О РОЛИ МЕНТАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА
Проблема, ставшая предметом рассмотрения и анализа в статье искусствоведа Жаухар Аппаевой «Кавказ в живописи. Этноментальные сопоставления», представляется нам весьма актуальной в силу ряда причин. Во-первых, хотя художественно-рефлективное мышление как исходная форма восприятия человеком реальности, самая ранняя форма мышления человека и самая привычная для него, являлась всегда предметом научного анализа, способность к такого рода мышлению и образному мировосприятию, являющаяся непременным атрибутом интеллектуальной и познавательной активности, получила новое толкование в конце двадцатого - начале двадцать первого веков с появлением новых способов выражения – инсталляции, видеоарта, перфоманса, повальной компьютеризации большинства населения планеты и информатизации как отличительной черте культуры нашего века .
Во-вторых, один из самых распространенных и популярных жанров живописи – пейзаж – в данной статье рассматривается не как локальное явление, а анализируется в ракурсе эстетической, исторической, духовно-нравственной ментальной сущности, реализуя интегративный поиск и представляя несомненный научный интерес. Из всей многомерности постижения проблем, связанных с возникновением и развитием темы Кавказа в изобразительном аспекте, автор выделяет фактор корневых истоков и приходит убеждению, что в восприятии и живописном воплощении кавказского пейзажа важнейшую роль играет ментальность художника: если внешний, сторонний взгляд прежде всего акцентируется на экзотике, смешанной с чувством опасности и страха перед природной стихией, что никоим образом не исключает его искреннего восторга, творческая концепция уроженца-аборигена всегда основана на полной гармонии человека и природы, где последняя - неотъемлемая часть его жизни, если угодно – его души, тем самым демонстрируя другую этническую ментальность. .
Рассматривая «кавказскую тему» в живописи в контексте духовно- ментальной культуры, автор уходит от ее оценки и толкования как функционального инструментария и дает понимание глубинных, объективных тенденций, которые в практике бытования опережают свой культурный смысл, обретаемый в ходе становления кавказской темы в искусстве живописи в определенной культурной ситуации.
Свежей и неисследованной представляется нам авторская мысль о русской «горизонтальной, плоскостной» ментальности, которая в прямом и переносном смысле перпендикулярна вертикальной шкале горцев.
Отрадно, что, исследуя данный вопрос, автор проработала большой объем литературы, это следует из весьма обширной цитации, и, репрезентативно опираясь на авторитетные высказывания, вносит собственный оригинальный вклад в исследование указанной проблемы как аспекта образа Кавказа в контексте этноментальных сопоставлений.
Сформулированные в работе выводы достаточно обоснованы и могут служить основой для дальнейших исследований в данной области. В целом представленная статья носит выраженный исследовательский характер и является самостоятельной удачной попыткой автора решить актуальную эстетико-культурологическую проблему.
Тема, идея и поисковый инструментарий статьи своим целеполаганием представляются нам оптимальными, а ее цели и задачи лежат в русле актуальных проблем современного искусствоведения.
Людмила Шауцукова, профессор СКГИИ,
г. Нальчик