Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

 
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)
Галерея ГРОСart

представляют выставку

Алые паруса Валерия Каптерева. Живопись разных лет

Автопортрет с трубкой. 1950. Картон, масло. 35х25 Алые паруса. 1957-1958. Картон, масло. 22х32 Восточный орнамент с синей птичкой. 1965. Картон, масло. 24х35 
Гора-улитка. 1958. Картон, масло. 31х22 Лиловая лошадь. 1970. Картон, масло. 34х40 Сирень у стены. 1966. Картон, масло. 28х33 Читая Грина. Алые паруса. 1960. Картон, масло. 33х48


Открытие состоится 20 июня в 18.00 по адресу:
Москва, Трубниковский переулок, 17

Проезд до станции метро «Баррикадная», «Смоленская»

Выставка работает с 20 июня по 15 июля 2017 года

Режим работы Государственного литературного музея: 
Вт, Пт, Сб, Вс - с 11.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Ср, Чт - с 11.00 до 21.00 (касса до 20.30)
Понедельник - выходной
Телефоны:  8 (495) 695 44 94 доб. 211; 8 (916) 418 1054; 8 (905) 778 0147

Очередной совместный проект Государственного музея истории российской литературы и московской галереи «ГРОСart» представляет выставку ровесника ХХ века Валерия Каптерева, одного из неординарных представителей отечественного модернизма, активного участника насыщенной художественной жизни 1920–1930-х годов, в поздний период творчества сумевшего создать романтически окрашенный и камерно-самобытный мир живописных образов. Для экспозиции отобрано более тридцати работ, многие из которых демонстрируются впервые.  

Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981), выпускник ВХУТЕМАСа, ученик и соратник одного из выдающихся новаторов ХХ века Александра Васильевича Шевченко, по свидетельству очевидцев, всегда отличался склонностью к богемному эпатажу и эксцентричному артистизму. Он любил красить бороду в яркие неожиданные цвета, рядиться в восточные одежды, гордился тем, что его предки были морскими пиратами. Однако, при этом он всегда оставался вдумчивым, самобытным и неустанно рефлексирующим художником – представителем так называемого «третьего пути» в отечественном искусстве XX столетия, пролегавшего между авангардом и соцреализмом.

Прирожденный романтик, Каптерев всю жизнь был неутомимым путешественником. В 1920–1930-е годы он неоднократно выезжал в Среднюю Азию в составе научных и музейных экспедиций. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, жил и работал в Алма-Ате. Будучи в 1920-е годы активным членом и экспонентом объединений «Цех живописцев», «Бытие», «Общество московских художников», Каптерев и в послевоенные годы сохранял пристрастие к усвоенным еще ранее свободным живописно-пластическим экспериментам. В результате этого в 1949 году он был исключен из МОСХа за «формализм» в искусстве и, несмотря на восстановление в рядах Союза художников в конце 1950-х, его полноценное вхождение в официальную художественную жизнь так и не произошло.       

Зато с середины 1950-х годов Каптерев совершает ежегодные летние поездки в Крым, где проникается духом древних археологических культур, античной классики, восточной символики и литературной романтики. Не случайно художника в 1950–1960-е так волнует созданная в 1922 году Александром Грином повесть «Алые паруса», примечательная своим «смешением сверхъестественного с действительностью». Можно даже сказать, что на определенном этапе картина для Валерия Каптерева, по примеру главного героя повести, становится «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя». В этот благотворный для художника период его произведения сочетают в своем образном строе музыкальную поэтичность и философские раздумья, символическую магию композиций и лирическую экспрессию фактурно-цветовых решений. В результате рождается хорошо узнаваемый творческий мир, который порой даже в сочных пленэрных этюдах несет в себе признаки магического символизма. Именно так можно определить сложившуюся в зрелый период художественную систему мастера, при том что его живописные «алые паруса», понимаемые как совокупная метафора творческого вдохновения, до конца жизни наполнялись свежим попутным «ветром».