Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Семинар "Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития". РАХ, НИИ РАХ. 23.01.2019

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Cеминар

23 января (среда) 2019 г. 15:00-16:00

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей:
история и перспективы развития

Докладчики

Маслов Константин Ильич,

Смирнов Юрий Вячеславович (Российский Новый Университет. Институт информационных систем и компьютерных технологий)

Семинар состоится в 8-ой аудитории

НИИ   Российской академии художеств по адресу:

Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры)

телефон для справок 8- 985- 980- 85-48

Вход свободный, без предварительной регистрации


Неразрушающие методы являются неотъемлемым элементом технологического исследования произведений искусства. Первые опыты изучения живописи в свете люминесценции, возбужденной ультрафиолетовым излучением и отраженном инфракрасном свете восходят к концу 1920-х – началу 1930-х годов - к работам фотоаналитической лаборатории Института археологической технологии в Ленинграде и физико-технологической лаборатории ЦГРМ (Центральных Государственных реставрационных мастерских) в Москве. Позже, после Великой Отечественной войны, вероятно, в 1950-е годы, нашел применение также метод исследования живописи в отраженном ультрафиолетовом свете, а в 1970-е – в свете инфракрасной люминесценции.

До 1960-го года в качестве детектора инфракрасного и ультрафиолетового излучений использовалась исключительно фотопленка, что было, однако, крайне неудобно, так как исследователям приходилось работать вслепую. В 1960-е годы этот технологический недостаток был преодолен посредством использования электронно-оптических преобразователей, ЭОП. Позже, в 1970-х годах, для исследования живописи в отраженном инфракрасном свете был разработан метод инфракрасной рефлектографии, основанный на применении замкнутых телевизионных систем.

С 1960-х годов неразрушающие методы используются для технологического исследования не только станковой, но и настенной живописи. Первым подобным исследованием стало исследование В.В. Филатова в 1964 году росписей Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. С 1966 года, в течении двух десятилетий, исследования фресок грузинских храмов с использованием различных неразрушающих методов, включая метод электроноэмиссионной рентгенографии, проводил сотрудник Института истории искусства Грузинской ССР И.Н. Гильгендорф. В 1970-х-1980-х годах большая работа по исследованию стенописей храмов Новгорода Великого была выполнена зав. Лабораторией физико-химических исследований ВЦНИЛКР Ю.И. Гренбергом. Им же были написаны разделы, посвященные неразрушающим методам, в изданных в 1976 и 1987 годах учебных пособиях для студентов художественных учебных заведений.

Зимой 1971-1972 года в Венеции, в церкви Григория Великого, для выявления участков, на которых наблюдалось отставание красочного слоя от штукатурной основы, был использован лазер, источник когерентного излучения. Эта работа открыла новый этап в развитии неразрушающих методов, характеризующихся существенно большими исследовательскими возможностями, чем методы 1960-1970-х годов. Сегодня разрабатываются технологии, основанные на использовании лазерной техники, цифровых технологий и методов спектрального анализа, которые позволят, как уверены исследователи, определять природу материалов и внутреннюю структуру настенных росписей, особенности их разрушений, а также осуществлять мониторинг их состояния. Среди наиболее перспективных современных технологий следует назвать технологии лазерного 3D сканирования, построения гиперспектральных флуоресцентных изображений исследуемых росписей и зондирования электромагнитными волнами терагерцевого диапазона; последняя технология может быть с успехом применена не только для изучения настенной живописи, но и станковой. Следует, вместе с тем, заметить, что, хотя эффективность этих технологий в результате ряда работ вполне убедительно доказана, остается пока неясным в какой степени они смогут заменить исследования, требующие отбора проб.