Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Региональное отделение
Общероссийской общественной организации
«Ассоциация искусствоведов» по Дагестанской Республике

Дагестанский центр гуманитарных исследований имени имама Шамиля
К 160 летию со дня рождения известного русского художника баталиста Франца Рубо(1856-1928)
«КАВКАЗСКИЙ ДНЕВНИК РУБО»
Ежегодные научно - популярные чтения
15 июня 18.30, ГБУ «Театр Поэзии»
Программа выступлений: 

Вводная часть. «Творчество художника Ф.Рубо как исторический источник в осмыслении XIX в. (цели и задачи Чтений)».

1.«О художнике и панораме» – ДагироваД.А., историк творчества Ф.Рубо, член АИС.

2.«Дагестан в творчестве Ф.Рубо. Цикл исторический кавказских баталий для «Храма Славы»» – ДоногоХ.М., доктор исторических наук, профессор ДГУ, научный сотрудник ДГОМ им.А.Тахо-Годи.
Донного Х.М. «История и баталии Ф.Рубо».

3.«Война – это травматическая эпидемия»: медицина Дагестана первой половины XIX в.» – МанышевС., историк.

4.«Мой Рубо» – ПетенинаТ.П., искусствовед, член АИС, зам.директора МЗ-ЭК «Дагестанский аул».

 

15 июня в Театре поэзии прошли Международные ежегодные научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо», приуроченные к 160-летию со дня рождения художника Франца Рубо.

Франц Алексеевич Рубо – русский художник, крупнейший мастер батальной живописи конца XIX– начала XXвека, родился в 1856 году в Одессе, учился в Баварской академии художеств в Мюнхене, затем в частной художественной школе художника-баталиста Йозефа Брандта. В 1885 году он получает правительственный заказ на написание серии картин для Военно-исторического музея («Храм славы») в Тифлисе, для выполнения которого художник много путешествовал по Кавказу и Средней Азии.
Инициатор чтений, историк творчества Франца Рубо, член Ассоциации искусствоведов (АИС) Джамиля Дагирова рассказала зрителям о художнике и его знаменитой панораме «Штурм аула Ахульго», фрагменты которой экспонируются в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. В 1888 году Франц Рубо написал картину «Взятие Ахульго», и сюжет так увлек художника, что он задумал панораму на эту же тему. Имея на тот момент большой опыт батальной живописи, прекрасные знания кавказской действительности и творческий интерес, художник взялся за создание первой русской панорамы, в которой отразилось одно их ключевых событий Кавказской войны. Панорама «Штурм аула Ахульго», созданная в 1889-1890 гг., имела размеры 120х12 метров, успешно экспонировалась в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде. Затем она была приобретена Николаем IIи передана в Военно-исторический музей, где она хранилась десять лет, и была значительно повреждена – для следующей выставки в Севастополе сам Франц Рубо провел реставрацию полотна. С 1909 года панорама экспонировалась в Санкт-Петербурге, а с началом Первой мировой войны в 1912 она была накатана на вал и сложена на хранение в подвалы Павловских казарм, в 1922 году передана на хранение в Музей артиллерии, где значительно пострадала от сильнейшего наводнения в 1924 году. С 1928 года панорама хранилась в дагестанском музее, спустя шесть лет хранения специальная комиссия пришла к заключению, что реставрация полотна нецелесообразна, было вырезано и законсервировано в хранилище три фрагмента картины, остальное же было приказано «сдать в утиль». Первые попытки реабилитации панорамы «Штурм аула Ахульго» предприняла директор музея искусств Патимат Гамзатова в 1965 году. В 1989-1991 годах была выполнена художественная реставрация одного из фрагментов, хранящихся в музее, еще два подверглись технической реставрации. Патимат Саидовна не оставляла надежды восстановить панораму, с 1993 по 1997 в Студии военных художников им.Грекова по сохранившейся фотографии 1911 года был создан эскиз-копия панорамы в масштабе 1:10. В 2012 году в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой прошла масштабная выставка, посвященная кавказскому периоду живописи Франца Рубо, где было собрано практически всё, что сохранилось на данный момент в музеях и архивах страны.
О кавказском, а именно «дагестанском» цикле живописных полотен рассказал доктор исторических наук, профессор ДГУ, научный сотрудник ДГОМ им. А. Тахо-Годи Хаджи-Мурад Доного. В Дагестанском государственном историко-архитектурном музее им. Тахо-Годи хранится одна из первых работ цикла – «Штурм крепости Салты», написанная в 1886 году, «Взятие аула Дарго» и «Вступление императора Петра I Великого в Тарки» (хоть полотно и не посвящено событием Кавказской войны, но справедливо относится историками к «дагестанскому» периоду). Полотно «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» хранилось в музее г. Грозного, но значительно пострадало во время чеченских событий 1990-х годов, сейчас находится на реставрации в Москве. Еще одна картина – «Смерть генерал-майора Слепцова» – хранится в Национальном музее Чеченской Республики, а вариант этого полотна хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой хранятся «Взятие Ахульго», «Штурм аула Гимры» и «Переход Аргутинского через снежные горы Кавказа». Местонахождение картины «Молитва Шамиля перед боем» неизвестно.
Историк Сергей Манышев рассказал о медицине Дагестана первой половины XIX века, об особенностях оказания помощи в ходе Кавказской войны, о мифах и заблуждениях, связанных с тем периодом истории.
Завершала чтения искусствовед, член АИС, зам.директора МЗ-ЭК «Дагестанский аул» Татьяна Петенина выступлением под заголовком «Мой Рубо». Она рассказала о годах работы в музее искусств, когда Патимат Гамзатова день за днем боролась за панораму «Штурм аула Ахульго», о своих поисках и интересе к знаменитому художнику, и посещении тех мест, где происходили события, изображенные на полотнах Франца Алексеевича.

Завершая научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо» Джамиля Дагирова отметила, что в следующем году исполняется 110 лет со дня открытия Военно-исторического музея («Храм славы»), и пригласила к участию в чтениях всех искусствоведов, историков, ученых, желающих внести свой вклад в изучение наследия Франца Рубо и нашей истории.

Фото – Гаджикурбан Расулов


DSC_3175 DSC_3188 DSC_3202 DSC_3232
DSC_3243 DSC_3248 DSC_3302 DSC_3387 DSC_3419