Виктор Яичников: живопись от слова «жизнь»
Выставка «Несколько мгновений весны» проходит с 17 апреля по 13 мая в Центре изобразительных искусств г. Липецка (ул. Космонавтов, 98). Вход свободный.
«Несколько мгновений весны» - так называется новая персональная выставка Виктора Яичникова, известного липецкого живописца. Выставка получилась большая, ретроспективная: более 70 работ за период с 1986 по 2017. Темы представленных работ самые что ни на есть «весенние», тёплые, жизнерадостные. И, конечно, название отражает сроки проведения выставки.
Рука нервно дрожит каждый раз, когда нужно перечислять «сухие» факты биографии или проведения выставки художника такого уровня мастерства. Уважаемые коллеги, если у вас есть возможность отправиться в путешествие к югу от Москвы – подарите же себе такую возможность и пусть финальным радостным аккордом прозвучит посещение данной экспозиции. В чём заключается главный её интерес для современного ценителя искусства? Увидеть и проследить во всех тонкостях путь одного большого таланта на протяжении 30 лет. Этот путь для нас тем более ценный, что художника не преследовали прямые уколы или громкие восторги обширной публики – а значит, у мастера тем более не было повода идти по неверному пути. А чем полезен будет для зрителя опыт вхождения в мир Яичникова? Ответить самому себе на следующие вопросы: о чём же его творчество? Что это за техника, в которой он творит? На кого (да простит меня Виктор) это может быть похоже? И на главный вопрос: какой цели СЕГОДНЯ сможет добиться тот художник, для кого живопись – производное слова «жизнь»?
Художник сам поощряет не изыскивать авторский смысл, а видеть и находить что-то своё – каждого зрителя и в каждой своей картине. «Для меня важно, чтобы пришли на выставку 10 человек и у них было 10 различных мнений. Тогда значит – есть загадка и недосказанность, с которой следует работать. Есть жизнь». Для меня, как искусствоведа, очень важна и приятна самобытность художника: в его картинах отсутствуют те прямые цитаты «из великих», которыми грешат произведения многих современных художников. Чему я, лично, не раз была свидетелем при посещении таких крупных выставок как «Молодость России» в ЦДХ (Москва, 2016) и, в меньшей мере, во время судейства на Российской Неделе искусств в «Аrtplay» (Москва) прошлой осенью. Немаловажно для меня и то, что у Виктора достаточно вкуса, чтобы не увлечься перенесением всей цветовой палитры на один-единственный холст – даже если тематика конкретной работы самая радужная – и, в то же время, картина не перестаёт радовать гармоничным соединением цветов и мягким, естественным освещением.
Представленные на выставке «Несколько мгновений весны» работы можно условно разделить на несколько групп: «Портреты близких и знакомых», «Обнажённые женщины» (как утверждал Огюст Ренуар, нет лучше темы в искусстве), «Литературные персонажи: Арлекин, Пьеро, Солдатик», «Инфанты», «Дети», «Колыбельная», «Цветы» (последние появились у Виктора лишь в последние 2 года). Внутри некоторых из этих групп я, в свою очередь, выделила несколько картин, позволяющих проследить эволюцию творческого метода мастера.
Рассматривая портреты девочек, ясно понимаешь, в какой степени Виктор Яичников – человек настроения и вдохновения. Вот «Девочка, освещённая солнцем» на зелёном фоне: нестабильном, неспокойном, волнующемся разнотравьем. 16 лет спустя – девочка с яблоком, у которой пластика серовской «Девушки, освещённой солнцем», а фон – сглаженный, «лаковый» - визитная карточка самого художника в его лучших произведениях и, одновременно, носитель какого-то удивительного, неповторимого серого тона, которым знаменит тот же Валентин Серов. Рассказывая об Эдгаре Дега, Долгополов говорит: да, Дега утверждал, что вдохновение к нему не приходит – но с каким тщанием он изучал своих предшественников, далёких и близких!
Серия «Колыбельная» представлена и другими картинами Виктора Яичникова: она неофициально посвящена обожаемому уже взрослому сыну – но сама тема, конечно, неисчерпаема и вечна, как родительская любовь. 20 лет разделяют 2 холста: габаритных, каждая – с доминированием определённых цветов, и совершенно разных по настроению. В первой работе отчётливо проявляется то, что Игорь Долгополов* обозначил как «следование» старым мастерам. Не подражание, не сравнение – в случае которого кто-то всегда остаётся в проигрыше. Лично я слышу здесь дыхание Виктор Борисов-Мусатов, выраженное – очень авторски – всполохами сине-зелёных оттенков. Вторая картина – скорее, плод эстетики XX века с её монументальностью форм и плотными, насыщенными, на грани китча, натуралистичными цветами. Посмотрите на руку Матери; посмотрите на руку его же раннего «Старика»: перед вами пройдёт целая плеяда художников из разных живописных миров, от Филонова и Петрова-Водкина до Попкова и Салахова. И это – прекрасно.
_________________________
*И. В. Долгополов (1917-1991) – художник, известный в СССР писатель-популяризатор искусства, автор знаменитых «Рассказов о художниках». Придерживался идеи о преемственности традиций и «замкнутом круге» искусства.