Морской бой. Боголюбов и Айвазовский
22 ноября 2019 – 1 марта 2020
Радищевский музей. Саратов, Радищева, 39
Телефон: (8452) 26-28-55, 26-16-06
В далеком от морских путей Саратове, расположившемся на широком берегу Волги, в воздухе витает запах моря, и слышатся крики чаек. Не верите? Тогда приходите в Радищевский музей и сами убедитесь в этом. В год 195-летия со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896) в залах основанного им музея открылась выставка «Морской бой». «Противником» моряка-художника Боголюбова в этом «поединке» выступит знаменитый маринист Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Аналогия с морским сражением в данном случае вполне уместна, ведь эти мастера представляли два совершенно разных художественных метода.
Живопись Айвазовского, основанная на импровизации, является воплощением идей романтизма. Кропотливая работа на натуре сковывала творческую энергию живописца. «Моё воображение сильнее восприимчивости живых впечатлений», – отмечал художник. С изумлявшей современников легкостью Айвазовский писал умиротворяющие рассветы и закаты, эффектные ночные виды с лунной дорожкой, картины борьбы человека со стихией.
Боголюбов, находившийся в начале художественной карьеры под сильным влиянием феерической манеры старшего товарища, следовал принципам реалистического направления. Богатый живописный и графический этюдный материал, представленный на выставке, иллюстрирует творческий метод художника, проводившего бессчетные часы на пленэре. Его картины отличаются достоверностью и тщательным изучением натуры, ему чужды эффектные преувеличения. Откликаясь на неизбежное сравнение с Айвазовским, Боголюбов писал: «Я был всегда натуралист, а он идеалист». В произведениях художника нашли отражение живописные искания в области пейзажа второй половины XIX века.
На выставке представлено более 100 экспонатов: это произведения живописи и графики, фотографии и архивные материалы, модели кораблей и мореходные приборы. В проекте приняли участие Радищевский музей, Феодосийская картинная галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник Царское Село, Центральный военно-морской музей и Самарский художественный музей.
Особое внимание зрителей привлекают батальные полотна художников. Будучи живописцами Главного морского штаба, Айвазовский и Боголюбов писали большие полотна, посвященные историческим победам и различным события из жизни морского флота. Первые военные успехи Петра Первого нашли яркое воплощение в грандиозной картине Боголюбова «Гангутское сражение» (1876, Центральный военно-морской музей). Бой парусного флота конца XVIII века эффектно показан им же в картине «Битва при Красной Горке» (1866, Саратовский Радищевский музей). Военные действия у кавказских берегов в живописной работе «Десант Н.Н. Раевского у Субаши» (1839, Самарский музей) воспроизведены по личным впечатлениям Айвазовского, участвовавшего в военной операции. Мирная жизнь морского флота отражена в картине «Кронштадтский рейд» (1855, Центральный военно-морской музей) Боголюбова, в молодости служившего на Балтике, и полотне Айвазовского «Черноморский флот до Крымской войны на феодосийском рейде» (1890, Феодосийская картинная галерея).
История сделала выбор между «идеалистом» и «натуралистом» в пользу романтической восторженности: произведения Айвазовского очень популярны у публики. С его именем прочно ассоциируется жанр морского пейзажа. Творчество Боголюбова ценимо в большей степени специалистами, в том числе знатоками корабельного дела. Моряк по образованию, он прекрасно знал строение судов и не допускал ошибок в их изображении.
«Морской бой» между художниками решился в пользу искусства и зрителя. Благодаря вдохновенному воображению Айвазовского и реалистичной убедительности Боголюбова мы можем наслаждаться прекрасными картинами вечной красоты морской стихии, военными буднями и триумфами, соприкасаться с жизнью моря и людей, живущих морем.
Фото Ирины Ветчинкиной