Петр Митурич. Упругая графика
Выставка организована галереей ГРОСart по адресу: ул. Пречистенка, 30/2, сеть галерей «Артефакт»
Проезд до станции метро «Кропоткинская», «Парк культуры»
Открытие состоится 12 февраля 2019 года в 18.00
Выставка работает с 13 февраля по 3 марта 2019 года
Посещение с 11.00 до 21.00 в рабочие дни, с 12.00 до 20.00 в выходные
Тел.: 8 (495) 695 13 53 (доб. 1023), 8 916 418 10 54, 8 905 778 01 47
Кураторы: Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина
Выставка представляет более тридцати станковых произведений 1920–1950-х годов одного из лучших графиков первой половины ХХ века Петра Васильевича Митурича (1887–1956), вошедшего в историю искусства не только как выдающийся мастер-станковист, но и как автор авангардных книжных проектов, изобретатель безмоторных волновых средств передвижения. На выставке показаны рисунки и автолитографии из собрания семьи художника, многие работы экспонируются впервые.
Открытие выставки сопровождается презентацией фундаментального издания по творчеству художника, подготовленного его внуком Сергеем Васильевичем Митуричем и выпущенного в издательстве «Три квадрата» (Москва, 2018).
Прошедший долгий и насыщенный творческий путь Петр Митурич получил профессиональную подготовку в академической мастерской батальной живописи у профессора Н.С. Самокиша. С середины 1910-х годов он начал входить в артистическую жизнь Петрограда как художник смелого авангардного эксперимента наряду с Владимиром Татлиным, Казимиром Малевичем, Павлом Мансуровым, Львом Бруни и другими реформаторами русского искусства. Одним его из уникальных проектов стал цикл так называемой «пространственной графики», имевшей тесную связь с русской поэзией, в т.ч. с произведениями поэта-новатора Велимира Хлебникова, с которым художник был очень дружен.
В 1920-е годы Петр Митурич в течение семи лет был видным преподавателем московского ВХУТЕМАСа в числе таких выдающихся фигур отечественного цеха графиков, как Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Павел Павлинов и других. Решительно призывая своих учеников к продуманной работе над рисунком, к применению сложного контура, энергичной штриховки, отказу от тушевой затертой манеры, он одновременно оттачивал собственные графические принципы, называя себя «суровым» или «действенным» реалистом. В этот период окончательно формируется круг его излюбленных пластических мотивов в виде внешне скромных пейзажных зарисовок с деревьями, домами и заборами, камерных портретов родных, друзей и знакомых.
Обладая резким бескомпромиссным характером, Митурич с 1930-х годов и практически до конца жизни оказывается за бортом официального советского искусства. Постепенно усиливая динамику раскованного подвижного штриха, словно отсылающего зрителя к образу обманчиво простых линейно-пружинных сплетений, он неизменно совершенствует бесспорную уникальность собственного графического высказывания. Именно его нерушимая гуманистическая закваска оказалась способна к УПРУГОМУ отражению любых попыток советского официоза нивелировать и усреднить масштаб истинно свободной творческой ЕДИНИЦЫ, настоящим олицетворением которой и был Петр Митурич.