ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С УРОКОВ РИСОВАНИЯ
Арнольд Баскаев, г.Нальчик
Кабардино-Балкарское профессиональное изобразительное искусство получило сегодня признание далеко за пределами республики. Его лучшие представители известны и за рубежом. Это несмотря на то, что оно довольно молодо (возникло в конце XIX века) по сравнению с художественным творчеством других народов Кавказа, исповедующих христианство (абхазы, осетины, грузины, армяне и другие). В том, что оно пустило ростки в нашем крае и получило дальнейшее развитие, большая заслуга Митрофана Васильевича Алехина, художника-толстовца, высланного в слободу Нальчик в 1895 году.
Происходил М. Алехин из богатого дворянского рода, но ему оказались близкими народовольческие взгляды. Под их влиянием он раздал своим крестьянам имение, оставшееся от отца. Митрофан Васильевич был человеком с широким кругозором, интеллектуалом. Первоначально стремился реализовать свой творческий потенциал через художественную деятельность. В 1883 году окончил Петербургскую академию художеств с серебряной медалью и получил звание классного художника.
Однако, увлекшись идеями освобождения народа от самодержавного гнета, влился в народовольческое движение, а позже им завладели толстовские идеи. М. Алехин стал профессионально заниматься политикой, и ему не хватало времени на художественное творчество: он очень активно включился в антиправительственную пропаганду, распространение запрещенных цензурой произведений Льва Толстого.
Все это, естественно, не осталось незамеченным царской охранкой. В1895 году его арестовали и выслали в слободу Нальчик. Здесь М. Алехин находился под пристальным вниманием местной полиции, которая следила за передвижением «последователей лжеучения графа Л. Толстого».
В одном из секретных документов на имя начальника Нальчикского округа, отправленных из канцелярии начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска, высказываются опасения по поводу сближения толстовцев с духоборами и пропаганды ими своих идей среди местного населения. Всего на территории Кабардино-Балкарии проживало девять человек - толстовцев, но и они в глазах властей представляли серьезную угрозу, о чем в документе сказано: «По имеющимся сведениям, в последнее время замечается усиленное стремление последователей графа Л. Толстого к сближению с закавказскими духоборами, большинство коих приняло весьма вредное социально-политическое учение, сходное в существенных чертах с таковым же ученьем графа Л. Толстого. Сближение это и усиление вредного влияния толстовцев на духоборов достигается, между прочим, через посредство личных отношений ими между собой, именно посещениями первых закавказских духоборов, имея в виду, что слобода Нальчик является одною из значительных толстовских колоний в России»...
Конечно же, местное население было наслышано о политически неблагонадежных ссыльных. Однако особой возможности заниматься решением идеологических задач у М. Алехина не было.
Именно в Нальчике он, наконец, вплотную занялся художественным творчеством. Его произведения, посвященные нашему краю, стали существенным вкладом в культуру Кабардино-Балкарии. Еще большую роль Алехин сыграл как педагог, приобщив к изобразительному искусству юных жителей республики. Митрофан Васильевич преподавал рисование в нескольких нальчикских школах, а также в Ленинском учебном городке.
В сохранившейся справке, выданной художнику Кабардино-Балкарским областным советом народного просвещения 4 марта 1931 года, сказано, что «М.В. Алехин с 1918 года состоит преподавателем ручного труда и ИЗО в педагогическом техникуме и советско-партийной школе. В 1927-1928 годах читал лекции по рисованию на курсах повышения квалификации учителей-националов. С1930 года состоит преподавателем графики в школе колхозной молодежи горско-еврейской колонии».
Некоторые ученики М. Алехина избрали для себя профессии, требующие навыков рисования. В общем-то, в те годы и был, очевидно, заложен фундамент, на котором в последующие десятилетия стало развиваться изобразительное искусство в республике.