Вселенная цвета Ирины Алавердовой
«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».
Поль Сезанн
Живопись – это всегда нечто индивидуальное и интимное, которое каждый всегда воспринимает сквозь призму объектива своего жизненного опыта и сознания. Для одних первостепенное значение имеет точность изображения и близость его к природе вещей, для других – богатство цвета и оригинальность построения композиции в пространстве. Однако всех объединяет одно общее желание считать тайный посыл автора и получить от произведения эмоциональное наслаждение. Именно таковы работы художника Ирины Алавердовой. Яркими красками с ее работ струится гармония и желание жить, творить и делиться своим творчеством со зрителем.
Художница родилась в Москве и уже с самого раннего детства сделала своими верными друзьями краски и карандаши. Ирина всегда любила именно писать, общаться с цветом и экспериментировать с колоритом. Выпускница художественного училища имени 1905 года, сегодня Ирина Член Союза Художников России и «Maison des Artistes» Франции. Действительный член Международной Академии Творчества ( Москва, Россия) и Действительный член Европейской Академии Естественных Наук ( ЕАЕН, Ганновер, Германия). Работы автора находятся в собраниях: Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Российского Фонда Культуры, Музея Современного Искусства, Музея Современного Искусства Нагорного Карабаха, Государственного музея г. Ханты-Мансийска, музея Ватикана, а также в частных собраниях в России, Швейцарии, Монако, Франции, Англии, США, Чехии.
Творчество Ирины Алавердовой менялось с жизнью и развитием, но красной нитью сквозь все работы проходит стремление автора работать с цветом, экспрессивность чувства и гармоничность каждого произведения. Таковы, например, завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи Армении. «Живопись должна давать зрителю энергию Жизни и позитива», - убеждена художница.
Для художницы живопись значит гораздо больше, чем профессия. По словам Ирины, это образ жизни. Работы мастера проходят через две стадии: долгое детальное наблюдение с натуры и потом уже создание выкристаллизовавшегося образа в мастерской. «Художник говорит образами, и этот образ должен быть выполнен на профессиональном техническом уровне», - считает Ирина.
Автор предпочитает работать преимущественно с пастелью. Подобно, акварели и маслу, ей можно создавать настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Так, штрихи пастели можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.
Именно пастель придает работам благородство, чистоту и свежесть цвета, создает фактуру и волнующую вибрацию штриха, добавляя тем самым работе динамику и наполняя ее жизнью. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры в работах Ирины создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества.
Много внимания в своем творчестве Ирина уделяет пейзажу. Автор запечатлевает сады Парижа, улочки по берегам Сены, лес в Павловске, белые снега Суздаля, каменистые уступы Армянского нагорья, каналы Санкт-Петербурга. Рельеф пейзажей Ирины очень многообразен. Но особенно ярким источником вдохновения стали для нее горы Крыма, которым она посвятила большое количество произведений. В работах художницы мы встречаем горы во всем их многообразии: в ярких лучах солнца и блестящей феерии закатов, в вечерней тишине, в туманной дымке и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в виде образа, выполненного в стиле наивного искусства. Каждый мотив, за какой бы ни бралась художница, она передает с непостижимым мастерством. Многие из ее картин становятся для зрителей настоящим художественным открытием.
Интересна серия работ художницы «Серебро и золото земли». Эти картины Ирины привлекают к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом тонкой взаимосвязи неба и моря. В этой серии особенно чувствуется увлечение автора передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов). Так, в своей серии Ирина использует яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который в работах художницы стал основным средством достижения красоты. Во всех произведениях Ирины краски играют самостоятельную, значительную роль. Мастер утверждает в них красоту природы, восхищается живительной силой солнечного тепла.
Так, серия работ «Суздаль» - это обобщенный поэтический образ старинного русского города. В картинах этой серии небо занимает более половины холста. Башни храмов и одиноко стоящие деревья устремлены к небу, необъятному и в тоже время родному и близкому каждому русскому человеку.
Небольшая серия работ «Симфония солнца», кажется, распахивает окно в мир, в торжественную красоту и глубину вечернего неба. Зеленоватая лента тихой реки в работе «Живая зыбь, как голубой стеклярус» почти сливается у горизонта с сине-зеленым небом, покрытом густыми облаками. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов в этой серии позволяет передать очарование бесконечных далей, раннего утра и завершающего день вечера.
Ряд полотен варьирует мотив пятен лунного или солнечного света в яблоневом лесу (серия «Яблоневый сад»). В других главное место занимает эффект освещения в разное время суток ( серия «Березовый клавир Баха»). Это своеобразное переосмысление опыта импрессионизма — живописи Ирины присуща доля декоративности. Она стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность.
Таким образом, облик природы в произведениях Ирины Алавердовой лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический (берёзовая роща). Тем более это относится к серии «гор». В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Большинство горных пейзажей обладают редкой эмоциональной насыщенностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов. Ирина словно противопоставляет сияние горных вершин, окрашенных загадочным светом, мелочной суете жизни.
Необычны и самобытны также и портреты художницы. В работах автора привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Так, герои Ирины не всегда монументальны, но всегда наделены психологической, социальной и индивидуальной характеристиками.
Во всех работах Ирины Алавердовой сочетаются реализм и символизм, чувствуется постоянный поиск мастера в области цвета. Ее полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Заряжаясь энергией от своих зрителей, Ирина пытается найти ответы на художественные, чувственные вопросы, которые не могут быть сформулированы в словах.