы, посвященные графическому искусству. Значительная часть собрания с автографами также посвящена музейной тематике – мы выделили восемьдесят таких изданий. Интересной частью стали издания по результатам археологических изысканий – их мы насчитали всего семь. К отдельному блоку можно отнести 32 библиофильских и 15 издательских даров.
Интересна характеристика личных качеств П.М. Дульского, которая складывается из адресованных к нему дарственных надписей. Большинство записей свидетельствует не просто о глубоком уважении к адресату, что можно отнести к традиции составления подобных записей, но и о дружеских чувствах, которые вызывает у создателей записей П.М. Дульский. Кроме того, он титулуется «одним из лучших мастеров книги и превосходным искусствоведом», «другом искусства», «казанским помещиком и энтузиастом» (запись на книге 1939 года), «строгим критиком, горячо любящим книгу», «соратником-искусствоведом», «активистом советской культуры», «старо-казанцем», «изумительнейшим художественным деятелем» – характеристика И.С. Зильберштейна , «неутомимым пропагандистом советской графики» и, наконец, «столпом казанской библиофилии».
Среди поднесенных П.М. Дульскому изданий большинство с автографами на русском языке, лишь один написан Э.Ф. Голлербахом на французском: «Tout passe l'art robuste seul a l'éternité», что можно вольно перевести как «Жизнь коротка, искусство вечно».
Хронологически корпус дарственных записей охватывает период с 1905 года по 1955 год. Наибольшая временная концентрация автографов относится к 1920-м годам – времени активной творческой деятельности П.М. Дульского не только в музее, но и в редакциях «Казанского музейного вестника» и «Казанского библиофила». Экземпляры этих журналов в университетской библиотеке содержат владельческие надписи Дульского на большинстве номеров. Дарственные надписи зачастую содержат своего рода хронику жизни П.М. Дульского, так как 149 экземпляров указывают дату создания автографа и тем самым отражают то, чем занимался Петр Максимилианович в тот или иной день. Некоторые из них указывают на экскурсии, совершенные в компании П.М. Дульского, откликом на которые стал подарок: «на добрую память о поездке из Казани в Болгары 26 – 30 авг. 1919 г. от автора. 30/VIII 1919 пароход «Коломна», – подписал выдающийся художник и искусствовед И.Э. Грабарь свою книгу «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины» [3, тит.л.]; «Дорогому Петру Максимилиановичу Дульскому на добрую память о посещении музея летом 1925 г. от автора», – написал искусствовед А.Н. Свирин на одном из своих трудов [5, тит.л.].
Годы, за которые в коллекции П.М. Дульского не осталось автографов, являются далеко не случайными: это 1918 год – начало Гражданской войны и 1938 год – самый тяжелый год периода политических репрессий. Такая деталь подчеркивает, в какое сложное время продолжал следовать своему раз и навсегда выбранному пути П.М. Дульский. Он собрал на страницах издаваемых журналов единомышленников из разных уголков страны, сохранял с ними контакты на протяжении всей своей жизни и был для многих из них образцом профессионального мастерства в разных сферах. Во многом его усилиями казанская музейная, издательская, книговедческая школы были признаны в отечественной культуре. Обо всем этом красноречиво рассказывают автографы из книжного собрания П.М. Дульского.
Литература
1. Амерханова Э.И. Статья В.В. Аристова о творчестве Д.Д. Бурлюка в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского университета / Э.И. Амерханова // Первые Казанские искусствоведческие чтения: материалы науч.-практ. конф., 10 – 12 сентября 2009 г. – Казань, 2011. – С. 102–107.
2. Аристов В.В. Казань книжная / В.В. Аристов // Аристов В.В., Ермолаева Н.В. Всё началось с путеводителя...: Поиски литературные и исторические. – Казань, 1975. – С. 151–178.
3. Грабарь И.Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины / И.Э. Грабарь; Ком. по охране худ. сокровищ при Сов. Всерос. кооп. съездов. – М.: Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1919. – 32 с.; 24 см.
4. Отчет о работе Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского за 1966 год. – Казань, 1967. – С. 26. (На правах рукописи.)
5. Свирин А.Н. Сергиевский историко-художественный музей [б. Троицкая лавра /А.Н. Свирин]. – М., Л.: Гос. изд-во, 1925. – 93 [2] с.: ил.; 18 см. – (Подмоск. музеи / Путеводители под ред. Ив. Лазаревского, В. Згура; Вып. 5).