ПЕВЕЦ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ
Период с 18 мая по 14 июня 2022 года ознаменован значительным культурным событием в городевоинской славы Курске: в центре города, на площадкеВыставочного зала «Звездный» развернулась экспозиция ретроспективнойвыставкиНародного художника РФ Василия Ивановича Ерофеева «Мой творческий путь в жизни и времени», приуроченная к 85-ти летнему юбилею Мастера.
На этот раз поклонники творчества Василия Ерофеева смогли познакомиться с 142 экспонатами – 117 живописными полотнами и 25 графическими произведениями. Самое раннее из них датировано 1962 годом создания. «Познакомиться» не случайное слово. Для многих блестящий живописец проявился с неожиданной стороны: помимо известных, ставших классикой, полотен Мастера, впервые были показаны никогда ранее не экспонировавшиеся работы. Интересно, что даже для Музы Творца, его супруги - Аллы Михайловны – некоторые произведения оказались открытием. Василий Иванович начал подготовку к этой выставке заранее, тщательно отбирал полотна, хотел удивить... К сожалению, страшный 2020 год не пощадил и его. Тогда, организация выставки полностью перешла в руки дочери, помощницы и хранительницы наследия художника - Аллы Васильевны Ерофеевой. Ей принадлежит решение включить в экспозицию графические листы и живописные этюды, оставленные придирчивым автором без внимания. И это, как показала практика, было абсолютно правильным: наследие Мастера раскрылось шире и глубже.
Прекрасные, тонкие акварели, мастерские рисунки пастелью, мягкими материалами и простым грифельным карандашом соседствуют в просторных помещениях Выставочного зала с масляной живописью.Признанный живописец, Ерофеев удивительно точно владеет линией: несколько штрихов и перед нами – в рисунке к картине «Счастье» (1971 г.с.) – предстаёт крепко стоящая на земле, прекрасная молодая женщина. Не прибегая к штриховке и цвету, он, лишь линиейсоздаёт полновесное изображение. Это сродни серовской подаче образа, когда линия делит лист на объём и пространство, не привлекая иных изобразительных средств. Фигура выступает из листа, ощущается её масса и даже как будто тон бумаги меняется на более тёплый - имитирует плоть. Высший пилотаж мастерства!
В автопортретах Художник строго и критично изучал себя. И, как истинный Мастер, работами своими доволен бывал редко. Алла Васильевна рассказывала, что, увидев своё произведение на выставке – при определённом освещении и в отличных от мастерской условиях - часто старался «довести» холст «до ума». В результате многие искусствоведы, увидев полотно на следующей выставке, недоумевали: как будто та… да не та работа представлялась их вниманию. Большие художники всегда неугомонны: вспоминается Павел Михайлович Третьяков, категорическизапрещавший пускать Илью Ефимовича Репина в галерею с красками. Коллекционер знал, что маэстробудет «исправлять» шедевр до умопомрачения. Таков был и Василий Иванович...
Думаю, небезосновательно будет сказать, что Ерофеев прожил счастливую жизнь. Заполненную ежедневным трудом, разнообразными житейскими заботами, но, всё же – счастливую. Его творческие успехи были отмечены зрителями и профессиональным сообществом довольно рано: «Полтавские цветы», созданные в 1964 году, в скорости принесли ему известность на республиканском уровне. Дальше были «Солдатки» (1967 г.с.), показанные в том же году на III республиканской художественной выставке «Советская Россия» в Манеже (г. Москва). Тогда о талантливом художнике Василии Ерофееве заговорили на уровне страны. «Курские красавицы» сразу после выставки приобретённые Государственной Третьяковской галереей - мечта каждого художника – упрочили славу Мастера.
Художнику, чья жизнь наполнена противоречиями, и часто, сомнениями, необходим крепкий тыл. Судьба подарила Василию Ивановичу счастье любви, понимания и поддержки во всех его стремлениях. Семья занимала огромное место в его творчестве. Какой нежностью наполнена его акварель «Утро» (1962 г.с.)! И, безусловно, посмотрев на небольшой портрет «Аллочка» (1961 г.с.)с которого смотрит, чуть улыбаясь, его Мадонна – юная Алла Михайловна – без слов понимаешь, что это объяснение в любви – верной и настоящей, на всю жизнь. Ей и детям, а потом и внукам, посвящены многие его холсты и рисунки, наполненные светом и радостью за новую жизнь: зарисовки детских головок, «Моя семья» (1972 г.с.), «Отчий дом» (2009 г.с.), «Интересная книга» (1969 г.с.), «Молодая мать» (1971 г.с.), «Портрет жены» (1963 г.с.), «Мальчишки» (1995 г.с.), «Мы. Автопортрет с музой» (2012 г.с.) и ещё многие и многие работы.Он всю жизнь будет объясняться в любви своей Музе, и неудивительно, что все героини его картин чем-то похожи на неё. Не исключая «Курских красавиц».
Картины Василия Ивановича освещены солнцем и бесконечной любовьюко всему живому.В подавляющем их большинстве нет боли. Есть уверенное утверждение «радости бытия».А ведь его детство пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны... Но силен духом Человек! Большая жизнь, прожитая автором, разворачивается перед зрителем в экспозиции. Здесь и воспоминания детства, родной дом, близкие и родные люди, соседи, поездки по миру, цветы и пейзажи. Ерофеев одновременно мастер многофигурной картины, композитор, и также создатель прекрасныхпортретов, натюрмортов и пленэрных мотивов. Чего стоит серия односеансных этюдов, написанных в путешествиях по заграничным землям! Иностранцы буквально клубились вокруг Василия Ивановича, пораженные его мастерством. По воспоминаниям дочери, один из них настолько восхитился этюдом, что, едва дождавшись завершения работы, щедро расплатился. Суммы хватило на шикарную шубу для Аллы Михайловны! Влюблённый в жизнь, Ерофеев в каждом полотне объясняется в этом большом чувстве, обращая внимание зрителя на то «…как прекрасна Земля и на ней человек». Картины рассказывают особытиях, пережитых автором: о войне, ожидании, тревогах, нежданной радости… Социалистический реализм не раз упрекали в программности, конъюнктурности, прогибам под идеологию. Но вот ведь в чём дело: настоящий и честный художник, являясь летописцем своей эпохи так показывает жизнь, что всё наносное, временное не попадает в фокус его интересов. А правда остаётся.
Искусство ХХ века еще предстоит осмыслить. На смене эпох многие темы казались «избитыми», «плакатными». Но жизнь всё расставляет по местам. Молодые художники, глядя на людей труда той поры, в большинстве своём,удивляются и восхищаются мощью и энергией, идущей от лучших полотен, в то время как любители искусства постарше часто склонны к ностальгии…
Жизнь Василия Ивановича Ерофеева,помимо творчества, также была неразрывно связана с педагогикой. С первых дней основания Курского художественно-графического факультетав далёком 1960 годуон учил подрастающее поколение восхищаться красотой мира и дарить свое искусство людям. До последнего дня он не выпускал кисть из руки и показывал своим студентам пример неувядаемого творческого долголетия, поиск свежих цветовых отношений, небезразличного отношения ко всему вокруг. Не случайно, увлечённые его примером, большинство из его учеников стали учителями изобразительного искусства.Конечно, на выставку пришли и они: привели подрастающее поколение художников – учащихся Дворцов пионеров, школ искусств. Все они в один голос говорили о роли Учителя в их судьбе, о его влиянии на выбор жизненного пути. Василий Иванович никогда не поучал - не было в нём ничего от снисходительно-высокомерного мэтра. Напротив, он сам всю жизнь находился в постоянном поиске и учёбе, стремлении каждый день сделать что-то лучшее, чем было сделано вчера. И многие поколения студентовстали свидетелями его неутомимой жажды творчества - о чём сейчас с удовольствием рассказывают легенды.
Посчастливилось и автору статьи увидеть Мастера в деле, во время защиты дипломных работ. Для каждого выпускника у него нашлось слово. И вот, что интересно: он помнил их успехи за весь период обучения! И мог сказать что-то вроде: «Помнишь, не давался тебе раньше тон, не понимал ты отношений. И смотри, как вырос! Молодец! Так и дальше держать!». Или: «Драка из меня так и лезет! Зачем, так раздробил передний план? Станешь художником, точно, ты - старательный. Но о целостности помни всегда!». Казалось бы, защита, подведение итогов, а он продолжал учить. Да и после, уже повзрослевшие ученики всегда могли прийти к нему за советом. Для него самого это был естественный процесс – продолжать учиться - у жизни, у товарищей, у своих учеников.
Выставка вызвала широчайшийинтерес. Кроме жителей Курска, земляков и давнихпочитателей творчества художника, экспозицию посетили и заинтересованные зрители из разных регионов. В частности, студенты Орловского художественно-графического факультета остались под сильным впечатлением от увиденного.
Эпоха, ушедшаянавсегда...Пройдёт определённоевремя и уникальный пласт искусстваСтраны Советов получит объективное осмысление и, вероятно, откроются иные грани, ускользнувшие от современников. В этой летописи художественной жизни России творчество Василия Ерофеева представляется яркой, самобытной страницей, уже занявшей достойное место.
P.S. С 26 октября до 20 ноября 2022 года в залах Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки проходила очередная выставка Василия Ивановича Ерофеева из фондов. В экспозицию были включены 23 полотна.
Юлия Тютюнова