«АРХИВ АХУЛЬГО»
Историко-художественный проект
« Кавказская война» в произведениях дагестанских и российских художников ХХ века из фондов музеев и частных собраний
Живопись, книжная иллюстрация и графика, инсталляция, скульптура, музыкальная иллюстрация.
В проекте представлены произведения дагестанских и российских художников из собраний музеев, фондов и частных коллекций:
- Франц Рубо
- Халил бек Мусаясул
- Магомед-Каир Юнусилау
- Хасбулат Аскар-Сарыджа
- Ибрагим Халил Супьянов
- Магомед Моллакаев
- Гамид Балиев
- Мурад Халилов
- Магомед Дибиров
- Муса Гайворонский
- Анна Самарская
- Андрей Забажанов
- Саид Тихилов
- Тагир Гапуров
- Елена Гапурова
- Зайнутдин Исаев
- BRO
- Татьяна Ваганова (Адыгея)
- Николай Филатов (Москва)
Анна Слатова (Санкт-Петербург) лауреат международных конкурсов - соло на флейте
Музыкальная иллюстрация:
П.И. Чайковский «Подвиг»
Л. Бетховен «Ода к радости»
Бах Гуно, Бартоли «Аве Мария»
Организаторы проекта :
Министерство культуры РД
Национальный музей Республики Дагестан им.Тахо Годи – КВЦПри участии :
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой
«Фонд культурного наследия художника Халил - бека Мусаясул»
Фонд просвещения и культурных инициатив "Кавказский дневник Рубо"
Частные собрания и фонды
«Архив Ахульго» - проект задуман несколько лет назад как следствие моей работы над изучением истории первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» (1889-1890) известного русского живописца-баталиста Франца Алексеевича Рубо. Погружение в тему раскрыло множество параллельных идей, наблюдений и открытий в теме отражения истории Кавказской войны в искусстве России и Западной Европы XIX- нач.XX вв.
О Кавказе и в частности, Дагестане написано множество прекрасных произведений известными русскими и европейскими художниками XIX века:
А.Орловский, Г. Гагарин(1816-1893), И.Н. Занковский (1832-1919), Н.Г. Чернецов (1805-1979), И. Александровский (1842-1906), М.Ю. Лермонтов (1814-1841), А. Шамшинов, И.К. Айвазовский(1817-1900), Н.Е. Сверчков, П. Бабаева (1813-1870), Ф. Рубо (1856-1928), П.Н. Грузинский(1837-1892) ,Н. Самокиш (1860-1844), Б. П. Виллевальде (1818-1903), Ф.И. Байков (1818-1890), В. Тимм (1820-1895), Лансере Е.Е. (1875-1946) Г. Животовский, Л.Е. Дмитриевский-Кавказский(1849-1916), Л.Ф. Лагорио(1828-1905), Р. Зоммер (1866-1939), А.И. Мещерский (1834-1902), М. Лодер, Г. Паули, А. Ковальский (1849-1915), Р. Судковский, П. Ковалевский, Ф. Дубинек, Л. Премаццо, В. Верещагин(1842-1904), П. Франкен(1818-1884), Теодор Горшельт (1829-1871), Г. Деньер, Е. Лундгрен, Н.М. Ярошенко(1846-1898), Д. Уилки, У. Симпсон, А. Шелумов, Н. Пиросмани(1862-1918), А. Кившенко(1851-1895), Коррадини и др
Обращение к теме истории Дагестана 19 века, практически полностью пропитанной крупным событием - национально – освободительной борьбой горцев за свою независимость с Российской империей, известной под названием «Кавказская война(1817—1864)» имело свое адекватное воплощение в произведениях литературы, театра, музыки и изобразительного искусства в творчестве современников тех событий. Это и понятно – был интерес, был заказ, была потребность говорить и писать об этом.
Все произведения русских художников кавказской тематики отличаются особой романтической взволнованностью и приподнятостью, «крупным планом» даны наиболее привлекательные стороны внешнего и внутреннего облика горцев. Несмотря на то, что многие художники служили в действующей армии, воевали против горцев, ни в одной картине мы не увидим помпезного шествия царской армии по Дагестану, не почувствуем великодержавного шовинизма. Наоборот, всегда подчеркиваются благородство горца, его достоинство, мужество, физическая и духовная красота .
Произведения стали музейными экспонатами и навсегда застыли в своей энциклопедической незыблемости. Мало кто обращался более к этой теме. А она требует и зовет, потому что не высказана боль, не отговорены мнения, не даны объективные оценки. Не пережив, не «перегнав» через себя свое историческое прошлое, не стать истинным творцом своего места.
Незнания и замалчивания ведут к постоянным спекуляциям и извращению правды. От этого синдром боли, травмы и несвободы в ментально свободном горце уводит искусство в «волшебный мир иносказаний», где все очень зашифровано и заштриховано, одето в «абстрактные» этнографические платья прошлого.
В 20 веке, особенно после смены общественного строя и установления Советской власти, которая принесла горцам изобразительное искусство, тема прошлого столетия никоим образом не отразилась в нем.
Художники, составившие визуальное представление для потомков о трагических событиях войны, исполнили свою миссию до конца. Они не стали формальными иллюстраторами событий, а внесли в свои произведения и свое знание и свое понимании. Все их картины – как правило крупные батальные полотна. И таков был заказ времени. Но «за кадром» осталось очень многое – не досказанное, не осмысленное, не прочувствованное, не изученное. Это Люди, герои, враги и свои, жизнь, боль, потери, конфликты, культура, быт, простые человеческие судьбы.
Оглядываясь назад и упираясь в день сегодняшний обнаруживаешь досадный факт – художники Дагестана – ни основоположники(1920-40 гг), ни художники советского периода (1950-1980 гг.), ни авторы т.н. переходного и свободного периодов (1990-2000-е гг.) к теме кавказской войны не обращались. За очень крошечным исключением нескольких имен. Понятно, что время, его идеология диктуют свои правила. Но и сегодня, когда все шлагбаумы подняты, когда такой мощный всплеск интереса к истории, героическому прошлому народа, рефлексии по этому поводу у современных художников почти не происходит.
Искусство 20 века об этом молчит. Возможно есть объективные причины – идеологический запрет , не знание истории, отсутствие общественного запроса, личная невостребованность и отстраненность. А возможно еще не прошел шок в самосознании, потому нет осознания, нет рефлексии, не диалога.
Но кажется, что время пришло. Время смены фокуса с народно-этнографического в фокус исторический. Пора озвучить те тысячи голосов ,воспоминаний, тайн и забвений прошлого, что бы узнать себя, чтобы понять что ждет нас впереди.
Проект изначально, несколько лет назад еще, задумывался как арт-резиденция на месте самого трагического и кульминационного события Кавказской войны – в местности Ахульго, на месте сражения. Но потом стало понятно , что ограничиваться одним лишь Ахульго нельзя, ведь это часть целого, и без контекста, без большого разговора нам не обойтись .
«Архив Ахульго» - мы предлагаем окунуться в историю, оглянуться в свое прошлое и на языке искусства говорить о своей истории, о том что было до ,что было тогда, что происходит сейчас, ведь все взаимосвязано и однозначно зависит друг от друга. Ведь в каждом из нас есть частица прошлого.
«Архив Ахульго» - это большой долгосрочный проект, в который будут включены спец.проекты, выставки, симпозиумы , конференции, издания, экспедиции и т.д. и в этом процессе мы приглашаем принять участие историков, этнографов, культурологов, художников, народных мастеров, художественные институции и государственные учреждения.
Почему АРХИВ:
- это свободное и широкое высказывание на тему «19 в. Дагестан. Кавказская война» для всех художников и исследователей
- это попытка сбора существующего (уже созданного в 19-21 веках) визуального материала и его презентации посредством выставок и проектов, изданий и публикаций
- это создания современных произведений, акций и объектов
- это непрестанный и равноправный диалог через творческие формы
- это создание обширной визуальной базы для создания в будущем Мемориального музея – храма боевой славы народов Дагестана.
Почему АХУЛЬГО:
Символ Кавказской войны, обобщающий образ
Наиболее значимое событие
В Национальном Музее РД им.А. Тахо Годи сегодня презентуется первая часть проекта, и это символично, ибо музей хранит огромную нематериальную память о Кавказской войне. Наша выставка - это попытка собрать и представить произведения дагестанских художников , написанных в разные годы о кавказской войне и том времени вообще. Оказалось – это крохи, скорее исключение, чем правило, но тем оно нам ценно. Совсем не много авторов, «классический круг тем», много иллюстративности и мало авторских высказываний. За практически столетие дагестанского искусства батальная история и драма 19 века оказались не востребованными. Единственный прорыв был отмечен на рубеже 20 и 21 веков ,когда идеология отступила. Это период можно условно обозначить как «шамилиана», когда было создано не вероятное количество портретов Имама Шамиля. К сожалению коньюктура задушила начавшееся было творческое прозрение, хотя и были попытки разных авторов и других тем .
Собранные нами произведения являются некой ретроспективой и одновременно констатацией вопроса, экспозиция демонстрирует на чем мы остановились и возможно ,ее прецедент станет началом для нового направления в искусстве Дагестана.
В экспозицию выставки включен эскиз –копия панорамы Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» (1890, копия – 1997, СВХ им. Грекова, Москва) . Это центробежный , и одновременно авангардный объект общего замысла выставки, вокруг которого и строится разговор, что есть в «Архиве Ахульго» на сегодня. Авторами нашего проекта стали : Халил бек Мусаясул, Магомед-Каир Юнусилау, Хасбулат Аскар-Сарыджа, Эдуард Акуваев, Ибрагим Халил Супьянов, Магомед Моллакаев, Гамид Балиев, Андрей Забажанов, Саид Тихилов, Мурад Халилов, Магомед Дибиров, Муса Гайворонский, Анна Самарская, Тагир Гапуров, Елена Гапурова, Зайнутдин Исаев, ВRО, Николай Филатов (Москва), Татьяна Ваганова (Адыгея), Анна Слатова (Санкт-Петербург).
Автора и куратор проекта Джамиля Дагирова.
Август 2018