Гаго Рушанян – московский художник с армянскими корнями
Искусство лучше других сфер жизни общества объединяет людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Особенно значимо развитие межкультурных связей на многогонациональном пост советском пространстве. Взаимодействие художников сегодня осуществляется как при поддержке правительства Российской Федерации, так и путем творческих союзов и индивидуальных экспозиций.
Прекрасным примером синтеза культур двух стран является творчество московского художника с армянскими корнями Гаго Рушаняна. Гаго покинул родную Армению в возрасте 19 лет и поступил на учебу в Московский полиграфический институт, где попал к прекрасному педагогу и талантливому художнику Андрею Васнецову. «Мне действительно повезло быть учеником этого гения. Ведь кроме того, что он сам по себе очень хороший художник, он еще и замечательный педагог. Не каждый художник может учить. Так вот, он говорит, что никогда не надо ему подражать. Он просто нам объяснял смысл исторического развития живописи – что из чего выросло. А перед нами всегда стоял он сам – как большая величина в этом художественном мире. У нас перед глазами был живой пример, на который нам можно было равняться», - рассказывает о своем учителе Гаго Рушанян. От своего учителя мастер унаследовал стремление максимально следовать законам живописи вне зависимости от жанра, в котором пишется картина.
Многому научился художник и у известного московского скульптора Николая Никогосяна. Николай Никогосян всегда видел в живописи средство раскрепощения, внутреннего освобождения, и этим принципам он учил своих учеников. Однако, в отличии от московского скульптора, в работах Гаго Рушаняна отсутствуют элементы конфронтации. Живопись Гаго – это всегда свобода цвета и гармоничное сочетание красок. В своих работах художник всегда стремится к максимальному выражению образа, передать которое мастеру удается посредством свето-теневых переходов, цветовых контрастов, частой недосказанности. Так, черты лица моделей художника часто едва уловимы, но в этом «чуть-чуть» и кроется та тайна, с помощью которой образ обретает узнаваемость и буквально оживает на полотне.
Как отмечают художественные критики, Гаго Рушанян принадлежит к поколению художников, чей свободный выбор художественного пути не связан ни с какой общественной борьбой. Это поколение прислушивается к себе и выражает свое чувство мира и жизни, не скованное никакими установлениями и запретами. Это поколение мастеров России, которое не обязано ничего доказывать, кроме своего профессионального мастерства.
Эту философию художник пронес через творческую работу в разных странах мира. После окончания института он долгое время жил в Германии, где заслужил первое признание зрителя. Художник много выставлялся во Франции и Нью-Йорке. Став востребованным художником, мастер вернулся в Москву, где остается и сегодня.
Художник отмечает, что жить в стране, ставшей для него родиной, и трудиться во благо этой страны – в этом заключается моральный долг каждого духовно развитого человека. «Мы все хотим жить в прекрасной стране, с сильной экономикой, развитой инфраструктурой и честными, открытыми людьми. Но, к сожалению, многие почему-то не понимают, что уезжая отдыхать в ту же Турцию, вместо юга своей страны, они финансируют чужую экономику и ослабляют свою. Хорошая жизнь в России – это просто, для этого нужно всего лишь перестать оглядываться на Запад и стремиться построить благополучие у себя дома».
Гаго отмечает, что никогда не чувствовал себя в России зажатым. «Свобода – это всегда внутреннее качество человека», - считает художник, - «Даже если тебя закрыли в каком-то помещении, то ты можешь быть свободным, потому что наличие этого ощущения зависит только от тебя». Свободу художника порой ограничивает его стремление коммерциализировать свое искусство. Так, Гаго отмечает, что «порой смотришь на картину и ничего не видишь, кроме надписи: «Купите меня». Ни о каких «художественных задачах» после этого и речи не идет. Такое – всегда разочаровывает». В истории была масса примеров того, что хорошие вещи часто не покупали, а, наоборот, плохие шли на ура за большие деньги. Поэтому, художник не должен быть богатым, но он должен иметь необходимый минимум для того, чтобы свободно работать, не думая о том, как заработать на кусок хлеба. «Но богатым ему быть вредно, потому что большими деньгами нужно управлять. А это отнимает время и мысли. Художник ведь должен быть счастлив не потому, что у него много денег, а потому, что он имеет возможность творить, будучи при этом социально независимым», - считает Гаго. Идеал, к которому он стремится – это небольшой домик в сельской местности и достаточное количество еды и времени для свободного творчества.
По мнению художника, искусство – это высшее проявление человеческого духа. «Жизнь человека – коротка и пролетает мгновенно, а искусство эти мгновения останавливает. Даже мимолетное хорошее настроение через минуту сменится, а искусство его задержит в веках», - убежден он. В течение всей жизни художник находится в поиске, он учится и формируется, испытывая влияние множества вещей вокруг. «Я появился на какой-то короткий отрезок времени и поставил свою особенную подпись. Но развитие художественной истории из-за этого не прекратилось и не изменило своего направления. Поэтому я считаю, что авангард – это удел плебса, который не научился искусству, но хочет быть к нему причастным. Ведь для того, чтобы стать мастером, нужно много лет учиться, и только тогда ты сможешь стать частью этого большого исторического потока развития искусства».
Но зрителя невозможно обмануть. Рано или поздно он все поймет сердцем, вне зависимости от своего уровня образования. Между тем, работы художника практически сразу находят своего зрителя. Мастер работает в жанре портрет, есть в его творчестве также место и натюрмортам, фигурам на плоскости. Пишет художник и обнаженную натуру. Гаго отмечает, что «эротика интересна тем, что это всегда пограничная зона, в которой можно легко провалиться. В ней все решают неуловимые нюансы – линий, поз, оттенков. Поэтому художников всегда тянет испытать себя, попробовать сыграть на них».
В 1990 году Гаго впервые принял участие в выставке под названием «Московские художники в Японии», а в 2008 году в Москве состоялась крупная экспозиция работ мастера под названием «НЮансы». На выставке художник представил зрителю легкие акварели, написанные в жанре ню ( обнаженная натура). Ранее, в 2000 году в Москве состоялась очень успешная выставка акварели художника «Лики Лилит». В акварельных листах с обнаженной моделью художник пытался представить образ вечной женственности. В 2003 году одноименная выставка открылась в Германии, где имела очень большой успех. С этой знаковой выставки представление его работ в Германии стало ежегодным.
Художник часто работает у себя в мастерской в Москве, где, наряду с заказными портретами, пишет соседей и зашедших на чашечку кофе друзей. Кофе Гаго варит сам, всегда предпочитая свежезаваренный кофе растворимому. Уют в мастерскую художника, вместе с зимними праздниками принесли работы Гаго, вдохновленные миниатюрами армянского средневекового мастера, имя которого история не сохранила. На деревянных дощечках покрытых лаком Гаго представил преподносящих дары волхвов, ангелов и рождение Иисуса. Эти работы стали новой вехой в творчестве автора, обратившегося к древней армянской истории.
Творчество мастера не перестает удивлять и радовать поклонников искусства. Но развиваясь, художник всегда остается верным своим принципам. Работы Гаго Рушаняна узнаваемы, в них всегда есть характер и внутреннее движение. Художник может создать образ порой единым цветовым пятном и несколькими штрихами карандаша или кисти. Именно это и создает индивидуальный стиль художника, объединившего в своем творчестве российскую и армянскую духовную культуру.