Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Чернова Валентина. Пейзаж, как основная тема в русской живописи. Александр Тумпуров.

Валентина Чернова

Пейзаж, как основная тема в русской живописи.

Александр Тумпуров.

Будучи безыскусным, стремись к утонченной работе кистью,
Будучи утонченным и умелым, стремись к силе кисти.

Лю Даочунь.

Третьего марта исполнилось шестьдесят лет со дня рождения художника Александра Викторовича Тумпурова. Известнейший художник, член Союза художников России. Пейзажист. В начале мая в выставочном зале Союза художников открывается юбилейная выставка одного из ведущих мастеров самарского пейзажа.

Историку искусства всегда бывает интересно узнавать о тех, почти незначимых импульсах - толчках, которые отправляют молодого человека в мир искусства. Когда родители или дедушки с бабушками работают в сфере культуры и искусства, - все понятно - закономерная преемственность поколений, а у Тумпурова дорога в искусство была одновременно и прямой и извилистой. Ребенком он учился в изостудии Дворца пионеров, неудачно пробовал поступить в училище, и упрямо решил учиться в Художественной школе№1.

- Я пришел в середине года к директору школы Григорию Ефимовичу Зингеру. Он вызвал в кабинет к себе завуча И.П.Цыбульника и настойчиво предложил принять.

-Вот мальчик, он хочет учиться в нашей школе, надо помочь.

Цыбульник вызвал Е.Д.Горовых, тот посмотрел мои рисунки, и меня сразу приняли на третий курс. Но в ходе обучения я понял, для сдачи в Пензенское художественное училище мне нужен натюрморт и снова пошел к директору с просьбой перевести меня на младшие курсы, где все писали натюрморты. И они пошли мне навстречу. Уже через полгода занятий я понял, что готов поступать в училище.

Потом я поступил в Пензенское художественное училище. Я попал к Михаилу Васильевичу Бунчину, замечательному учителю. Обучаясь у него, я осознал, что не буду писать натюрморты и портреты, только пейзажный жанр мне близок и понятен.

В 1977 году Александр Тумпуров окончил художественное училище им.К.А.Савицкого, живописно - педагогическое отделение и вернулся в город. Коренной самарец, он живет в родовом гнезде - родительском доме с приусадебным хозяйством, садом и огородом. К задней части дома он сделал пристройку – студию-мастерскую с большим окном.

Воспитанник пензенской школы, художник избрал пейзаж, разрабатывая традиции пленэрной живописи, и на первых порах отображая на полотне эмоциональное восприятие природы. По сути, он выбрал путь создания этюда – картины, постоянно совершенствуясь в этом направлении. И хотя беседы с природой тет-а-тет у живописцев происходят в одиночестве, Алексендр Тумпуров всегда открыт и дружелюбен для братьев по цеху. Он много ездил на творческие дачи, участвует в регулярных пленэрах.

Он начал выставляться в восьмидесятые годы, и ранние пейзажные полотна удивительно легли в стилистику «сурового стиля» шестидесятников. Возможно потому, что работал на Академической даче рядом с мастерами этого поколения. Произведения того времени выделяет серо - охристый колорит, какая - то бесприютная сумрачность в состоянии природы, и уединенность места в выборе композиции.

Уже в первых картинах стало проявляться его особое доверие к жизни, стремление к проникновению в природу вещей. К тому, что воспитывает художественный вкус. Надо сказать, что тогда его внешность не соответствовала натуре, склонной к созерцанию. Это был плотный молодой человек среднего роста, жгучий брюнет, черноусый и густобровый, с ярким румянцем на щеках, одетый в алый свитер и вязаную полосатую красно-синюю шапочку с помпоном. Правда, в группе художников он отличался молчаливостью.

В восьмидесятые годы Александр Тумпуров много работал, настойчиво постигая состояния и настроения, все потаенные секреты Матушки-природы.

Мне отчасти повезло, ребенком меня, отец – пейзажист брал на этюды, и на практике я знаю, что небо бывает особенного оттенка утром, и вечером, и в разные времена года, и изменяется каждый час от малейшего движения ветра и наплыва туч. Художник должен так написать восход солнца, чтобы не спутали с закатом. Зная о существовании таких «секретов» природы, понимаешь, что природу надо наблюдать и постигать во все времена. Потому невероятно сложно быть мастером пейзажа. Только внимание к глубинному потоку жизни, знание многочисленных ликов природы, поможет избежать безвкусия и не ограничиваться простым воспроизведением образов.

Одна из ранних работ «Мастерская художника» с изображением сидящей девочки в окружении холстов. Огромное окно слева - источник яркого потока света, освещающего всю студию, Эта работа выявила главное, что интересовало молодого живописца – создание воздушной среды и ее взаимодействие со светом.

Из первых работ, где видна суть поиска, следует отметить «Осень в Жигулях». На полотно перенесен реально увиденный мир, это изображение деревушки в междугорье, но мастера заинтересовали не конкретные домики, спрятанные в холмах, и не пасущиеся коровы, и не купы желтых деревьев на фоне зеленой травы, – объекты, как таковые, а процесс выявления пространства, в котором идет круговорот жизни. Петляющая дорога в маленькой долине идет к проходу между горами. В картине нет четко построенной перспективы, не выделены планы, здесь все вещи соединены в едином жизненном потоке. Среда этого пейзажа как откровение - совпадение чувства и созерцания. И в данной работе достигнута основная цель живописи, соединить в единое целое форму и содержание. То, что наметил в начале восьмидесятых годов, этот мастер, он старался осуществлять и в последующее время.

В восьмидесятые годы, постоянным местом работы был производственно - художественный комбинат Художественного фонда Союза художников СССР. После девяносто первого года, лишенный заказов и государственной поддержки, Художественный фонд прекратил существовать. Художники остались предоставленными сами себе. Необходимо было выживать. Можно было бы возненавидеть весь мир, можно было бы стать скептиком, или срочно начать производить на продажу картины-открытки «салонного» плана, или копии картин И.И.Шишкина на продажу.

Александру Тумпурову удалось найти баланс. Безусловно, работы середины девяностых годов выделяются, они становятся дробнее, более детализированные. Разумеется, он не рисовал каждый листок по отдельности, но в картинах видна тщательная проработка рисунка. Таковы «Зимний пейзаж». 1995г., «Ширяево».1997г. Созерцание ритмов жизни чувствуется и в этих работах девяностых годов. И самое главное достижение тех лет - объекты конкретны, созерцаемы, но под флером воздушной дымки.

В конце девяностых годов и начале двухтысячных годов в искусстве Самары наступил расцвет городского пейзажа. Пейзаж города оказался наиболее чутким к переменам времени и воздействию этого времени на человека. Именно в те годы наступило возрождение городского пейзажа, как жанра. В творчестве художников поколения семидесятых, к каковым относиться А.Тумпуров, Самара стала, как основная сюжетная тема, где улицы, здания - объекты печального созерцания. В нашем Городе люди, деревья, дома живут ярко и стремительно, а стареют внезапно.

Множество разнообразных мотивов, которые родились в уюте маленькой мастерской, Тумпуров представил на стенах галерей, подобно длинной ленте фриза. Оказалось, этому мастеру присуще живое и духовное соединение человека и среды, самарца и Самары. Он соединил людей, и их суету с природой, растворил их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью со стаями птиц, с собаками и кошками, вместе с ветром, солнцем и снегом. Пространство города, свет, люди. Воздух, деревья, земля – все объединено единой воздушной дымкой. Световоздушная среда, упорядочивает любой незначительный уличный мотив и превращает целый мир в наше дыхание, через воздух ведет к одухотворенности.

В восторженном созерцании Тумпурова много интереса к сюжету, к реальному житейскому эпизоду, постепенно он переходит от любования мгновеньем, к пейзажу – картине. Живя в частном секторе Самары, приезжая в старый город, он писал веселое кипенье городской суеты. Газельки, легковушки, люди и собаки, блики, солнце и сугробы, облака и стаи птиц, во всем этом видится особый колорит Самары.

В серии городских мотивов Тумпурову удалось избежать увлечения описательного реализма, того, что убивает жизнь, за счет динамики размашистого широкого и длинного мазка.

Последние пять лет Тумпуров активно участвует в пленэрах, отправляясь в поездки в старые русские города. Картины последних лет отличает сильный композиционный и образный стержень. Несколько линий проведенных широкой кистью дают, и впечатление объема, и передают пластику формы. Основная цель мастера передать духовные лики города и природы. В этих исканиях одухотворенности, гармонии и единения человека, Тумпуров является единственным художником в Самаре.

Хотелось бы уточнить, что большая часть современных пейзажистов тяготеет к импрессионизму, то бишь к «впечатлению» от увиденного, и это активно востребовано обществом, либо достоверно воспроизводит мотив, что также принято в зрительской среде.

Картины с видами Плеса, Нерли, Суздаля, Тутаева и Кидекши, это уголки, где угадывается дуновение духа. Мотивы выбраны не громкие. Памятники старины - монастыри и соборы живут в окружении густых деревьев, полнозвучны лишь яркие краски природы.

Неоднократно беседуя с мастером, я слышала, что природное богатство России, ее красочная уникальная смена времен года, ее географическое многообразие, наделяют российский пейзаж такой же философской наполненностью, что и китайский пейзаж «шань-шуй» (горы и воды). Учитывая богатейшее наследие русской живописи, он искренне считает, что у российских пейзажистов примерно те же задачи.

Если внимательно рассмотреть работы последних лет, то можно увидеть как живописец, верно, понимает природную среду, выявляя чудеса и таинства бытия, и наполняя все полотна полупрозрачной дымкой. Есть драгоценное свойство пейзажей Александра Тумпурова - в них хочется быть и жить.

Один знакомый художник сказал: «У Тумпурова есть воздух, я могу жить внутри его пейзажей». Мой современник и не знал, что в древнем Китае, еще в одиннадцатом веке известный художник Го Си заметил, «что лучшим пейзажем является такой, в котором хочется поселиться».