Государственный литературный музей
Галерея ГРОСart
представляют выставку
ПРОчтение. Петр Дик. Пастель
Открытие состоится 26 апреля в 18.00 по адресу:
Государственный литературный музей
Москва, Трубниковский переулок, 17
Проезд до станции метро «Баррикадная», «Смоленская»
Выставка работает с 27 апреля по 5 июня 2017 года
Часы работы Государственного литературного музея:
Вт, Пт, Сб, Вс - с 14.00 до 20.00 (касса до 19.30)
Ср, Чт - с 11.00 - 21.00 (касса до 20.30)
Понедельник и последний день каждого месяца - выходной
Телефон: 8 (495) 695 44 94 доб. 211; 8 (916) 418 1054; 8 (905) 778 0147
Выставка является совместным проектом Министерства культуры РФ, Государственного литературного музея, московской галереи ГРОСat и показывает около сорока работ П.Г. Дика, многие из которых экспонируются впервые. В рамках открытия пройдет презентация нового издания «Петр Дик. Мысли “непричесанные”», в котором, помимо новых работ, впервые приводятся обширные материалы записных книжек и рабочих альбомов художника, включающих пространные рассуждения об искусстве и своей профессии, а также многочисленные эскизы, наброски и зарисовки. На открытии выступят: авторы статей И. Никифорова, А. Рюмин, координаторы издания Е. Грибоносова-Гребнева, Е. Осотина, куратор выставок в Литературном музее Н. Реброва, вдова художника К. Лимонова и другие.
Петр Гергардович Дик (1939–2002), один из самых тонких и глубоких отечественных мастеров последних десятилетий ХХ века, родился в Алтайском крае в семье этнических немцев. С избытком познав трудности военного детства, многократно умноженные из-за репрессий родителей по национальному признаку, он проделал долгий и сложный путь к профессии: в 1977 году через несколько лет после окончания «Строгановки» был принят в Союз художников. Лишь в переломные «девяностые» к обосновавшемуся во Владимире мастеру приходит не только «местное», но и вполне заслуженное европейское признание: в 1992–1993 он персонально выставляется в Москве и Лондоне, в 1994 показывается в Третьяковской галерее, в 1995–1996 отправляется с выставками в Германию и Италию, а в 1997 экспонируется в Русском музее в Санкт-Петербурге. И это лишь небольшая часть открывшейся перед ним обширной выставочной географии, которая включала в себя и Омск, и Самару, и Новосибирск, и Нюрнберг, и Ворпсведе, и Нижний Новогород, и Эрланген и т.д.
Думается, что главная причина такого успеха кроется в качестве того диалога, который художник устанавливает со зрителем при помощи своего любимого материала. У Петра Дика таким коммуникативным «посредником» стала сухая пастель, наносимая, чаще всего, на наждачную или велюровую бумагу. Первым делом пастельный штрих в руках Дика уверенно преображает пространство. Развиваясь скорее «от противного» (вместо прямой линейной перспективы – жесткие столкновения светлого и темного, конкретного и отвлеченного, крупного и малого), пространственные построения художника заведомо отвергают иллюзорную глубину, утверждая визуальную непреложность возвышенно осмысленного природного или житейского факта.
Особую роль в этом процессе играет цвет. То сокращаясь до минимума в ранних работах, то обретая исключительную яркость и полноту к концу 1990-х годов, цветовой строй художника наглядно отражает психологически обусловленную эволюцию его мировосприятия. Тотальный трагизм «родом из детства» постепенно заменяется полноцветной «радугой чувств» зрелого мастера.
В 1990-е годы формируется довольно простой по сюжетам, но емкий по образно-содержательной полноте тематический репертуар мастера. Одно из важных мест в нем занимают мотивы чтения, где человек с книгой или со свитком становится неким символическим знаком погружения в атмосферу отрешенного от суеты духовного поиска и почти магического переживания прочитанного слова. Так картины Петра Дика «про чтение» неожиданно оборачиваются глубинным «ПРОчтением» самого феномена текста и таинственного перевода его словесной ткани в субстанцию изобразительную.
Непрерывно ведя вдумчиво неторопливое собеседование с завораживающим художника миром, Дик фиксирует в своих хрупких пастелях (красочный слой сознательно не закреплялся, дабы не нарушить его естественную фактуру) иногда гнетуще тревожную, но чаще умиротворенно возвышенную «метафизику» непреходящей жизни. В похожем регистре творили, например, Джорджо Моранди, Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, но в отличие от них Петра Дика всегда более привлекали не предметно-натюрмортные коллизии, а мир, неизменно приемлющий человека и принимаемый им в ответ...
Список иллюстраций.
1. Мальчишки с красным мячом. 2002. Бумага, пастель. 50х63
2. Двое. 1998. Бумага, пастель. 40х56
3. За чтением V. 2002. Бумага, пастель, уголь. 49,5х59,5
4. Одинокая фигура (вариант). 2001. Бумага, пастель. 50х51,5
5. Виолончелист. 1998. Бумага наждачная, пастель, уголь. 31х27
6. Одинокий путник. 2001. Бумага, пастель, уголь. 31,5х49
7. Двое. Дети у окна. 2000. Бумага, пастель, уголь. 50х62
8. Под парусом. 2001. Бумага, пастель. 49,5х46,8
9. Девочка в проеме. 1995. Бумага наждачная, пастель, уголь. 42х36,5
10. Цирк. 2001. Бумага, пастель. 49х63,5