Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Махачкала. "Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции". ретроспективная выставка-исследование о первом профессиональном художнике Дагестана в Национальном Музее Дагестна им. А. Тахо-Годи. 20.01-30.06.2021

Министерство культуры Республики Дагестан Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи  
Фонд культурного наследия художника Халилбека Мусаясул

Ретроспективная выставка из собраний Фонда и Музея

«ХАЛИЛ БЕК МУСАЯСУЛ. 100 лет эмиграции»

Живопись, графика, книжная иллюстрация, фото

«Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову богатство бывает не по уму»

Эдуард Путерброт, 1992

Релиз выставки

Выставка посвящена творчеству одного из первых художников Дагестана, оказавшегося в вынужденной эмиграции в расцвете лет. Халил - Бек Мусаясул (1897-1949) получил прекрасное художественное образование, сложился как личность и художник в двух Россиях – царской и советской. Вся его жизнь, все устремления были обращены к искусству – от первых самостоятельных опытов рисования, поощряемых большим мастером Исмаилом Абакаровым из Шулани, родными и близкими, учебы в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств», Саратовском Боголюбовском художественном училище, до работы в сатирических и литературно-художественных журналах в Азербайджане и Дагестане («Молла Насреддин», «Калнийет» «Барабан», «Танг Чолпан») и преподавания рисования и др. В небольшом (1912-1921), но насыщенном событиями и творчеством периоде художнику выпадает уникальный шанс учиться в академии, и не просто академии, а в Баварской королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене. Возможно, именно тогда и была предопределена судьба художника и человека. Семнадцатилетний горский юноша оказался в центре Европы и мечтал лишь об одном – стать большим художником. Но обстоятельства предопределили его судьбу. Первая мировая война прервала обучение (Халил - Бек проучился лишь год – с 1913 по 1914). Перемены в стране и новый социальный общественный порядок не представлялись художнику возможными для свободного существования и творчества. Однажды вкусив прекрасного, поняв, что художнику необходимо быть свободным, Мусаев воспользовался плодами Раппальского мира между Германией и Россией и вернулся в Мюнхен для продолжения учебы в академии. Это был 1921 год. Больше на родину художник не возвращался.

С этого момента, по сути, вся живопись, тексты, книги, поступки так или иначе связаны с мыслью о невозможности жить на родной земле. Не по своей воле художник становится эмигрантом, невозвращенцем, диссидентом, ностальгирующим скитальцем.

Его творчество и имя оказались в «забытьи», в «эмиграции». В советские годы его имя было под запретом, а о немногочисленных работах в дагестанских музеях и их показе нельзя было даже упоминать.

Возвращение доброго имени, открытие его для многих поколений дагестанцев случилось лишь в 1999 году. Родственникам Халил - Бека, племянникам Магомеду и Омару Мусаевым, удалось через 25 лет с начала налаживания контактов с Мелани перевезти из США в Дагестан более ста живописных и графических работ художника, его личные вещи, документы и дневники. Но по ряду причин работы «залегли» в семье на долгие 20 лет, художник снова не по своей оказался в «эмиграции». Все эти годы у зрителя не было возможности соприкоснуться с его творчеством(за исключением ряда публикаций и двух краткосрочных выставок)

Национальный музей Дагестана понимает важность популяризации творчества Халил - Бек Мусаясул- фигуры национального масштаба. Серия длительных переговоров с родственниками художника привели к тому, что в начале 2020 года было заключено соглашение между Фондом Х. Мусаясул и музеем о временном хранении, изучении и популяризации его творческого наследия.

В перечне мероприятий о сотрудничестве - тематические выставки, экспозиции, научно-исследовательская работа, публикации и лекции. Первым крупным мероприятием является выставка «ХАЛИЛ БЕК МУСАЯСУЛ. 100 лет эмиграции», параллельно с которой будут проводиться научная атрибуция и описание работ.

Выставка возвращает картины художника представителям всех поколений дагестанцев. С нее начнется долгожданный путь художника и человека домой. Конец эмиграции.

В основе концепции проекта показ не просто ретроспективы, а знакомство с художником и его эпохой. Основные разделы выставки – это экспозиция произведений художника из собрания фонда и музея, датируемых 1917-1949 годами, раздел книжной и журнальной графики, фото – информационное и библиографическое приложения.

Экспозиция работ коллекции Фонда культурного наследия художника Халил - Бек Мусаясул состоит из 93 произведений живописи, графики и книжной иллюстрации. Хронологически, тематически и жанрово работы разбросаны – это портреты, пейзажи, сюжетные композиции. Отдельно можно рассматривать серию, созданную в последние годы жизни художника (1946-1949), серию мужских портретов периода второго переезда в Европу, отдельно и наиболее цельно выступает серия графических работ – иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей», созданных в 1934-1936 гг.

В экспозицию включены также все произведения из фондов Национального музея – 11 произведений живописи и графики, созданных в «дагестанский период» (1917-1920). Среди них серия мужских графических портретов и несколько ярких и самобытных жанровых композиций – сценок, отсылающих к доброй, мирной и задорной жизни горцев.

Учитывая, что выставка ретроспективная и носит мемориальный характер, экспозиция составлена из шести крупных тем, охватывающих все значимые для Халилбека события жизни: «Родина», «Ближний круг», «Кавказская война», «Эмиграция» «Женские портреты», «Страна последних рыцарей». Также в экспозицию вошли небольшие пейзажи, столь не характерные для художника, но написанные, возможно, по настроению или на заказ в Египте, Франции, Испании, США в разные годы.

Раздел книжной и журнальной графики художника представлен как в оригинале, так и в репродукциях. Нами подготовлены репродукционные стенды с иллюстрациями Мусаясул, выполненные им для журнала «Танг Чолпан» (август 1917 – сентябрь 1918) , к поэме М. Чаринова «Гаджияв и Габибат» (1919), обложка редкой книги осетинского писателя эмиграции Ахмеда Цаликова «Песнь Ашуга»(1928) В оригинале представлены 20 из 26 иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей».

В приложении посетитель может познакомиться со следующей информацией:

биографией художника; аннотацией к произведениям; аннотацией к биографическим и творческим периодам; цитатами из книги «Страна последних рыцарей»; цитатами из книги Ю. Слезкина «Столовая гора»; цитатами-фрагментами воспоминаний современников о художнике, статей в зарубежной прессе; фрагментами писем и дневниковых записей Х. Мусаясул; фотогалерея, посвященная семье, жизни Х. Мусаясул.

При выставке будет работать библиотека, где собраны все доступные книги, сборники, каталоги, статьи в журналах и газетах, посвященные художнику.

В будущем музей планирует создание постоянно действующей институции – научно-выставочного центра Х. Мусаева , который позволит плодотворно решать задачи изучения, экспонирования и популяризации творческого наследия Х. Мусаева.

Джамиля Дагирова, Автор и куратор проекта

Зам. генерального директора НМ РД им. А. Тахо-Годи


 

 Мусаев Халилбек Исрапилович |Халилбек Мусаясул|

живопись, станковая и книжная графика

16 марта 1894 (1896, 1897), с. Тлярош, Дагестан – 1949, Бетлехем, США

По дате рождения художника существует 3 версии:

1. Согласно паспорту, выданному Мусаеву в 1913, он родился 20 марта 1897, такая же запись стоит и в его иранском паспорте;

2. В «Краткой записке о службе Тлейсерухского наиба Гунибскаго округа капитана милиции Исрафила Магомы Мусаева» от 8 октября 1897 года у наиба указаны шестеро детей (четыре сына и две дочери), в их числе «… сын Халил, родившийся 16 марта 1894 года» (сведения историка П. И. Тахнаевой);

3. На могильной плите указаны даты 1896–1949.

Первый представитель народностей Дагестана, получивший профессиональное художественное образование ещё до революции.

В 1912–1913 учился в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств» (КОПИ). Будучи учеником художественной школы сотрудничал с издававшимся в Тифлисе для Азербайджана сатирическим журналом «Молла Насреддин» (1913), издавался в бакинских сатирических журналах «Калнийет» (издатель Сеид Гусейн, редактор Г. Гасымов) и русскоязычном «Барабане» (издатели И. Ашурбейли и Б. Шахтахтинский, редактор А. Азимзаде).

После окончания училища в 1913, по совету Д. Мамедкулизаде и своего учителя О. Шмерлинга, поступает в Баварскую королевскую академию изобразительных искусств в Мюнхене (частичное финансирование обучения художника шло от нефтепромышленника и мецената Г. З. Тагиева и редакции «Моллы Насреддина»), обучается в классе живописи Габриэля фон Хакля. Во время Первой Мировой войны интернирован на родину, по дороге домой в декабре 1914 остановился в Саратове, где год проучился в Боголюбовском рисовальном училище (филиал Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург). Устроившись в Красный Крест, к 1915–1916 из Саратова попадает на Кавказский театр военных действий (Турция), «помощником командира санитарного батальона» (со слов самого художника).

Возвращается в Дагестан через Тифлис, Кутаиси. В 1916 живёт в с. Чох.

В 1917 приехал в Темир-Хан-Шуру, где работал художником-оформителем в типографии М. М. Мавраева, преподавал изобразительное искусство в реальном училище. С 1917 иллюстрировал «театральный и литературно-учебно-воспитательный» журнал «Танг-Чолпан (Утренняя звезда)»; первые десять номеров журнала оформлял сам, остальные – совместно с Е. Е. Лансере, приехавшим в Дагестан в том же году. На обложке первого номера был помещён его рисунок «Шамиль со своими мюридами» (подписан «Мussaef»).

В 1919, в период проживания во Владикавказе, знакомится с писателями Ю. Слёзкиным (впоследствии художник станет прототипом главного героя романа «Столовая гора») и М. Булгаковым.

В 1920 назначен заведующим отделом внешнего образования и искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана (по рекомендации С. Габиева).

В начале 1921 находится в Баку для получения паспорта для выезда в Германию ( путь – Баку-Тифлис-Самсун-Стамбул-Варна-Мюнхен) для продолжения учёбы в Баварской королевской академии изобразительных искусств (Мюнхен), учился у Германа Гробера и  академика Хуго Хаберманна, не долгое время - стипендиат Закавказского краевого комитета ВКП(б). Окончил академию в 1926.

После завершения учёбы остаётся в Германии.

  • В 1928 в Стамбуле выполнил эскизы, иллюстрации и предпринял попытку издать отдельной книгой рассказ для детей «Песнь ашуга» Ахмеда Цаликова (не опубликовано).
  • В 1929–1930 посетил Египет.
  • В 1930 получил гражданство Персии.
  • Принят в цех немецких художников «Мюнхенское товарищество художников».
  • В 1933–1945 проживал на территории Германии (Мюнхен). В этот период проводит ряд персональных выставок в «Доме немецкого искусства» (Мюнхен).
  • В 1939 женился на поэтессе и журналистке баронессе Оливии Мелани Юлии фон Нагель.
  • С 1941 в составе эмигрантской «Северокавказской национальной комиссии» (с 1944 переименованной в «Национальный комитет Северного Кавказа») помогает советским военнопленным в концлагерях.
  • В 1944 квартира художника сгорела во время бомбёжки Мюнхена. Семья вынуждена переехать в поселок Амбах на озере Химзее , южнее Мюнхена (с 1945 территория оказывается в американской зоне оккупации).
  • В 1945- 47 семья переехала на постоянное местожительство в США, занимается живописью. Продолжает благотворительную деятельность, которая заключалась в передаче списков (до 30–90 человек) интернированных в Германии кавказцев, состоятельным лицам (обычно землякам) в США, с целью обеспечить необходимые для переезда специальные рабочие контракты.
  • В 1949 от сердечной болезни скончался в госпитале города Бетлехем штата Коннектикут, США.

Произведения хранятся в ДМИИ им П. Гамзатовой, НМ РД им. А.Тахо-Годи (Махачкала), в частных собраниях, архиве семьи Мусаевых (Дагестан)

Составитель биографии Дагирова Д.А.