Ханты-Мансийск
Музей Природы и Человека
Михаил Бронников
Выставка к 90-летию со дня рождения старейшего художника Югры.
(Декабрь, 2018 – январь, 2019)
На огромной по масштабам и труднодоступной Югорской земле в середине ХХ века работало совсем мало художников, и уж тем более профессиональных. В этой связи творческое наследие Михаила Ефимовича Бронникова уникально.
Михаил Бронников (1928 – 1992 гг.) родился в селе Байкалово Тобольского района В декабре 1945 года поступил на работу в Байкаловский районный Дом культуры в качестве инструктора-художника. В 1948-1951 годы служил в рядах Советской армии. В 1952-1957 годы учился в Пензенском художественном училище имени Савицкого, где получил квалификацию учителя рисования и черчения общеобразовательной школы. После завершения обучения, с 1957 года по август 1962 года, преподавал рисование в Ханты-Мансийском педучилище. С августа 1962 по декабрь 1965 года М.Е. Бронников работал художником в производственных художественных мастерских в г. Тобольске. В 1966 году возвращается в Ханты-Мансийск, где работает методистом по изобразительному искусству в окружном Доме народного творчества.
В экспозиции представлены работы из фондов Музея Природы и Человека и Государственного архива Югры, охватывающий почти всю деятельность автора. Это виды Ханты-Мансийка 1950-х – 1990-х годов, носящие этюдный лиричный, характер, написанные без оглядки на существующую конъюнктуру и политический заказ. В каждом пейзаже особое настроение, отраженное в различных состояниях природы: будь то ясное морозное утро, пасмурный день с первым снегом, выпавшим на еще незамерзшую землю, или тихий осенний закат над Иртышом. Сегодня они представляют еще и краеведческий интерес, как первые профессиональные работы с видами Ханты-Мансийка.
Триптих «Тайга Тюменская» (1964) близок по живописи к «суровому стилю». Автор передает дух эпохи масштабного промышленного освоения Югорского края, богатого нефтью и лесными ресурсами. На центральном полотне – монументальный, величественный пейзаж, достигающий уровня символизма.
Профессиональная деятельность Михаила Ефимовича была связана с изучением и сохранением культуры коренных малочисленных народов Югры. Несколько работ в экспозиции, посвященные этой теме, они представляют также этнографический интерес: ханты и манси изображены в национальных одеждах, в естественной среде обитания.
Подготовлен и выпущен каталог выставки.