(Государственный литературный музей)
Галерея ГРОСart
представляют выставку
Алые паруса Валерия Каптерева. Живопись разных лет
Открытие состоится 20 июня в 18.00 по адресу:
Москва, Трубниковский переулок, 17
Проезд до станции метро «Баррикадная», «Смоленская»
Выставка работает с 20 июня по 15 июля 2017 года
Режим работы Государственного литературного музея:
Вт, Пт, Сб, Вс - с 11.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Ср, Чт - с 11.00 до 21.00 (касса до 20.30)
Понедельник - выходной
Телефоны: 8 (495) 695 44 94 доб. 211; 8 (916) 418 1054; 8 (905) 778 0147
Очередной совместный проект Государственного музея истории российской литературы и московской галереи «ГРОСart» представляет выставку ровесника ХХ века Валерия Каптерева, одного из неординарных представителей отечественного модернизма, активного участника насыщенной художественной жизни 1920–1930-х годов, в поздний период творчества сумевшего создать романтически окрашенный и камерно-самобытный мир живописных образов. Для экспозиции отобрано более тридцати работ, многие из которых демонстрируются впервые.
Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981), выпускник ВХУТЕМАСа, ученик и соратник одного из выдающихся новаторов ХХ века Александра Васильевича Шевченко, по свидетельству очевидцев, всегда отличался склонностью к богемному эпатажу и эксцентричному артистизму. Он любил красить бороду в яркие неожиданные цвета, рядиться в восточные одежды, гордился тем, что его предки были морскими пиратами. Однако, при этом он всегда оставался вдумчивым, самобытным и неустанно рефлексирующим художником – представителем так называемого «третьего пути» в отечественном искусстве XX столетия, пролегавшего между авангардом и соцреализмом.
Прирожденный романтик, Каптерев всю жизнь был неутомимым путешественником. В 1920–1930-е годы он неоднократно выезжал в Среднюю Азию в составе научных и музейных экспедиций. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, жил и работал в Алма-Ате. Будучи в 1920-е годы активным членом и экспонентом объединений «Цех живописцев», «Бытие», «Общество московских художников», Каптерев и в послевоенные годы сохранял пристрастие к усвоенным еще ранее свободным живописно-пластическим экспериментам. В результате этого в 1949 году он был исключен из МОСХа за «формализм» в искусстве и, несмотря на восстановление в рядах Союза художников в конце 1950-х, его полноценное вхождение в официальную художественную жизнь так и не произошло.
Зато с середины 1950-х годов Каптерев совершает ежегодные летние поездки в Крым, где проникается духом древних археологических культур, античной классики, восточной символики и литературной романтики. Не случайно художника в 1950–1960-е так волнует созданная в 1922 году Александром Грином повесть «Алые паруса», примечательная своим «смешением сверхъестественного с действительностью». Можно даже сказать, что на определенном этапе картина для Валерия Каптерева, по примеру главного героя повести, становится «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя». В этот благотворный для художника период его произведения сочетают в своем образном строе музыкальную поэтичность и философские раздумья, символическую магию композиций и лирическую экспрессию фактурно-цветовых решений. В результате рождается хорошо узнаваемый творческий мир, который порой даже в сочных пленэрных этюдах несет в себе признаки магического символизма. Именно так можно определить сложившуюся в зрелый период художественную систему мастера, при том что его живописные «алые паруса», понимаемые как совокупная метафора творческого вдохновения, до конца жизни наполнялись свежим попутным «ветром».