« МЕСТОРОЖДЕНИЕ»
В начале 2018 года галерея предложила художникам, исследователям, дизайнерам, художественным институциям - вне зависимости от направления, возраста, опыта и стиля работы найти и создать свой ответ на заданную тему НОВОГО СПЕЦПРОЕКТА галереи - «месторождение». Формы и средства выражения творческих идей и решений применить возможно было любые. Ведь понятие "месторождение" - столь многогранная и широкая философская категория, что по сути куратор предложил авторам "сочинение на свободную тему". Единственным критерием оценки и отбора работ на выставку стал творческий уровень и время создания работ - все они должны были быть созданы именно под проект. Как оказалось ,это стало самым сложным. Но тем не менее мы подошли к заявленной дате открытия – 29 сентября 2018 года - с определенным и интересным коллективным художественным высказыванием. Оно по сути идеально отражает уровень и состояние современного искусства Дагестана сегодня , степень осмысления и понимания проблематики современных вызовов, умение работать в предложенной теме и внятно ее художественно выражать. Требования новизны и поступательного движения вперед один из главных приоритетов в работе галереи с авторами. И мы рады что задуманное получилось.
В проекте участвуют 28 художников, в числе которых как постоянные авторы галерейных выставок и проектов, так и абсолютные премьеры. И в этом смысле проект стал рождением не только новых произведений и тем, но и новых авторов.
В экспозиции выставки представлено более 100 произведений - это живопись, графика, фотография, видео, объект и инсталляция. Каждое произведение рождено в 2018 году, его содержание наполнено мыслями и думами художника, а все вместе они как в зеркале отражают смысл внутренних и внешних общественных, нравственных, духовных процессов нашего времени и места.
Какое оно ,месторождение по версии дагестанских художников? Условно все работы я бы поделила на пять крупных тем, в каждой из которых по разному, с разных высот и глубин разбирает ,говорит, взывает неравнодушное и мудрое сердце художника. Здесь и сейчас мы сто крат родились, потому что каждая работа на выставке – это сто ответов и сто вопросов самому себе и всем вокруг что такое «место», «прошлое», « история» «человек», «реинкарнация». Эти понятия стали базовыми в нынешнем проекте, вероятно важными они являются и в нашей общей сегодняшней жизни.
Большее количество работ объединяет понятие некоего места – оно же начало ,оно же источник, место как как дом, семья, родная земля, прошлое - настоящее, место покоя и место судьбы ( Абдуллаева Эльнара «Иран», Гаглоева Дзерасса «Без горизонта», Арслангереева Асият « Нежилое» и «Семья», Гапурова Елена «Город», Гасанова Элла « Море», «Кони», Стрелы», Мурадов Магомед «Помни» и «Родина во мне», Рамазанова Саида «Исток» ,Савельева Наталья «Выше неба», Сулейманов Азиз «Поле», «Стога», «Облако», Саидудинова Халимат «Ларчик».
Человек – семья, человек – я сам, человек-судьба, человек - опора, человеческие истории и порядки привносят в жизнь новые смыслы ,события, новых героев ( Арслангереева Асият «Подруга», Гимбатова Инесса «Марьям», «Кубачинка», Габибулаев Габибула « Рождение героя», Джетере Елена «Государство в государстве», Закарьяев Закарья « День Нептуна», «Папа лев, мама-тигр», Магомедова Заира «Зеленый бугор», Сахаватов Рустам «Мои следы», Тихилов Саид «Сестра»)
Общеизвестно, что будущее рождается в прошлом, и знание своих корней, истории, культуры не только вскрывает пробелы сегодняшнего дня ,но и явственно предсказывают будущее. Прошлое дает ответ и задает вектор, как жить, куда идти? ( Гайворонский Муса «Скрепы» , «Сумасшествие застроя», «Экспонат 119», «Джамаат», Гаглоева Дзерасса «Холаба Бакулай», Дибиров Магомед «Приказ 227», «СМС», «Жизнь», Забажанов Андрей «Медь», Заира Магомедова «Рухъ».
Рядом с прошлым всегда стоит «история». И она не любит сослагательного наклонения. Но не всегда и не во всем. Двадцатилетняя история первой приватной художественной галереи, собранная и приведенная в инфографике (Дагирова Джамиля «20 лет в «пограничной зоне») выступает другим известным тезисом - о роли личности(галереи ) в истории. Возможно не скромно, но очевидно, каким бы было дагестанское изобразительное искусство, не появившись однажды по частному желанию альтернативной публичной художественной площадки? Один ответ очевиден бесспорно – галерея стала местом рождения многих художников, проектов, движений, традиций и правил. Галерея ввела новую моду, галерея подарила галеристам новую жизнь и судьбу.
Рождение как правило связано с местом и временем, обстоятельствами и событиями. А есть еще то, что повторяется вновь, перерождается, имеет много жизней. «Ни что ни откуда не появляется, ни что в никуда не исчезает» гласит философская теория. Ей вторят авторы выставки, чьи работы органично сплетены с понятием «реинкарнация». Художники прекрасно переосмысляют не просто повседневность и реальность, они находят и создают из них новые смыслы и арт-продукты (Гусейнова Патимат «Реинкарнация», Сагидаев Магомед «Зона комфорта», «Исход»). Изучая, переосмысляя и трансформируя народные традиции, искусство, историю прошлого художники создают совершенно новые арт-объекты, связанные и перевязанные тем не менее большим количеством «ниточек» с прошлым (Магомедов Апанди «От черного к белому», Мирземетова Зульфия «Нить камень точит», Моллакаев Магомед « Хазария. В поисках истины»)
Особым объектом в экспозиции как некий собирательный образ-метафора всего того что зовется «месторождение» стала ready-made инсталляция «Минус 200 миллионов» (Дагирова Джамиля, Шерматова Мария) Представленные окаменелости (аммонитах, конкрециях, секрециях) которым более 200 миллионов лет, отсылают нас к вечным вопросам рождения « Кто я? Зачем я?», а от них к пониманию - « Жизнь коротка, рождение – бесконечно»
Джамиля Дагирова , ноябрь 2018
Художественная галерея современного искусства Дагестана
«Первая Галерея» была создана по частной инициативе. Задуманная еще в начале 1990-х, галерея открылась в 1998 году.
Именно 29 сентября 1998 в Махачкале начала свою работу "Первая галерея", родившаяся как идея (Дагирова Джамиля) еще в начале 1990-х и свершившаяся уже через несколько лет благодаря частной инициативе молодых начинающих искусствоведов Дагировой Джамили и Дадаевой Заремы, а также огромного количества старших художников, друзей и коллег, благодаря которым все и случилось. Открылась галерея выставкой –символом «Пограничная зона».
С января 2010 года галерея обрела новые выставочные залы в помещении, построенном специально для галереи в г. Каспийске организацией-попечителем галереи - дагестанским филиалом ПАО «РУСГИДРО».
Основной концепцией деятельности галереи, объявленной миссией стало развитие и популяризация современного искусства Дагестана. Основными формами реализации данной задачи являются – работа с авторами, организация и проведение художественных выставок - стационарных, обменных; проектная деятельность; научно-исследовательская работа; просветительские программы; работа с детским творчеством; издательство (издание буклетов, каталогов, научных сборников); арт - консалтинг; формирование частных коллекций современного изобразительного искусства;
Сегодня «круг» галереи – это более 70 авторов, с которыми мы постоянно тесно сотрудничаем. Более половины из них — это молодые художники, чья творческая биография и презентация начались и шли параллельно открытию и развитию самой галереи. Мы работаем с художниками в самых различных областях и жанрах – живопись, графика, скульптура, фото, видео, объекты, акции, перформансы и тд.
С самого начала галереей были определены несколько основных направления выставочной деятельности – презентация лучших образцов профессионального искусства - проект «Мастер», проект обменных и передвижных выставок - «Культурные обмены»; и собственно проекты галереи. В приоритете работы – поиск и раскрутка, работа с молодыми и новыми авторами в проекте галереи «Новая сцена».
Галерея имеет широкий круг партнеров, сотрудничает практически со всеми государственными художественными институциями Северного Кавказа – Государственная картинная галерея , Центр современного искусства (Грозный, ЧР), художественный музей им. М. Туганова и СКФ РОСИЗО-ГЦСИИ (Владикавказ, РСО-Алания), СКФ Государственный музей народов Востока ( Майкоп, Адыгея).
В Дагестане галерея активно сотрудничает со всеми музеями и арт-центрами, учебными и научными учреждениями, оказывает консультативную и методическую, практическую помощь. Галерея проводит огромную волонтерскую и благотворительную деятельность, выступает с общественными инициативами и реализует их. У галереи огромный отряд единомышленников и помощников, неоднократно побеждали в конкурсах грантов разного уровня (международные, РФ, РД)
Все выставки, проекты, издания осуществлялись для зрителей и участников выставок на безвозмездной основе. Сама работа в галерее все эти годы для галеристов - Дадаевой Заремы (1998-2007) и Джамили Дагировой (1998-2018) всегда была безвозмездной и волонтерской.
А многочисленные расходы по содержанию галереи, аренды помещения (до 2010г), оформлению работ и экспозиций, издательской деятельности, поездок и много много еще чего взял на себя Попечительский совет .
В 1999 году галерея инициировала создание Попечительского совета галереи, в который должны были войти люди, взявшие на себя задачи поддержки жизнедеятельности и развития не просто галереи, но посредством вложений и опеки - всего современного искусства Дагестана. С первых дней и по сегодняшний день у галереи два Попечителя, два молодых дагестанца -
Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов и Тимур Гамзатович Гамзатов. У них много званий, регалий, высокие должностные посты, но главным их достоинством является масштабное беспристрастное видение и понимание значения культуры.
Общеизвестно, что галерея - наиболее прогрессивная форма современной художественной практики, лучший инструмент в деле развития, поддержания и популяризации современного искусства. Однако, при всей мощи ее интеллектуальных потуг и шквале идей, наличии талантливых художников и жаждущих зрителей для осуществления подвижнических задач ей необходима твердая опора, фундамент. Победы и достижения, весь внушительный список проделанной нами работы, цифры, факты, свидетельства и оценки - результат не только упорного профессионального труда и большой любви к искусству галеристов, но в первую очередь - наших бессменных Попечителей- молодых, продвинутых, прогрессивно настроенных дагестанцев - Тимура Гамзатова и Магомед- Салама Магомедова.
Вы с нами 20 лет, и как бы ни сложилась наша судьба - "Первая Галерея", дагестанские художники, почитатели и знатоки дагестанского искусства бесконечно благодарны вам за вашу поддержку современного дагестанского искусства, а значит будущего Дагестана.
И если коротко за 20 лет:
«Первая галерея» организовала и провела 220 выставок и проектов, мероприятий и акций как в стационаре, так и на других площадках. Из них персональных выставок – 60, собственных кураторских проектов (все в тираже) - 25. В общем числе выставок также было проведено 11 масштабных детских проектов, 34 обменных проекта в России и за рубежом. За 20 лет работы галерея представила на своей площадке 165 художников Дагестана и 80 авторов из республик С. Кавказа, России и стран зарубежья.
Неотъемлемая часть работы галере издательская деятельность. Было подготовлено и издано 25 научно-популярных, справочных и литературных издания, более 50 каталогов выставок. За 20 лет работы нами собрана внушительная и уникальная коллекция произведений современного изобразительного искусства. В ней пунктирно и подробно отражен весь многогранный и очень насыщенный художественный процесс последних десятилетий искусства Дагестана. Коллекция галереи это 700 произведений живописи, графики, скульптуры, фото и видео более 80 художников Дагестана, России и зарубежья.
Свой юбилей галерея отметала большим новым выставочным проектом - «Месторождение». Это проект –символ, ибо сама галерея стала местом рождения многих художников, альтернативной площадкой, где активно развития и презентации современного искусства, местом где сами галеристы обрели новую судьбу, а сотни тысяч зрителей – радость открытий и возможностей.
Директор и куратор «Первой галереи»
Ноябрь 2018