ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ
Лето - чудесное время долгожданных отпусков и, конечно, удивительных путешествий. Далекие страны манят, тревожат воображение, дарят мечты о небывалом счастье. Но, если все же летние дни проходят в родном городе, есть замечательная возможность совершить виртуальный вояж по странам и континентам и даже во времени. «Путешествуя по миру…» - так называется новая выставка из фондов, открывшаяся в залах Музея изобразительных искусств. Экспозиция охватывает почти столетие творческих исканий художников: период с 20-х годов минувшего столетия до нулевых века настоящего.
Открытие состоялось в преддверии дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. На настоящий момент интерес к выставке не ослабевает и это не случайно: данную экспозицию по праву можно назвать крупнейшей жемчужиной в ожерелье выставок, проводимых коллективом музея. Идейный вдохновитель - главный хранитель Елена Игоревна Мережкина и старший научный сотрудник Татьяна Ивановна Мазуркевич, с помощью коллег, создали своего рода прекрасное визуальное повествование о том «как прекрасна земля и на ней человек». А какие имена представлены! Поистине, составившие славу страны: Зинаида Серебрякова, Аристарх Лентулов, Николай Жуков, Аркадий Пластов, Станислав Никиреев.
В фойе музея зрителей встречают величественные виды Пскова, Суздаля, озера Байкал, Рижского залива и Шведских шхер. География выставки обширна: Туркмения, Дагестан, Узбекистан, Франция, Англия, Индия, Турция, Италия, Китай, и, конечно, историко-культурные и памятные места родной страны нашли отражение в полотнах художников. В залах музея хребет Тянь-Шаня соседствует с видами Тбилиси, а Средняя Азия - с северными природными мотивами. Зритель может насладиться красотой горных рек, величием Собора Нотр-Дам, глазами художника Налбандяна Д.А. посмотреть на «Бахчисарай» и «Венецию», полюбоваться Азовским морем в штиль на полотне Черкеса Д.Я.
Рекордсменом впечатлений стал Гурзуф, многообразие видов которого, отразилось в произведениях разных художников. Действительно, горные вершины, особый колорит местности, высокое небо – все это не могло не покорить воображение Дудченко В.А., Агеева М.С., Алексеева В.А., Андросова К.С. При узнаваемости мест, общих традициях письма, характерных для времени написания и принадлежности мастеров к изобразительной школе, каждый внес свои уникальные чувства, выразив личностные переживания момента. Оттого так интересно «прогуливаться» в пространстве их картин.
Выставка впечатляет не только разнообразием пейзажных мотивов. Люди, населяющие иные земли, их характеры, особенности уклада жизни – безусловно, вызывают интерес художника-путешественника. Портреты простых тружеников соседствуют с изображениями выдающихся деятелей разных стран. Здесь и «Креолка» «поздней» З.Е Серебряковой, «Турчанка» С.И. Дудника, китайская девушка, польский шахтер. Зоркий глаз художника подмечает сценки жизни: угощение, одиночество, бездомная любовь, блошиные рынки, молодая афроамериканская семья, спешащая куда-то. Во всех проявлениях реальной жизни художник замечает красоту и обращает на нее внимание зрителя.
«Сембен–Усман – прогрессивный писатель Сенегала», портрет, написанный художником Бирштейном М.А. Композиция проста: слева большого холста размещена фигура знаменитого писателя. Он широко улыбается, глядя на маленького мальчика. На заднем плане белоснежные новостройки соседствуют с лачугами. Колорит произведения светел, весь холст пронизан солнцем. В сознании появляется стойкая уверенность, что у подрастающего поколения все будет хорошо, когда дорогу в будущее показывают такие красивые, сильные люди, реализовавшие свои самые смелые мечты.
50-е годы ХХ века ознаменовались укреплением дружеских связей между СССР и Китаем. «Русский с китайцем братья вовек» - транслировали репродукторы. Советские художники, бывая в командировках в КНР, фиксировали в своих путевых альбомах картинки из жизни людей. Не были обделены вниманием и китайские коллеги. Так, прославленный живописец и график, мастер станкового портрета Жуков Н.Н. выполнил портрет художника Цзань Чжао-хе в технике автолитография.
Тему личности в искусстве продолжает хоть и не многочисленная, но мощная скульптура. Здесь и дань уважения таланту - портрет якутского скульптора Е.Н. Винокуровой работы Л.М. Бугая, и поколенный портрет Анджелы Девис - правозащитницы, активного члена международного коммунистического движения, социолога и писательницы, ставшей в 70-х годах символом движения за права заключённых, покорившей смелостью, независимостью и силой духа прогрессивную часть планеты. Скульптура выполнена Г.И.Саловой. Заслуживает внимания собирательный образ труженицы «Табачница», исполненный художником Павловой (Кошман) Л.Н., керамика.
Романтика покорения вершин – реальных и метафорических - характерна времени, в котором жили большинство авторов, представленных в экспозиции. Именно в это время появляется фильм «Вертикаль» С.Говорухина и песня В.С. Высоцкого разносится по всей стране. Художники также не остаются в стороне. Полотно «Саяны. Жарки цветут» (автор Ряннель Т.В.) композиционно «держит» стену, впечатляя контрастом горящих, жёлто-оранжевых цветов, чей век недолог, холодной вечности гордых гор. Рядом - «Пик Ленина» в исполнении Смирнова Е.В. Холст пронизан мощью и силой.
Ценители фарфора получат непередаваемое удовольствие, посетив залы музея. «Узбекские ковровщицы» - прекрасная трехфигурная композиция Малышевой Н.А. – поистине сама пластическая гармония. Все в этом произведении - совершенство меры и вкуса от объемов и форм до кобальтовой росписи. В застекленной витрине маленькая хозяйка наливает чай гостям: старшее поколение наверняка вспомнит и улыбнется при виде «Узбечки с чайником» - художник Богданова О.М., знаменитый дулёвский факфор
Нельзя не упомянуть великолепную серию алтайских блюд Ж.А.Травинской, а также блюдо «Монголия». Тонкий вкус, изысканность, стиль. Керамика художника Малолеткова В.А. «Омовение в Ганге», «Театр марионеток», как обычно, будит в воображении зрителя целый ряд ассоциаций, навеянных созданными образами.
Традиционный зал графики восхитил многообразием представленных техник: от уникальных акварельных этюдов до эстампа. Среди них: «Семеранг», «Вулкан Мерани», «Индонезия», «Багор» - листы графика Калиты Н.И. Рядом никиреевская «Венеция. Гондолы на Большом канале» - узнаваемая манера большого мастера офорта. Натурные зарисовки позволяют уловить главное в мотиве, и, дальше, мастерство художника превращает эти наброски в произведения графики. Таковыми представляются «Зал Капитула», «Сомерсет Хауз» из серии «Архитектура старой Англии», творческие автолитографии Бернштейна Э.Б. или великолепные мототипии Боровского Д.Б. из серии «По Шотландии и Англии»: «На улицах Лондона» и «Дом Роберта Бёрнса»
Выставка ждет посетителей до 8 сентября. Орловчане и гости города смогут познакомиться со 115-ю произведениями изобразительного искусства в исполнении 100 художников.
Член Ассоциации искусствоведов Юлия Тютюнова
Фото Константина Стародубцева
КАТАЛОГ
Декоративно-прикладное искусство
Малышева Нина Александровна (1914-1983)
Узбекские ковровщицы. 1970. Московская обл., г. Ликино-Дулево. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда"
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, подглазурная полихромная роспись, надглазурная полихромная роспись, надглазурная роспись золотом
Травинская Антонина (Жанна) Анатольевна (22.01.1936 г.р.)
Декоративное блюдо "Голубой Алтай"1980, г. Барнаул
Белая глина, цветные поливы, цветные пигменты, цветная глазурь, белая эмаль
Живопись
Бирштейн Макс Авадьевич ( 1914 - 2000 )
Сембен Усман - прогрессивный писатель Сенегала. 1961
Холст, масло
Ряннель Тойво Васильевич (1921-2012)
Саяны. Жарки цветут. 1957
Холст, масло.