80-летию Челябинской организации Союза художников России
«Благословляю работу...»
Художники
Современники
Мастера
Челинцова Валентина Николаевна (1906-1981) Ткачев Михаил Иванович (1913-1995)
Черкасов Николай Иванович (1919-2013) Третьяков Николай Яковлевич (1925-2014)
Бубнов Владимир Васильевич (1930-2013) Меркулов Виктор Петрович (1936-2010)
Мочалова Мария Петровна (1922-2010) Соловьева Антонина Александровна (1935-2003)
На этой выставке, в маленьком пространстве зала спрессовано, как бы это ни казалось невероятным, время целого ушедшего столетия, его искусства и личные творческие судьбы художников. В ХХ веке сложными путями и связями переплелись нити художественной жизни. В наши дни разнообразие и богатство образовавшихся на огромной территории искусства России явлений начинает раскрываться благодаря широкому и пристальному вниманию к недавно ушедшему веку.
Художественное наследие Челябинска и Южного Урала - отнюдь не провинциальная тема для истории и художественной критики в отечественном искусствознании. Среди выставок-персоналий, посвященных публикации творчества конкретных художников, наша выставка занимает особое место. На ней происходит совпадение этапных дат – 110-летия Валентины Николаевны Челинцовой, художника с великой реки Волги, проработавшей на Урале, в Челябинске почти сорок лет – больше половины своего жизненного пути, с 1932 по 1971, и 80-летия Челябинской организации Союза художников, среди организаторов и первых членов которого она была.
Уроженка Хвалынска – родины К.С. Петрова-Водкина, В.Н.Челинцова училась у П.С. Уткина - одного из саратовских художников,членов объединения русских символистов «Голубая роза» и у художника авангардного поколения В.М. Юстицкого. Надо ли говорить, сколь значимые для русского и мирового искусства события, явления и концепты стоят за этими наименованиями. Ее учителя в академическом институте имени И.Е. Репина в Ленинграде – В.Конашевич, Д. Митрохин, Е. Лансере.
Художник-конструктор книги по профессии, В.Н. Челинцова - художник универсального дара, а это уже абсолютно в духе своего времени: график, владеющий всеми техниками уникальной и печатной графики, прекрасный рисовальщик и акварелист, гравер, живописец, скульптор, педагог и автор рукописи «О симфонизме в композиции картины», написанной в заботе о молодых художниках. Она первая и до сих пор единственная из челябинских художников удостоена большой развернутой персоналии в выставочном зале Союза художников СССР в Москве в 1963.
Разносторонне талантливый художник, В.Н. Челинцова обладала редким талантом любви к людям и страстным стремлением поделиться своими открытиями со всеми, от начинающих художников и абитуриентов до профессионалов в студиях повышения квалификации художников и архитекторов. Она была страстным, увлеченным и бескорыстным проповедником достижений и открытий в искусстве старых мастеров и современных художников, пропущенных сквозь собственный творческий опыт. Все это запечатлелось в памяти челябинцев, саратовцев, москвичей, художников Прибалтики, Севера, Закавказья и Средней Азии, а также румынских и парижских художников, с кем ей пришлось общаться в ближних и дальних путешествиях и постоянной работе.
На нынешней выставке мы постарались чуть-чуть приоткрыть эти впервые публикуемые на выставке следы контактов, запечатленные в графических и живописных произведениях В.Н. Челинцовой из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств, из формирующейся коллекции произведений художников Челябинска художественного музея ЮУрГУ, пожертвованных семьями ушедших художников и приобретенных - В.П. Меркулова, В.В. Бубнова, Н.И. Черкасова, в чем особо отметим работу искусствоведа И.В. Духиной, и Н.Я.Третьякова, переданных в дар Правлением Челябинского регионального отделения СХ РФ, а также произведений М.И. Ткачева, М.П. Мочаловой, А.А. Соловьевой и В.Н.Челинцовой, представленных на выставке из личных коллекций.
Саратовская и столичная школа в лице художника следующего поколения – В.Н. Челинцовой, вступает в контакт, находит отклик и обогащает формирование специфических уральских авторских черт в ставшей классикой гравюре замечательных челябинских граверов, известных в стране и на Урале с 1960-х годов. Специфика условности и выразительности языка гравюры, понимания пространства и стиля существенно разнятся в творчестве Челинцовой и челябинцев, но символические темы и образы присутствуют в характере стиля как образно-стилевое единство с отчетливо проявленными различиями в нюансах и контрастах.
Внимательному глазу откроется близость и богатство различий в образах и технике рисунка, акварели, в технике работы маслом и темперой – и все это проявлено в трактовке первоначального бытийного пространства художника – пространства природы, пейзажа.
Эти взаимопереплетения, отклики и отзвуки неких пластических образов еще глубже позволяют погрузиться и понять самоценность каждого из дорогих нашей культуре и искусству художников и испытать незабываемое эстетическое и духовное наслаждение от открытия мира, живущего рядом с нами почти столетие, подчас едва знакомого даже в профессиональной среде.
Выставка только эскизно открывает своей экспозицией, какие богатства и масштабы творческих накоплений в искусстве регионов, наработанных поколениями художников, живут под спудом, как многое предстоит выявить, опубликовать, изучить и сохранить в художественном наследии отдельных регионов и России в целом.
Эта выставка – результат двадцатилетней работы по собиранию материалов о творчестве В.Н. Челинцовой, но результат не окончательный. Она состоялась благодаря творческому сотрудничеству с музеями Волги и Урала и их глубоко заинтересованными и отзывчивыми сотрудниками – Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева, с Музеем-усадьбой В.Э.Борисова-Мусатова в Саратове, с Челябинским государственным музеем изобразительных искусств; благодаря ученикам В.Н. Челинцовой, студийцам – художникам А.С. Бовкуну, архитекторам Г.Г. Матвиенко, Б.В. Петрову и М.П. Мочаловой и их дочери Н.Б. Петровой, которые своей памятью, любовью и благодарностью за неугасимый огонь искусства, ею зажженный, и ее талант художника, сохранением архивных материалов и переписки пробуждали интерес к ее творческому наследию и побуждали к углубленному его осмыслению.
В судьбе выставки сыграла свою роль поддержка общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков «Ассоциация искусствоведов», Управление внеаудиторной работы ЮУрГУ.
Особенная благодарность в подготовке к экспонированию произведений челябинских художников и архивно-мемориального комплекса В.Н.Челинцовой галерее Арт-Ковчег во главе с художником Г.Н.Жихаревым.
Выставка адресована студентам и преподавателям университета, молодым и зрелым художникам Челябинска, всем горожанам, интересующимся искусством. Экспонируемые произведения мастеров дают возможность прочувствовать высокую меру искусства, во многом утраченную в современной действительности. Для кого-то встреча с ними может стать прозрением.
Наша выставка – свидетельство того, как трудно бывает связать нити единого художественного пространства. Трудно ... но возможно. Благодарю ВСЕХ, кто способствовал этому.
Галина Трифонова, искусствовед, доцент кафедры искусствоведения и культурологии
http://culture.susu.ru,
член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов.