Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Приглашает Вас
30 июля 2015 года в 16.00
в Невскую куртину Петропавловской крепости
на открытие выставки
«Юрий Ларин. Монолог счастливого человека»
Первая в Петербурге выставка–ретроспектива выдающегося московского живописца Юрия Николаевича Ларина (1936–2014) представляет около 60 живописных работ и 40 акварелей 1968–2014 годов: пейзажи, портреты, натюрморты. Дополняют экспозицию фотографии и документальный фильм о художнике.
Ю.Н. Ларин прожил непростую жизнь: детство, проведенное сначала в приемной семье, а затем в детдоме (настоящие родители: советский партийный деятель Н.И. Бухарин и А.М. Ларина были репрессированы в 1937 году, отец был расстрелян, а мать реабилитировали только в 1957 году); настигшая художника в 1985 году тяжелая болезнь и инвалидность, потери близких... Но несмотря на все тяготы, выпавшие на долю художника, он считал себя счастливым человеком и этим ощущением счастья бытия наполнены его работы.
Творчество Ю.Н. Ларина корнями уходит в традицию «новейших» течений начала ХХ века: от Сезанна до русского поставангарда. Сам художник определял свой метод как «живопись предельных состояний, когда под кистью уже не натура, но еще и не абстракция», когда «работа еще остается узнаваемой литературно, но музыкальный, цветопластический момент уже настолько сильно овладел ею, что предельное состояние наступило». Он переживал натуру, опуская рациональные, литературно-описательные возможности изображения и добиваясь того чувства меры, которая и есть суть художественного образа.
Выставка будет работать до 13 сентября 2015 года.
Телефоны для справок: (812) 498 05 03, (812)230 64 31 www.spbmuseum.ru
Выставка
«Юрий Ларин. Монолог счастливого человека»
30 июля – 13 сентября 2015 года
Пресс-релиз
30 июля 2015 года в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается первая в Санкт–Петербурге выставка–ретроспектива выдающегося московского живописца Юрия Николаевича Ларина (1936–2014). В экспозиции представлено около 60 живописных работ и 40 акварелей 1968–2014 годов: пейзажи, портреты, натюрморты. Дополняют экспозицию фотографии и документальный фильм о художнике.
Название выставки парадоксально, но правдиво. Юрий Николаевич Ларин прожил исключительно нелёгкую, но счастливую жизнь, встречая каждый день как дар: возможность ещё раз вслушаться , вдохнуть, всмотреться, удивиться , и написать на белого грунта холсте то новое, что понял именно сегодня. Яркий дар живописца, личное обаяние, любовь и жадный интерес к людям притягивали к нему незаурядных современников: известных философов, историков, художников, искусствоведов. Художник рассказывал: «Оптимизм вообще характерен для русского человека, хотя горя было очень много. В том числе и в моей жизни. Но мне всегда везло на хороших людей и друзей».
Судьба не располагала Юрия Ларина не то что к счастью, но даже к выживанию. Он родился в элитарной советской семье. Отец - Николай Иванович Бухарин и мама - Анна Михайловна Ларина (Бухарина) принадлежали к партийной «верхушке». Младенчество в Кремле, счастливый брак родителей - всё рухнуло в 1937-м с арестом отца, матери, а затем всех родственников. Отца расстреляли, мама выжила, но смогла впервые встретиться с сыном лишь в 1956 году, после освобождения из лагеря, находясь на поселении.
Приемную семью Гусманов, которую Юра считал родной, репрессировали в 1946 году. Оставшиеся от детства годы Юрий Ларин (в то время по документам: Юрий Борисович Гусман) провёл в детдоме в Средней Ахтубе, под Сталинградом. Мудрых учителей, любимых товарищей, скудный детдомовский быт художник вспоминал с восторгом, искренне полагая ту свою пору - счастливой.
О том, что он - сын Н.И. Бухарина, Юрий узнал лишь через несколько лет после первой встречи с матерью, в 1960 году. Вернуть детство было нельзя, но можно – собственное имя. В 1957 году, после реабилитации мамы, и разрешения вернуться с ней в Москву, взял материнскую фамилию: Ларин. После реабилитации отца в 1988 году смог вернуть себе настоящее отчество: Николаевич.
Получил высшее образование инженера-гидротехника, работал по специальности, в том числе на строительстве Саратовской ГЭС. Всегда стремился рисовать.
После встречи со знатоком русского искусства, московским искусствоведом Е.Б. Муриной, по её совету, решил сменить профессию, став художником.
В 1965–1970 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском), закончил факультет художественного конструирования (учителя: профессор И.В. Ламцов, профессор Г.М.Людвиг, доцент В.Л. Пашковский).
Как профессиональный художник работал с начала 1970-х годов. Выставлялся с 1981 года. Первая персональная выставка (совместно с Е. Кравченко) состоялась в 1982 году в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой. Впоследствии участвовал в более чем в 25 выставках, получая известность, аудиторию, признание.
Персональные выставки прошли в галерее «Books & Company Art» (Нью-Йорк, 1987), Центральном Доме художника (Москва, 1989), галерее «Raissa» (Эрфурт, Германия, 1992), редакции журнала «Наше наследие» (Российский фонд культуры, Москва, 1993 и 2006), Московском отделении Всемирного банка и в Государственном институте искусствознания (Москва, 1996), Московском государственном музее Вадима Сидура (1997), галерее «Junge» (Дортмунд, Германия, 2000), Болгарском культурном центре (Арт-студия «TAGRY». Москва, 2002), Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева (2004 и 2011), Государственном музее–заповеднике «Царицыно» ( Москва, 2011) , Галерее «Кино» (Москва, 2013), «Галерее Назарова» (Липецк, 2015), Государственном литературном музее (Москва, 2015).
В 1970-1986 годах преподавал рисунок в Московском художественном училище памяти 1905 года. Был членом Союза художников с 1977 года. Побывал и писал в Магадане, на Кавказе, в Прибалтике, Армении, в подмосковном доме творчества «Челюскинская».
Судьба отпустила Ларину лишь около 15-ти насыщенных творческих лет, резко оборванных болезнью. В 1985 году нейрохирургическая операция сохранила жизнь, но привела к инвалидности. В 1987 году умерла первая жена, журналист Инга Баллод, оставив 13-летнего сына Николая. Опорой, самым близким человеком (а впоследствии – женой) стала с той поры для Ларина его лечащий врач - Ольга Максакова. Операция привела к ограничению движений, походки и - к невозможности работать правой рукой: все картины с 1986 года Ларин писал левой.
В 1990–2000-е годы в сопровождении жены дважды побывал в Германии (как стипендиат Фонда Генриха Белля), работал также в Италии, Каталонии, Болгарии, на Кавказе, и в любимой им Ниде (Литва). В 1998 году был награжден Дипломом Академии художеств за вклад в развитие отечественного искусства, в 2001 году получил Серебряную медаль Академии художеств.
Последние три года акварельные сезоны проводил в подмосковном дачном поселке Малаховка. Скончался в Москве в ночь на 15 сентября 2014 года.
Живопись Ларина, корнями уходящая в традицию «новейших» течений начала ХХ века (от Сезанна до русского поставангарда), имеет неповторимое и сходу узнаваемое лицо. В творчестве Ларин был столь же бесстрашен как в жизни, общаясь с натурой один на один: без опоры на группу или школу. Он в одиночку прошел честный путь личных открытий, мысленно советуясь разве что с единственным безусловным для себя авторитетом: Полем Сезанном.
Художественный язык Ларина сложился к концу 1970-х годов, преимущественно в пейзаже – любимом жанре художника. Свой метод Ларин характеризовал как « концепцию предельного состояния», которое наступает, когда «работа еще остается узнаваемой литературно, но музыкальный, цветопластический момент уже настолько сильно овладел ею, что предельное состояние наступило». Художник переживал натуру, опуская рациональные, литературно-описательные возможности изображения и добиваясь того чувства меры, которая и есть суть художественного образа. Со временем палитра художника высветлялась: исчезали тени, цвет становился светоносным, что приводило к дематериализации и «прозрачности» изображенного мотива. В последние годы жизни художник минимализировал средства выражения, достигнув знаковости образа. Живопись Ларина сплавлена из эмоциональной непосредственности и интеллектуальной дисциплинированности. Его ландшафты поражают планетарностью, натюрморты - способностью увидеть в малом объекте всю красоту мира. Гармония его произведений исполнена множеством смыслов, раскрывающихся зрителю при доверительном и неспешном общении с ними.
В разные годы о Ларине писали известные искусствоведы, историки и художники: Г. Ельшевская, Е. Мурина, А. Каменский, Б. Фрезинский, М. Митурич, Д. Бернтштейн, Н. Козырева и др. Творчеству художника посвящено два альбома-монографии: 2006, 2013, Москва.
Произведения Ю. Н.Ларина находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея искусства народов Востока, Государственного Литературного музея, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И.Машкова, Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея Андрея Сахарова, и др., а также в многочисленных частных собраниях России и за рубежом.
__________________________________________________________________________________
Пресс-служба ГМИ СПб: т. (812) 498 05 03, (812) 233 96 95, e-mail: