Выставка «Живопись первой половины XX века из собрания музея»
Ханты-Мансийск
БУ «Государственный художественный музей»
29.09.2017 - 31.12.2017
Коллекция Государственного художественного музея давно считается одной из самых цельных и интересных среди молодых музеев – представлены многие известные отечественные авторы, чьи произведения вошли в золотой фонд русского искусства.
Выставка «Живопись первой половины XX века» сформирована произведениями из собрания Государственного художественного музея и естественным образом дополняет постоянную экспозицию. На выставке можно условно выделить два раздела – «дореволюционное искусство» и «искусство после 1917 года».
В первом разделе экспонируется живопись В.А. Серова, Л.В. Туржанского, А.А. Борисова. Валентин Александрович Серов (1865-1911), успешный и обласканный аристократической публикой, был потрясен революцией 1905 года. Это отразилось в его письме И.Е. Репину: «Дорогой Илья Ефимович! То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу»[1]. Эскиз «Демонстрация» (1906) создан под впечатлением от расстрела демонстрации 9 января, которому художник был свидетелем. Серов после этих событий вышел из состава действительных членов Академии художеств, не желая иметь с властью ничего общего[2].
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) широко известен своими произведениями, посвященными Крайнему Северу. Он организовал ряд экспедиций с научными и художественно-этнографическими целями (1894, 1896, 1898, 1899, 1901, 1906). «Полярный пейзаж» (1905) появился в результате поездки на Новую Землю.
1920-30-е годы отмечены в изобразительном искусстве созданием нового изобразительного языка. Этот период представлен в музее произведениями В.В. Пакулина, В.В. Лебедева, К.С.Петрова-Водкина.
На выставке экспонируется живопись авторов, входивших в 1920-1930-е в общество «Круг художников»: В.В. Пакулина (1900-1951) и В.И. Малагиса (1902-1974). Члены общества призывали к созданию «стиля эпохи», противостоящего «мещанству». Председателем «Круга» был Вячеслав Владимирович Пакулин (1900-1951), чья работа «Матрос с девушкой» (1927) экспонируется на выставке и отражает основные тенденции в его творчестве этого периода. Пакулин сознательно сдвигает пространственные планы, предлагаемое им пластическое решение человеческих фигур отличается динамикой и выразительностью.
Важной частью экспозиции является «Автопортрет с женой и дочерью» (1936) Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939). Художник изобразил себя с женой Марией Федоровной и дочерью Еленой. У Петрова-Водкина в поздний период творчества неоднократно встречается аналогичная композиция, где погрудно изображаются три фигуры, приближенные к зрителю. Характерным приемом является ракурс с низкой точкой зрения. Фигура художника слегка выходит за пределы картины, что создает иллюзию сближения условного живописного пространства с реальным. Во взгляде художника есть что-то трагическое. Мария Федоровна вспоминала: «В 1936 году он начал наш семейный портрет. Ему удалось найти интересную композицию, но портрет так и не был им закончен – он не дописал лицо Леночки. Когда я спросила его, почему он написал себя поодаль от нас, то он с грустью ответил: «Скоро я не буду с вами». Это было им сказано в 1938 году»[3].
Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) особенно известен своими работами в области книжной иллюстрации. Между тем, он является автором множества замечательных произведений станковой живописи, в том числе портретов. Женские портреты Лебедева второй половины 1930-х отличаются особой лиричностью и теплотой. Два портрета из собрания музея (1937 и 1941) написаны легкими «трепещущими» мазками, отсутствие резких линий помогает созданию нежных девичьих образов.
Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942)– автор произведений, связанных с духовно-религиозной тематикой. Картина «Отцы пустынники и жены непорочны» (1934) из собрания музея относится к позднему периоду в творчестве художника и представляет собой вариацию его дореволюционных произведений. Есть еще два одноименных произведения: в Государственной Третьяковской галерее (1932) и в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки (1933). В Ханты-Мансийске находится авторское повторение варианта 1933 года (с незначительными изменениями), выполненное Нестеровым для своей дочери Веры.
Советский период в целом характеризуется другими темами и образными решениями, и произведение Нестерова – скорее исключение из правил.
Отечественное искусство I половины XX века – это громадный пласт художественной культуры, где отразились все важные события жизни страны, и выставка позволяет проследить не только развитие живописи, но и изменения в общественном сознании.
Наталья Голицына
зав. научно-экспозиционным отделом
Ил.: Серов Валентин Александрович (1865-1911). Демонстрация (Революционный этюд). Эскиз.
- Бумага, дублированная на холст, масло. 40 х 36
[1] Письмо В.А.Серова И. Е. Репину от 20 января 1905 г. Москва// ИРЛИ РАН
[2] Великий князь Владимир Александрович, который был президентом Академии художеств, одновременно являлся главнокомандующим Петербургским военным округом и войсками гвардии.
[3] Петрова–Водкина М.Ф. Мой великий русский муж… – Саратов, 2008. – С. 70