Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Аппаева Жаухар. Душой исполненный полет.

Душой исполненный полет

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь картины художницы Рузаны Дацирхоевой, это оптическая иллюзия стремительного воспарения в небо изображаемых ею объектов: гор, деревьев, цветов. Вопреки некогда сказанному Гете «Предусмотрено, чтобы деревья не врастали в небо», деревья Рузаны взмывают вверх с единственной целью: врасти в небо.

Как известно, запечатлеть процесс движения - задача непростая даже для маститых живописцев, многим это удается с большими усилиями и потугами, а Р. Дацирхоева, благодаря «особым качествам кисти». решает ее с легкостью, как бы играючи. Более всего это заметно в ее горных пейзажах, в которых прекрасно передан эффект взлета или парения природных ландшафтов или рукотворных объектов («Полет», «Тырныауз на крыльях»). Вопреки заявленному названию «По дороге из Приэльбрусья» движение в картине направлено вверх, а не вниз.

В своей живописи художница стремится запечатлеть изменчивость природы, процессы, происходящие в ней в унисон с ритмикой вселенской гармонии. Когда речь идет о произведениях, выполненных на пленэре, для автора важно умение воссоздать на холсте реальное пространство и световоздушную среду. В других же преобладают декоративные качества живописи, которые тем не менее не затушевывают глубокий философский, а порой и религиозный смысл ее работ.

Стихийная сила природы, находящейся в вечном движении, нашла отражение и в картинах, на которых изображена равнина: «Бескрайние поля Новохамидии», «У подножия горы Лашин», «Лашин лъапэ». Правда, движение в них направлено не по вертикали, как в горных видах, а по горизонтали: вширь и вдаль. Бескрайняя панорама равнины, не умещаясь в границах картины, кажется, готова разорвать ее рамки. Скромные цветы, покрывающие поляны и пригорки, также всегда динамичны. Кажется, они вот-вот оторвутся от земли, чтобы вознестись в небо вслед за художницей, движимой творческой волей и творческом воображением.

Рузана, как многие современные художники, впитала в себя особенности всех художественных направлений ХХ века, и будучи транскультурной личностью, в той или иной мере использует их в собственной практике, разумеется, с поправкой на свою индивидуальность и специфику этнической ментальности.

По ее картинам особенно заметно, что она увлечена стилистикой ар-деко. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Р. Дацирхоева окончила Московскую текстильную академию им. А. Косыгина (факультет прикладного искусства). В этих работах сразу бросаются в глаза гендерные особенности ее живописи: чувствуется, что кистью водила рука женщины. Ее героини - современные женщины, чаще всего гламурные, с модным макияжем, с фигурой, грациозно изогнутой в стиле ар-деко, в оригинальных нарядах с изящным покроем из тканей с вычурным рисунком, не останутся незамеченными, привлекая к себе внимание не только бросающимися в глаза модными туалетами, но и манерой держаться, умением подать себя. Выразительность художественного образа строится на цвете, его градациях, переливах и переходах в другие цвета. Можно отметить некоторое сходство ее гламурных женщин с деревьями, которые так же вычурно изогнуты. Порой они тоже одеты в необычную листву: на ветвях «Дерева-шалаша» вместо листьев растут золотые слитки, а лепестки цветов в картине «Весна» напоминают снег. Для образов мужчин, сильных, мужественных, воинственных, конечно же, больше подходят приемы кубизма, отголоски которого видны в ее «Воине».

Не осталась она равнодушна и к магическому реализму. Об интересе к этому направлению свидетельствует ее «Прогулка по воде», где своими секретами девушки делятся в присутствии невидимого им мужчины, темный силуэт которого вырисовывается на корме лодки. 

Каждая работа Р. Дацирхоевой -это отклик на увиденное и прочувствованное, в любой из них отражена ее собственная духовная рефлексия. Свой визуальный и духовный багаж она непременно трансформирует, пропуская через себя и наделяя картины собственным настроением. Несмотря на явные признаки постмодернизма, ее живопись свободна от столь характерных для него иронии или сарказма. К разнообразным проявлениям жизни и к людям она относится с уважением и пониманием.       

    

  Жаухар Аппаева