В КУРСКЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ ВЫСТАВКА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ
Текст и фото: Анастасия Соколова, искусствовед
В период с 18 февраля по 1 марта 2016 года в муниципальном выставочном зале «Звёздный» г. Курска проходила Областная выставка произведений молодых художников.
Выставка организована Курским региональным отделением ВТОО «Союз художников России» при участии Управления культуры г. Курска.
Выставка стала первым (региональным) этапом Всероссийской выставки «Молодые художники России», которая пройдёт в апреле-мае 2016 года в Москве, в Центральном доме художника.
Молодые художники были свободны в плане тематического и жанрового репертуара, а также выбора художественных материалов, технических приёмов и т.д. Единственным ограничением стал возраст участников – от 18 до 35 лет.
В областной выставке приняли участие 43 автора, представивших произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а также фотоискусства (более 130 работ). Отдельный раздел экспозиции посвящён народному искусству: глиняные игрушки и сосуды, выполненные мастерами творческой группы «Суджанский гончарный цех» (Ю. Жилина, К. Шевелёва, В. Шумаков).
Все участники без исключения имеют профессиональное образование или только получают его. Молодые художники, дизайнеры, фотографы, народные мастера – это выпускники художественных вузов и училищ, в том числе, художественно-графического факультета КГУ; молодые члены СХ России, которые принимают активное участие в художественной жизни города. И, конечно, студенты, которые постигают азы изобразительной грамоты и делают свои первые самостоятельные шаги в творчестве.
Данная выставка отличается от предыдущих, проводимых в Курске ранее. В 2014 году по инициативе курской стороны состоялась выставка молодых художников «Свобода творчества» двух областей – курской и белгородской. Тогда в работах курян и белгородцев была заметна существенная разница. Творчество курской молодёжи тяготело к реалистическим живописным традициям; выбор тем и мотивов, но более всего, сам пластически-образный язык. Работы из Белгорода казались смелее и оригинальнее.
Приятно отметить, что за последние несколько лет уровень работ курян значительно вырос. Многие ребята находятся под влиянием тех или иных направлений в искусстве или творчества отдельных художников (но как же в искусстве без учителей и кумиров).
Постепенно наши молодые художники преодолевают в своём творчестве барьер «старого и традиционного». Их работы становятся интереснее, свежее; они словно не скованы никакими рамками, не боятся экспериментировать и чувствуют себя более уверенно. Является ли это случайностью, которая вытекает из нехватки самостоятельного творческого опыта, или же закономерным процессом, покажет время.
В любом случае, экспозиция приятно удивила многообразием стилей и направлений, своим в некоторой степени смелым, дерзких характером, которым, на наш взгляд, должна обладать современная творческая молодёжь.
Как и прежде, курские художники отдают своё предпочтение живописи, поэтому самый большой раздел экспозиционного пространства традиционно посвящён ей. Зрители смогли увидеть самые разные живописные произведения, выполненные в технике масляной живописи, акрила, темперы.
Безусловный лидер – пейзажный жанр. Из всего многообразия пейзажей, представленных на выставке, можно условно обозначить два направления, наметившихся в последние годы в среде художников старшего поколения.
Одно из них связано с традицией курской реалистической школы, для которой большую роль всегда играл цвет, стремление передать натуру и свои личностные переживания. Пейзаж-настроение, лирический пейзаж, в основе которого сама живописность. Эта мощная пейзажная линия заложена Л.И. Рудневым и продолжается в живописи художников среднего и младшего поколений Н.П. Меньшикова, И.И. Согачёва, И. Воробьёва и др.
Вышеуказанная традиция прослеживается в серии небольших пейзажей-этюдов М. Сорокиной («Овраг», «Старый дом», «Февраль» и др.), работах М. Полянской («Тёплый вечер», «Соседский дворик»), пейзаже В. Рындина («Обоянские овраги»), «Ахтырском дворике...» М. Теплинского и др.
Совсем иную пейзажную линию можно обозначить в работах С. Однодворцевой («Там, где всегда ждут», «На отшибе», «С последними лучами солнца») и в «Воскресении» С. Ечиной. Это уже не пейзаж как таковой; художники намеренно уничтожили всё лишнее, мелкие частности и подробности, но оставили некий собирательный образ, символ пейзажа и своё отношение к тому, как они этот мир видят и понимают.
Надо сказать, что такой философский, не подражательный натуре, подход развивает в своём творчестве курский художник Владимир Дайбов.
Натюрморт представлен в работах Вероники Бунцевой, которая соединяет акрил и масляные краски. Художник добивается эффекта декоративности, сочного и звучного цвета («Ночной натюрморт», «Подарок солнца», «Антоновские яблоки»). Этому жанру также отдаёт предпочтение Олег Белоусов, в работах которого наблюдается сильное влияние живописи Анри Матисса – «Тактичность красного», «Натюрморт с жёлтыми тюльпанами».
Достойное место в экспозиции занимает портрет – «Автопортрет» Д. Кириченко, «Автопортрет» А. Пронской, портреты С. Леоновой.
Молодой живописец и член СХ России Светлана Леонова нашла своё творческое кредо, успешно работая в этом жанре. Она зарекомендовала себя, как уверенный профессионал. На выставке представлены «Портрет пианиста Павла Кушнира», «Хоккеист. Саня» и «Музыка улиц». Художник тщательно работает над каждым образом, пытаясь уловить характер и настроение своих моделей.
Из общего числа работ молодых художников выделяются необычные «неоновые» композиции Артёма Кузнецова («Упавший на голову нимб», «Дирижёр толпы»). Эти сюрреалистические полотна оставляют неоднозначное впечатление, но каждое из них имеет определённою смысловое значение.
Увы, жанр тематической картины оказался в меньшинстве. На наш взгляд, это одно из слабых звеньев курской художественной школы, особенно среди молодёжи.
Тематическая картина представлена работами двух живописцев с диаметрально противоположным художественным видением – Эльяса Айюба и Дениса Гаврилейко.
Для обоих живописцев очевидна важность композиции (как главная составляющая творчества); их волнуют проблемы композиции и вопросы создания картины. Художников также объединяет выбранная тема, при этом художественные и композиционные задачи решаются различными способами (пластический строй картины, цвет, форма).
Для обоих авторов наиболее близка тема войны. Для сирийца Айюба она очевидна, это «больная» тема и единственно важная. Каждое полотно буквально пропитано болью и неприятием тех событий, которые происходят в сегодняшней Сирии. «У тебя будет брат в раю», «Чёрный дождь» и «Возвращение душ в город» – как раз об этом.
Наиболее интересен «Чёрный дождь» Эльяса Айюба. Почти квадратное полотно с виднеющимся сквозь дым городом, буквально испещрено резкими мазками-линиями. Это пули, которые опустились на мирный город чёрным дождём. Смысловой центр композиции – в образе белой голубки, что парит невредимо среди снарядов и как бы противостоит им. Этот символ мира словно защищён от выстрелов непроницаемым белым кубом, который художник создал из кусков технической белой ткани. Два цвета – чёрный и белый, как символы добра и зла, доминируют в картине, лишь слегка разбавленные кроваво-красной линией земли и лазурно-голубым цветом надежды – надежды на мир и спасение душ.
«Разбитое зеркало истории» Дениса Гаврилейко – пример того, как современный молодой человек, живущий в достаточно мирном государстве, может переживать исторические драмы и потрясения. Его картина об истории России – не всегда радужной истории государства, которое видело немало переворотов. Образ русского человека – в безличном портрете инвалида-ветерана, чья грудь увешана орденами. Он склонил голову перед разбитым зеркалом, вокруг которого, словно в калейдоскопе, вращаются события давно минувших лет – развал СССР, перестройка, августовский путч. Картина довольно сдержана по колориту, который строится на сочетании различных оттенков красного, а также белого и чёрного цветов.
Секция графики получилась разнообразной и непривычно большой (это о количестве работ). Безусловный лидер здесь – Софья Ечина, самый молодой член КРО ВТОО СХР, которая имеет собственный графический язык. На наш взгляд, Софья нашла тот самый «свой материал» (пастель). В серии графических листов («В парке», «Вечерние огни. Красный», «Тихий вечер», «Старый завод», «Albertina») сочетание акрила и пастели создаёт неожиданно интересный эффект. Работы отличает лаконичность, резкий, напряжённый контур, экспрессивность.
Художник умеет отказываться от лишнего и ненужного в работах в пользу обобщения и образности. Удивительно, что эти крепкие, подчас грубоватые и «нервные» произведения созданы совсем молодым автором, тем более девушкой.
На выставке курский зритель мог познакомиться с различными графическими материалами и техниками – гуашью (натюрморты Е. Рудой и С. Сороколетовой), акварелью (натюрморты Д. Рудого и С. Торшенко), пастелью, гелиевой ручкой, тушью и пером.
Очередной раз выставка молодых художников осталась без произведений скульптуры. Очень жаль, что молодое поколение мало интересуется этим видом искусства.
Среди прочих, представленных в экспозиции выставочного зала видов искусств, зритель сумел отыскать художественную фотографию, декоративные панно из текстиля, керамику.
Данная выставка продемонстрировала высокий уровень подготовки молодых художников и в целом отличалась большей свободой в плане стилистических приёмов, живописных качеств, свежестью и оригинальностью видения.
Художники старшего поколения отметили в работах молодёжи смелость и энергичность, способность отойти от принципов реалистического искусства, фантазию.
Из 130 произведений молодых художников, представленных на Областной художественной выставке, комиссией КРО ВТОО СХР было отобрано 62 живописные и графические работы, а также суджанская керамика для участия в электронном выставкоме в Москве, который начнётся 16 марта.
Надеемся, что курские ребята будут достойно представлять наш город на Всероссийской выставке «Молодые художники России».
Желаем всем участникам удачи!