ОТ РЕДАКТОРА
Выбор темы «Москва: дома и люди» для очередного номера вряд ли нуждается в пояснении, и все же обозначу читателям это редакционное предпочтение. Журнал «Русское искусство» был учрежден и издается в Москве, печатается только в столичных типографиях, большинство наших авторов – москвичи, круг освещаемых художественных коллекций, памятников архитектуры, выставочных проектов (при стремлении охватить всю Россию) преимущественно московский, и, наконец, возможности распространения в мегаполисе (фактор немаловажный для издателя) – еще один аргумент в пользу выбранной темы.
Неразрывную связь с Москвой мы хотели подчеркнуть еще отчетливее, подготовив специальный тематический выпуск. Его содержание составили самые разнообразные материалы.
Одни статьи погружают в атмосферу семейного досуга Якунчиковых, обитателей особняка на Средней Кисловке, и знакомят с несколькими поколениями Лансере, поселившимися в Бобровом переулке. Другие рассказывают о нескучной жизни дома 19/16 на Большой Никитской улице и о купеческих дачах в Сокольниках. Третьи приглашают пройтись по московским адресам русского авангарда и оказаться в пространстве мастерских неофициальных художников 1960–80-х годов.
Читателю предоставляется возможность стать свидетелем битвы за Шагала, которую вел московский искусствовед А.А. Каменский, преодолевая идеологический диктат советского времени; полюбоваться коллекциями дирижера Большого театра Н.С. Голованова и известного журналиста, литературоведа, правозащитника С.И. Григорьянца; обратиться к творческой и общественной деятельности создателей Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
В этом номере воздаем последние почести Ольге Владимировне Костиной (1947–2020), первому главному редактору «Русского искусства», с благодарностью вспоминая все, чему она нас научила.
На какую бы тему ни писали авторы, несомненно одно: им и героям их повествования присуще «чувство Москвы. Сильное, нежное, интимное, порой больное…». Чувство, замечательно выраженное Юрием Нагибиным в книге «Всполошный звон», публикацией фрагмента которой завершается московский номер.
Главный редактор Елена Бехтиева