Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

О портрете Ю.Н. ЛИБЕДИНСКОГО художника М.С. ТУГАНОВА.

Плиева

Маргарита Георгиевна,

кандидат искусствоведения,

член АИС

 

Автор выражает благодарность Либединской Лидии Юрьевне, Капитоновой Надежде Анатольевне и Казанцеву Игорю Анатольевичу.

О портрете Ю.Н. ЛИБЕДИНСКОГО

художника М.С. ТУГАНОВА.

 

«Сколько исхожено дорог, сколько незабываемых встреч и разговоров. Щедрое кавказское гостеприимство, счастлив тот, кто испытал его».

/Ю.Н. Либединский/(1)

«Ты спросишь: зачем слишком рано седела, светлела

Моя голова, что была словно пашня черна?

От светлого счастья, что в сердце беду одолело,

Пресветлою стала она».

/Э. Межелайтис/(2)i

 

В чрезвычайно богатом и многообразном творчестве Заслуженного художника Северо – Осетинской АССР и Народного художника ГССР Махарбека Сафаровича Туганова портреты - самый неисследованный жанр. Предметом нашего внимания является малоизвестный овальный портрет русского, советского писателя, журналиста, педагога, кавалера ордена Трудового Красного Знамени Юрия Николаевича Либединского. Об этом портрете упоминал М. Хаким в книге «Туганов – народный художник» и там же приводилась черно - белая репродукция. Больше о портрете и о его местонахождении никто ничего не знал. И начались поиски: отправленные письма, недели ожиданий, и... долгожданный ответ из Челябинска: «Здравствуйте! Уважаемая Маргарита, по Вашему запросу предлагаю обратиться к исследователю творчества Ю.Н. Либединского - Капитоновой Надежде Анатольевне, известному челябинскому литературоведу, библиотекарю - краеведу, которая на протяжении ряда лет занимается этой темой. Возможно, она поможет Вам в поиске дополнительной информации о писателе».

С уважением, Казанцев Игорь Анатольевич.(3)

Звонок из Осетии был для Надежды Анатольевны полной неожиданностью. Переспросив, она ответила, что видела портрет в московской квартире Либединских, продиктовала свой адрес и попросила написать письмо. Снова недели ожиданий. И, наконец, с разрешения дочери писателя Лидии Юрьевны, Надежда Анатольевна, сообщала ее московский телефон.

Сразу же позвонила в Москву. Теперь уже по электронной почте началась переписка. Привожу письма с незначительными сокращениями, т.к. они сами являются ценнейшими документами. 

«Здравствуйте, Маргарита Георгиевна!
На днях получила Ваше письмо, простите, что не было возможности сразу ответить. Фотографию постараюсь послать Вам в ближайшее время. На нашем портрете стоит дата 19 июля 1949 год. Остальное все совпадает. 

Приведу Вам несколько строк из письма моей мамы Л.Б. Либединской  нашей бабушке (Т.В.Толстой) из Дзауджикау  от 5 апреля 49 года: «Почти каждый день ходим к Туганову, он рисует портрет Юры. Тоже замечательный человек, кончал академию художеств в Петербурге вместе с Левитаном и Малявиным. Сейчас ему 80 лет, он совершенно свободно по 2-3 часа не присаживаясь, стоит за мольбертом и работает без очков. Живет он один и все сам для себя делает – готовит, топит печи. Сохранил такую ясность ума, что и молодой позавидует. И помнит все поразительно до мельчайших подробностей. Очень добрый и милый человек».

Родителей моих связывала нежная дружба с осетинскими писателями, которые были гостями и в нашем доме. Я лучше всего помню Тотырбека Джатиева и его семью. Мы жили на Реданте летом 1947 года всей семьей, папа тогда собирал и переводил Нартские сказания, но эту поездку я совсем  не помню. Я спрошу у старшей сестры, помнит ли она какие-нибудь разговоры про художников. Потом, в 1956 году нас, четверых внуков,  взяла с собой бабушка на Северный Кавказ - она занималась Лермонтовым и поехала по Лермонтовским местам, но несколько дней  мы прожили во Владикавказе.
Спасибо Вам. Всего доброго! Надеюсь, что письмо  дойдет. Л.Ю.»(5)(
И еще одно важное письмо: «Маргарита Георгиевна, добрый вечер! Пока мы не сделали хорошую фотографию с портрета, посылаю Вам фото из нашего домашнего архива. Л.Б. Либединская с правнучкой Любой, 1997г. Слева написано: «Дорогому Юрию Николаевичу Либединскому от М.Туганова». Всего доброго! Л. Либединская.

Либединский Юрий Николаевич – родился в семье врача. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн, корреспондент газеты «Правда» он был одним из создателей и руководителей Революционной Ассоциации Пролетарских Писателей (РАПП). Высокообразованный, полный благородства и обаяния, человек удивительного такта сколько трогательных слов написал он о Д.А. Фурманове, В.В. Маяковском. С. Есенине, Д. Бедном, Л. Н. Сейфуллиной, с которыми был лично знаком?!(6)

Еще до Великой Отечественной войны Либединский впервые приехал на Северный Кавказ, в Кабарду. После войны Юрий Николаевич продолжил изучение истории и эпоса Кавказа и завершил трилогию «Горы и люди». Кавказ «стал второй родиной Юрия Либединского, писатели народов Кавказа – его кровными братьями». Писатель долго жил среди осетин, кабардинцев, дагестанцев, азербайджанцев и других народов Северного Кавказа. Их «жизнь и быт, их песни и сказки стали для него родными. Рядом с романами появились на книжных полках переводы Либединского, составленные им сборники, отредактированные им книги».(7)

Махарбек Сафарович Туганов родился в семье первого и единственного в Осетии ученого - ботаника, получившего образование в Европе, в Бонне. Профессиональное образование Махарбек Сафарович получил в Санкт – Петербургской Академии художеств, в мастерской И.Е. Репина и в Мюнхене, в школе А. Ашбе. Туганов «был человеком большой культуры, широкого круга знаний европейского и русского искусства, истории, этнографии, литературы».(8) Он был среди тех, кто приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию, активно включился в борьбу за новые, социалистические идеалы и более того, добровольно отдал богатства рода Тугановых народу.

В Северную Осетию Юрий Николаевич, уже известный писатель и переводчик приехал в 1947г по приглашению Нартского Комитета, созданного при Совете Министров СОАССР.(9). В Комитет входили известные в Советском Союзе поэты, писатели, художники и среди них В.И. Абаев, С.А. Бритаев, В. Дынник, Ю.Л. Либединский, Н. Тихонов, М.С. Туганов, А.В. Джанаев, А.-Г.З.Хохов, переговоры велись с Орбели. Тогда и состоялось знакомство художника и писателя. В книге с красивым названием «Об уважении к литературе», Юрий Николаевич писал, что «среди людей, которые буквально всю жизнь посвятили благородному делу изучения нартского эпоса, следует вспомнить Народного художника Северо – Осетинской АССР Махарбека Туганова».(10). Сегодня издание Нартских сказаний в переводе Либединского, с иллюстрациями Туганова, под редакцией Н. Тихонова является библиографической редкостью.

Для портрета Ю.Н. Либединского одинаково важными оказались и занятия М.С. Туганова в мастерской И.Е. Репина, и знание западноевропейского искусства. И если у Репина художник научился «умению воспринять и воссоздать облик модели максимально конкретно, но с оценочным акцентом, то старые мастера воспитывали в нем чувство совершенства, точнее его необходимости, воспитывали, то понимание портретной формы, без которого любые психологические и характеристические установки остаются, лишь намерениями, не могут подняться до художественных высот».(11). В.А. Леняшин сказал эти слова о В. Серове, но они в полной мере характеризуют и творчество М. Туганова.

Портрет Ю.Н. Либединского, человека близкого и дорогого Туганову «замечателен не только своим разительным сходством с натурой», но и умением художника «раскрыть в портрете душевный мир изображаемого, его внутреннее психологическое содержание».(12). А «душевный мир» писателя убедительно характеризует как его творчество, так и то «сколько хороших книг своим выходом в свет обязано его отзывам, его хлопотам! Скольких писателей ободряло и окрыляло его дружеское участие!».(13)

Не могу не привести удивительные строки, так емко характеризующие человека, гражданина, писателя Юрия Николаевича Либединского: «Гости с Кавказа – желанные гости в нашем доме. Словно вольный ветер кавказских ущелий проходит по моему кабинету, когда в нем раздается гортанный говор осетин или шелестящая речь кабардинцев. В последние годы, когда болезнь делает для меня все более затруднительными дальние поездки, я с особенной радостью встречаю в Москве своих кавказских друзей. Азербайджан и Армения, Осетия и Кабарда, Адыгея и Дагестан».(14)

Тяжело опустившись в кресло, «патриарх советской литературы» слушает собеседника. Голова наклонена, лицо задумчиво и серьезно. Писатель устал, болезненные тени легли под бровями, в уголках глаз, у крыльев носа. Его массивная, грузная фигура прочно, устойчиво вписана в пространство полотна. Художник придвинул фигуру к краю холста и тем самым создал впечатление приближенности писателя к зрителю.

Туганов создал образ «исполненный эпического спокойствия». Но спокоен ли писатель? Внешне да, ведь Либединский изображен вне действия. Однако несколькими композиционными приемами, художник передал «неуспокоенность» сердца, в которое умещается «шар земной». В развороте фигуры под углом и в глубину холста, в несовпадении линий головы, плеч, спинки кресла, сбившегося галстука и складок тесноватого жилета, раскрывается многогранность, и мощь личности, чувствующей себя сопричастной «всей планетной силе». Сам овал портрета, кажется, слишком узким и с трудом вмещает фигуру писателя.

Художник ничего не смягчил, как во всем облике духовно близкого ему человека, так и в лице: немолодом, болезненном, неправильном и асимметричном, но очень цельном в своей породистости и монументальности.

Портрет написан в сдержанной сине – серой гамме, но при ближайшем рассмотрении оказывается богатым в своей красочности. Темно - синий костюм дан в сложных оттенках от сине – черных в затененных местах до сероватых в местах высветленных. Разнообразен и сложен тон стены - от темно – серых оттенков до золотисто – зеленых и красного пятна обивки кресла. Туганов пишет белую рубашку Либединского синей и серой краской, с добавлением желто – зеленых и красных рефлексов от обивки кресла.

Богата оттенками и цветом трактовка головы. В венце седых волос почти неотделимая от серого фона полотна, она не сливается с ним, отделенная бело - золотистым нимбом. Смуглое лицо, высокий лоб и волевой подбородок «вылеплены» энергично и рельефно. Переходы красных, золотистых тонов создают цветовую мозаику, но при этом лицо не кажется излишне броским. Оно достаточно красочно сильно, чтобы быть ее центром, и вместе с тем хорошо увязано с колоритом картины.

И, как завершающий аккорд – посвящение: «Дорогому Юрию Николаевичу Либединскому от М.Туганова» 19 июля 1949г. и подпись художника.

Юрий Николаевич Либединский и Махарбек Сафарович Туганов - люди разных национальностей, жили в разных концах необъятной Советской страны. Но было нечто объединяющее две легендарные личности: судьба обоих была неотделима от бурной истории века и такой противоречивой судьбы Родины. Оба умели «вдохновенно и страстно откликнуться на то, что переживает народ». И, наконец, оба испытав разочарование и гонения, не «отомстили жизни, а одарили ее».

Так и просятся строки Олжаса Сулейменова из моего далекого детства:

«…Разгадай:

Почему люди тянутся к звездам!

Почему в наших песнях

Герой – это сокол!

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет - Высоким!»(15)

 

Всего один портрет, а скольких достойнейших людей собрал!!!

М.С. Туганов. Портрет писателя Ю.Н. Либединского.

19 июля 1949 г. М., х. 100 Х 80. Собр. Либединских. Москва.

  1. Либединский, Ю.Н. Дорога к счастью/Об уважении к литературе/ – М.: Сов. писатель, 1965. – С. 248
  2. Межелайтис, Э , пер. Слуцкого, Б. Волосы. – М.: Пр., 1963. – С. 65
  3. Письмо И.А. Казанцева автору статьи 08.09.2011 г.
  4. Письмо Л.Ю. Либединской автору статьи 10.10.2011г.
  5. Письмо Л.Ю. Либединской автору статьи 13.10. 2011г.
  6. Либединский Ю.Н. Из цикла «Современники» /Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2 – М.: Худ. Лит., 1980.
  7. Стальский Н. Человек для людей. Вступ. Ст./Либединский Ю.Н. Об уважении к литературе. – М.: Сов писатель, 1965. – С.12 – 13.
  8. Плиева В. Встречи с М. Тугановым /М.С. Туганов. Литературное наследие. – Ордж.: Ир, 1977. – С 215
  9. ЦГА РСО-А. ф. 126, оп. 3, д. 1, л. 64. Трудовое соглашение, составленное между Северо-Осетинским Нартским Комитетом в лице С.А. Бритаева и членом Союза Советских Писателей СССР Ю.Н. Либединским.
  10. Либединский, Ю.Н. Сказания о нартах/Об уважении к литературе/. – М.: Сов. писатель, 1965. – С. 263
  11. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. – Л.: Худ. РСФСР, 1980. – С.62
  12. Хаким Муса. Махарбек Туганов – Народный художник. – Ордж., 1962. – С. 49.
  13. Стальский Н. Человек для людей. Вступ. Ст./Либединский Ю.Н. Об уважении к литературе. – М.: Сов писатель, 1965. – С. 8
  14. Либединский Ю.Н. Дорога к счастью /Об уважении к литературе/ - М.: Сов. писатель, 1965. – С.248
  15. Сулейменов О.О. Земля, поклонись человеку!. – М.: Пр., 1961. – С. 69