Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Венгерская башня на русской равнине



ВЕНГЕРСКАЯ БАШНЯ НА РУССКОЙ РАВНИНЕ.
ЗИХЕРМАН ШАНДОР - РОБЕРТ МАТЬЯШЕВИЧ

В этой жизни богатой узорами (неповторной, поскольку она
по-другому, с другими актерами будет в новом театре дана).
Я почел бы за лучшее счастье так сложить ее дивный ковер,
Чтоб пришелся узор настоящего на былое, на прежний узор.

В.Набоков


Шандор Роберт Матьяшевич Зихерман! Каким обаянием звучит это странное имя, какой притягивающий интерес вызывает встреча с его обладателем!
Прошло двадцать лет, с тех пор как художник обосновался в Будапеште, но мы не перестаем восхищаться многообразием его таланта.
Впечатления о Шандоре Зихермане накапливались постепенно. Придется начать с того времени, когда в Куйбышеве, в конце семидесятых годов, в художественном музее проходила выставка произведений болгарских художников из Старой Загоры — побратима нашего города. После открытия состоялся банкет в ресторане «Волга».
В толпе множества знакомых лиц пристальное любопытство вызывал человек, внешность которого мучила воображение. Все было в нем интересно – красивые выразительные глаза, живописная копна волнистых волос, кудрявая в мелких колечках смоляная борода. И улыбка, украшающая усы!! Костюм в полоску, — на другом человеке этот костюм выглядел бы просто нелепо. А как ладно сидел на нем этот костюм! Одновременно — одеяние художника, облачение, пригодное для дальних странствий, и для встречи с зарубежными гостями. Он был из тех, кого называют первопроходцами. Но тогда я этого не знала.
И вот сейчас лето 2005 года встреча с художником, и по-прежнему, притягателен его облик. Светлый льняной, слегка измятый костюм оттенка беж, туфли, рассчитанные на любые каверзы погоды, летняя соломенная шляпа с пестротканой лентой, уже седая, окладистая борода, – все становится замечательной оправой для этой выдающейся личности! А взгляд карих глаз все так же подкупает своей особой жизнью. Тщательно продуманный костюм путешественника служит ему чем-то вроде хламиды отшельника. В таком наряде легко отправиться пешком вокруг света, в лучший театр мира, в новую галерею или на блошиный рынок.
Я не могу припомнить, кто бы еще мог с такой радостью и восторженным подъемом оценить прелесть жизненного бытия. Праздничным событием для него явилась возможность пообщаться с парой-тройкой друзей, отправиться в путешествие на тихо плывущем теплоходе в Ширяево или пойти на вернисажи Александра Васильева и Николая Шанькова.
Из глубины непосредственной, натуры изливается его сопричастность к миру людей, его любовь к игре, стремление сделать жизнь многообразное, ярче. Это примета весеннего знака Овна.
ХХХ
Факты биографии Шандора Зихермана не менее удивительны.
Он родился в 1935 году 6 апреля (Знак ОВЕН) в Ужгороде, все детство прошло в предгорьях Карпат в Берегове. Тогда Закарпатье находилось в чешской оккупации. Потом оно вернулось в Венгрию, но после второй мировой войны вошло в состав Украины.
Отец работал маляром и первое знакомство с красками состоялось в ранние годы детства.
Зачарованное мерцание рек, ручейков в лунном свете. Не раз он слушал песни ветра на горах, плеск шумливых волн, омывающих корни прибрежных деревьев, высматривая мерцающий блеск, проплывающих рыбок, разглядывая, одетые мхами камни, мохнатые одетые в лесные одежды горы. А камыш, темнеющий ночною мглой? И сонные тени рыб дремлющих в глубине заводей!! Звонкие краски родной природы и, также национальные костюмы и песни Закарпатья, все это стало определяющим на всю жизнь.
В четырнадцать лет он вдруг вырос в чемпиона по классической борьбе среди юниоров, в шестнадцать стал чемпионом среди взрослых. Кроме спорта ни о чем, до поры до времени и не помышлял.
Первые наставники в Ужгороде Иосиф Бокшай, Павел Бедзир, рано распознали в нем художника. И.Бокшай за руку привел его в Ужгородское художественное училище на последний курс, но впереди близилась армейская служба.
В армии служил в Каракумах, в Туркмении. Он, воспитанный на этнографии и культуре Восточной Европы как будто попал на два года в сказку «Тысяча и одна ночь», и это событие пробудило любовь к Востоку. Именно на Востоке художником была обретена опора для самобытности своего искусства. Считая, что Восток – первоисточник всех искусств, Шандор Зихерман также последовательно, как Н.Гончарова отождествляет русское искусство с искусством Востока, и до сих пор верен этому принципу.
После демобилизации поступил в Львовский институт прикладного искусства, но через год перевелся в Ленинград. В 1964 году закончил Ленинградское высшее художественно – промышленное училище им. В.И.Мухиной, по специальности монументально – декоративная живопись. После учебы, имея в Ленинграде постоянную прописку, квартиру в центре города, связи и работу, уехал по распределению в Пермь. Именно там, в 1976году вступил в члены Союза художников СССР. Затем была кочевая жизнь — работа над заказами в Львове, Элисте, Юрмале.
В Тольятти в 1972 году приехал с мечтой создать первый в России музей современного искусства, к сожалению, не удалось, зато появились первые художественно - производственные мастерские и самостоятельное отделение Союза художников.
С музыкантом Вячеславом Сафоновым они открыли школу искусств, ставшую одной из лучших в России, и Шандору Матияшевичу нравилось быть преподавателем школы искусств. Ведь он был из тех, кого называют первопроходцами. В этой восьмилетке преподавал по методике Б.Неменского обще эстетическое воспитание детей с первого класса. Он же способствовал появлению в Тольятти городской художественной галереи. Работает в области живописи и графики, скульптуры, керамики, медальерном деле, прикладником.
После женитьбы на актрисе Зинаиде Соколовой состоялся переезд в Самару.
С 1989 году Ш.Зихерман выехал в Венгрию с персональной выставкой. Ведь он был из тех, кого называют первопроходцами. Маршрут предполагался длинный: Австрия, Франция, Германия, Италия. Поначалу все шло очень хорошо. Внезапно случилась катастрофа: с фургоном украли полторы сотни лучших полотен, созданных за сорок лет работы. Это было сильное потрясание. Но он — неисправимый жизнелюб утешился мыслью: Слава Богу, хорошо, что не сгорело, это все будет радовать людей !! (В последующие годы удалось воссоздать часть утраченных картин)
В 1990 году из Самары приехала вся семья. Начинать пришлось на пустом месте. В Венгрии родственные, дружеские связи оказались непрочными, стало ясно, что рассчитывать необходимо только на себя. Остаться в стране помог воистину благодатный случай. Однажды за бокалом вина некий человек спросил, о маске грусти на лице? Расспросив про все превратности судьбы Шандора, он предложил поселиться в своем доме. Оказалось, «добрый самаритянин» — грек, бежавший из Турции в 1935 году в Венгрию, и принявший обет помочь добром, какому – либо скитальцу. Они дружат сейчас, как родные братья.
Никаких контактов с официальным департаментом по искусству поддерживать не стал. И вот с той поры, по всей Европе и в Венгрии он представляется как странствующий русский художник венгерского происхождения.
Все виды искусства по-прежнему нравятся ему. Любит и скульптуру и живопись. Ведь он из тех, кого называют первопроходцами. Последняя любовь — театр. Со своей женой Зинаидой Соколовой они окрыли русский театр-студию, уже девять сезонов даются спектакли в Доме русской культуры при посольстве России в Венгрии. Актеры играют бесплатно. Шандор — единственный меценат - благотворитель русского театра. Поставили спектакль по ранним рассказам Чехова, «Банкрота» Островского, «Зойкина квартира» Булгакова.
Не устаешь восхищаться его энциклопедической памятью и образованностью в области истории, этнографии, национальных культур, и истории искусства. Судьба распорядилась так, что лоскутная цветность народного искусства Закарпатья, классический академизм Ленинградской школы, волшебная узорчатость Востока и скупая лапидарность венгерского наследия слились в творчестве этого художника- искателя.
ХХХ
Для меня художник Шандор Зхерман – магический персонаж из романов Милорада Павича. И если перефразировать мысль великого прозаика «человеческие мысли как комнаты», то для меня, — Человек как дом». Кто-то из людей, при первой встрече, оставляет впечатление или роскошной квартиры, или чердака, либо унылого казенного чужого жилища, в котором личность и не личность, а только квартирант в ожидании будущего. Некоторые личности наполнены полезными и практичными вещами в своем доме, а другие, как лавка старьевщика неизвестно чем.
«Дом – личность» — Шандор Зихерман состоит из анфилады светлых комнат, заполненных верой в любовь и дружбу, с видом на Карпатские горы, восточный базар и Русский музей. Одна комната в этом «личностном доме» — роскошная библиотека, другая — мастерская художника, третья — мини-театр, и, обязательно комнаты — для любимой жены и четырех детей, и отдельная — для близких друзей.
ХХХ
Шандор Зихерман всегда в своих работах стремится привести к гармонии, к единой системе изображения предметы и геометрические элементы, ибо чистая работа с натурой не удовлетворяет художника. Из сплава фигуративных и геометрических элементов выковывает ту форму, которая наиболее соответствует замыслу. Живописные произведения и наброски, создают калейдоскоп Впечатлений и Восхищений Ш.М.Зихермана об увиденном, – природе, городах и людях, каждом запечатленном мотиве.
Вглядываясь в натуру, художник отражает почти достоверные изображения, раскрывающие перед зрителем образ привычного и близкого мира. Он много странствовал, смотрел на жизнь в тогдашнем СССР. Иные краски и формы послужили душе материалом, из которого она сотворил сны наяву.
Глухой стук мостовой в Берестово под ногами, улица с ишаком, порыв благоуханного южного ветра, резкие очертания крымской красной крыши, капельки дождя упавшие на ладонь, — все это зачастую, становилось теми волшебными мазками кисти, по которым в памяти всплывают картины, во всей полноте ощущений.
Спокойные виды любимых гор, освещенные мягко и рассеяно; островерхие крыши домов под блекло-голубым небом Сент-Эндре. Скупое перекрестье углов и квадратиков в решении конструктивной пластики горных пейзажей Карпат, соединенное с живописной эстетикой русского авангарда начала ХХ века, живет праздничной жизнью на полотнах художника.
Цветущие долины Средней Азии и тоскливые калмыцкие степи. Автор погружается в таинственную тишину южных улочек Самарканда и запечатлевает странные силуэты самаркандских женщин в парандже. В плотной, насыщенной цветом живописи напрочь отсутствует архитектурная пространственность, важнее фактурная динамика с чередованием пятен, мазков, корпусная живопись лепит форму.

Пейзажный жанр не доминирует в творчестве Ш.Зихермана. Его искусство дополнено портретами натюрмортами, композициями с обнаженной натурой.
Десятки холстов и огромное количество графических работ показывают, с каким упорством работает художник над темой «ню». Он ставит натурщиц в различные позы, проверяя свою способность безошибочно строить форму. Так же, как гения русского авангарда В.Татлина его интересуют четкие повороты фигур, зафиксированные позы, не столько бытовые, сколько конструктивные. Зихерман не выпускает за пределы холста живописную энергию. Зеленые, голубые, охристо-желтые пятна создают в целом некое равновесие, раскрывая систему распределения пятен и плоскостей.
Многочисленные натурщицы Зихермана показывают последовательность разработки мотива стоящих фигур. Расположение стереометрических объемов в пространстве прямоугольников и треугольников на плоскости постоянно варьируется. Сравнивая различные варианты, понимаешь, что художник ищет гармонию целостного организма, конструируя модули форм женских фигур, добиваясь равновесия, прилаживая цветные пятна, скрепляя разнообразные части, вправляя их друг в друга, словно плоскости на осях, вокруг которых поворачиваются руки, ноги, бедра натурщиц. Процесс работы над картиной — это структурное проектирование.

Особое место в живописи этого мастера занимают автопортреты и портреты, где даны различные эмоциональные состояния художника, в определенной цветовой системе и в особом, для каждого варианта, формальном контексте. Извечная проблема искусства — художник и натура, он — творец, занятый моделированием собственного мира.
Традиции русской бубнововалетской живописи и кубофутуризма проявились также в портрете. В этой традиции картина — «предмет». Здесь нет иллюзорности реального мира, сама картина превращена в вещь. Картина обретает вес, объем, увеличен рельеф красочного слоя, краска получает самоценный, предметный характер. В портретах Зихермана портретность условна. Портретная фигура сначала уподоблена предмету, разложена, а потом вновь собрана в синтетическую композицию. Фигура — объект желаний для живописного эксперимента.
Иносказательное формирование структуры вещей всюду разное. Фосфоресцируют краски на портрете дедушки, свечением наполнены квадратики и прямоугольники – сегменты, складывающие картину «Стеклодувы»; напряжена полнотой цвета улочка из городка Берегово, неведомым трепетом манят ножи, пульсируют динамичными цветовыми плоскостями предметы. Фактура его полотен – застывшая масса, зацепившая на поверхности холста. Цвет живет, своей тактильной жизнью, загустевая насыщенной фактурной эмалью. Колоризм русской живописи начала ХХ века, со всеми достижениями и исканиями «бубнововалетцев» перешел по наследству Зихерману, и продолжает в его искусстве дальнейшую жизнь

Шандор Зихерман много путешествовал Прибалтика, Крым, Урал, Средняя Азия и Калмыкия. Отовсюду собрано множество сильных впечатлений, этюдов и зарисовок, набросков и законченных картин. Поэтому любовь к универсализму и костюму путешественника. Отсюда широкий диапазон творческих интересов художника: работает как живописец и график, создает монументально-декоративные росписи и мозаики, станковую и монументальную скульптуру, медали, занимается керамикой.
Миниатюрные медали монументальны. Сильные руки скульптора любят играть гранями и сгустками металла в формах. Зихерман  интересный скульптор. От построения монументальных конструкций он с легкостью переходит к бронзовой пластике, умещающейся в коробке из под скрепок. Он любит различные материалы, такие как шамот и бронзу (медали из серии «Чили», «Мои друзья», «Первые руководители ВАЗа»), такие объекты как декоративные пласты и рельефы, блюда, станковую скульптуру. (Десятки произведений находятся в Будапештском национальном музее, в Гос.Эрмитаже, подарены Тольяттинской картинной галерее, Самарскому художественному музею),
В керамических работах Зихермана видна хорошая школа. И не только. Его форма компактна, — «интраветртна» — она как бы замкнута на себя. В этой замкнутости формы чувствуется следование принципам этнического искусства, сохраняющего традиционную пластику в декоративной, условной и лаконичной форме понятую как некий монумент, идол! Керамика — это глина, земля, почва, в которой остаются корни, куда бы ни переезжали человек. И в ней прочитываются корни традиций венгерской скульптуры. (Калмычка.1971г., Пастух с волынкой.1975г., Стеклодув.1975г., Первое яйцо птичницы Ефросиньи.1975г.)
Шандор Зихерман сейчас является членом Всемирной ассоциации медальеров, Европейского и трех основных венгерских союзов художников.
Его произведения экспонировались на десятках отечественных и международных выставках, в России и за рубежом (Венгрия, Германия, Польша, Чехия). Работы мастера находятся не только в музеях России, также в двадцати музеях Европы.
Художник и в семьдесят лет сохраняет жадный интерес к миру, желание наблюдать и познавать его, открывать новые грани действительности.