Уважаемые друзья!
Приглашаем Вас на открытие новой выставки в
"Первой галерее" - "Азиз Сулейманов".
Ретроспектива /персональная выставка. живопись/Вернисаж 15 апреля в 17 ч.
Коротко о проекте:
«Первая Галерея» представляет ретроспективную выставку талантливого дагестанского художника Азиза Сулейманова. Так сложилось, что последняя выставка художника прошла в 1999 году, так же организованная «Первой Галерей», и практически все последующие шестнадцать лет творчество Азиза не значилось в экспозициях музеев и галерей республики (за исключением нескольких "фондовых" работ). Так случилось... но он не переставал при этом писать свои замечательные картины. Лишь однажды, пару лет назад, благодаря усилиям его друга –художника Тимура Мусаева-Кагана удалось сделать небольшой показ работ в московской галерее . Возможно это упущение всех нас, возможно художник пребывал в состоянии сомнения и уединения, но картины его не переставали радовать тех немногочисленных зрителей-знакомых, кому счастливилось их видеть в доме у художника.
И опять, благодаря нашим совместным усилиям – кураторов выставки и художника, помощи его друзей и коллекционеров искусства мы собрали и подготовили ретроспективу Азиза. Эта ретроспектива хоть и не большая (55 работ), но очень важная - ведь выросло целое поколение людей – в.т.ч. ценителей и художников, не знающих художника Азиза Сулейманова. Эта ретроспектива важна самому художнику - ведь ему есть что сказать. Эта выставка нужна всем нам.
В экспозицию включены живописные работы художника, написанные в разные годы – с 1995 по 2015г. Среди них особое место занимает дипломная работа «Пьеро и Арлекин», по сути определившая творческий стиль и путь автора. Много работ относится к 1999 году, многие рассыпаны по годам, но присутствует и группа работ (более 10) , написанных уже в этом, 2015 году . Этой выставкой мы знаменуем новое прочтение Азиза Сулейманова и надеемся на его активное участие во всех художественных процессах в дальнейшем.
«Первой галерей» подготовлен и издан полный каталог выставки. Текст в каталог - очень тонкий и точный, великолепно раскрывающий творчество А. Сулейманова написал Тимур Мусаев-Каган .
Кураторы проекта – Джамиля Дагирова и Мусаев- Каган Тимур
Выставка работает с 15 апреля по 31 мая 2015 г.
Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея»
г.Каспийск, ул. Халилова,5. E-mail:
Волшебная шкатулка Азиза Сулейманова
Художник Азиз Сулейманов - мой старый друг, и за все более чем 20 лет нашего с ним знакомства я видел его очень разным. Но сейчас мне на ум приходит такая аналогия: Азиз - это удивительная коробочка с чудесами, труднооткрывающаяся, попадающая порой не в те руки и не в те ситуации, где бы ее чудесное содержимое могли бы оценить должным образом, но не теряющая от того особенного потенциала удивительности, присущего тому, что было заботливо и тщательно взращено и собрано.
Азиз Сулейманов получил серьезную художественную подготовку: отучился в художественной школе, Дагестанском художественном училище, на художественно-графическом факультете ДГПУ. Большое влияние на него оказали такие известные педагоги-художники как А.Б. Джетере и А.Б. Мусаев. Но пожалуй - и это очень важно - главную роль в становлении Азиза, как художника, да и личности, сыграло самообразование.
Оно было, безусловно, очень выборочным (что естественно и понятно, когда мы говорим о юноше тонкой душевной организации и широкого кругозора) но вовсе не однобоким. С другой стороны, отражало определенные социальные условия жизни в небольшой национальной республике с самобытным, ярким, но все-таки довольно ограниченным в формах проявления (и допущения) изобразительным искусством.
И потому не странно, что импрессионисты - Сислей, Моне, Писсарро, Тулуз-Лотрек, и в особенности Дега, а так же Гоген, Пикассо, Матисс, Модильяни, а из отечественных - Левитан, Серов, Коровин, Кончаловский, Грабарь, Кустодиев, Штеренберг, Фальк - это именно те, от кого Азиз брал все что мог и хотел, складывая в свою копилку или коробочку, как мы решили называть это хранилище смыслов и образов. Брал именно от них - по какой-то странной прихоти. И в то же время игнорировал линию, которая самим своим началом уже находилась в плоскости будущего - начавшуюся от Сезанна, из кубизма и футуризма, нашедшую себе почву в дада и сюрреализме. Игнорировал конструктивизм, аналитическое искусство. Многое.
Неоднократно Азиз говорил мне, что не может заниматься беспредметной живописью. Говорил с такой горечью, словно бы это умение должно было дать ему пропуск в мир высших сфер современного искусства. Но тогда что же произошло с ним в конце 90-х - начале 2000-х годов? Что это за работы, в которых красочные поля, структурированные линией и фактурой, точками и штрихами соседствуют, наползают друг на друга и почти вступают в диалог на манер их дальних предков - людей, животных и цветов? Это что-то, ушедшее еще дальше от горячо любимого дореалистического Штеренберга - время большой и нескрываемой любви к творчеству нашего современника, петербургского художника Владимира Загорова (Толстого).
Увлечение творчеством Загорова безусловно не есть попытка художника найти тропу в мир беспредметный ради самого этого мира. Это нащупывание созвучия, это поиск близкой тональности. Загоров, с большим вкусом балансирующий между фовизмом, наивом и абстрактным экспрессионизмом, но при этом метафоричный и медитативный, пожалуй, не мог не оказать на Азиза определенного влияния (да и не только на него), но лишь оттого, что говорил понятным языком. Азиз воспринял его как заимствование и интегрировал в собственный, тем самым обогатив его, расширив спектр путей для возможностей собственного развития.
По большому счету, Азиз Сулейманов - художник старой формации, традиционалист с широко открытыми глазами - всегда делал то, что им однажды было нащупано и усвоено. Он, безусловно развивается, но это тот тип развития, при котором художник чурается революций, оберегая созданное, так как понимает, что это созданное хорошо и ценно. Образы-кочевники, словно уставшие и заснувшие в одной работе, могут через несколько лет проснуться и задышать в новой. Или целые группы образов: укатившие на своей кибитке в туман осенних полей комедианты и их неизбежные говорящие собаки очнутся в другом времени и новой обстановке, играющими старую пьесу под другим названием.
Этот мир созвучен миру Шагала: конечно за вычетом специфической этнографии, которой, как всякой слишком явной пространственно-временной доминанты Азиз старательно избегает. Здесь у него все так же чувственно и созерцательно, но чувственность эта скорей живописная, сопряженная с отношением к материалу - она встает как бы щитом между художником и тем миром в котором все так ранимы, ровно настолько, насколько раним сам автор, создавший его. Она, эта чувственность, ощущается даже и в беспредметном мире цветовых полей. Но в ней нет слез и паясничанья, юродского карнавала аутодафе. Живопись Азиза освобождена от этого; я мог бы сказать, что она в чем-то теряет, без этого нерва, готового в любой момент лопнуть, но она такая, какая есть. Она ценна не отсутствием раздражающего или будоражащего зрителя содержания, а наличием в ней Автора.
Даже в тех случаях, когда он пишет букеты. А делает Азиз это часто, и серьезность его при создании натюрморта обозначает отношение к живописи как таковой, но кроме того, подчеркивает, что для него "иерархия" образов - понятие весьма условное, и тюльпан равен Арлекину, яблоко - стогу сена, а бутылка абсента - ожившей кукле, преподнесенной в подарок наследнику престола. Азиз, кстати, был бы хорошим придворным живописцем, при том условии, что этот двор просвещенный и европейский, а монарх - эстет и сумасброд, эдакий Людвиг II Баварский - был бы художнику другом и покровителем.
Художественная практика Азиза Сулейманова заповедна и герметична. Она открыта миру очень узким устьем, сквозь которое просачиваются немногие и немногое. Коробочка чудес наполняется медленно, и к ней сложно подобрать ключ. Признаться, я в претензии к автору за это - но не потому, что мне страсть как хочется поковыряться в ней, а потому что знаю, сколько он умеет, на сколькое он способен. Он мог бы писать портреты как Хаим Сутин, обнаженку с натуры, как Кислинг, пейзажи - ничем не хуже Утрилло или Дюфи. Наверное, при некоторой практике он стал бы лепить как Джакометти, а рисует он - я хорошо это знаю - великолепно, почти так же как любимый им Пикассо. Просто скромничает.
И все ответы на вопрос "А почему ты не...?" я пожалуй, без труда угадаю. После чего, вероятно, рассуждение перейдет в плоскость дискуссии о том, украшает ли скромность художника или нет, при том, что моя позиция заранее известна: нет, не украшает. А если точнее, она не столь продуктивна, как позиция противоположная. И дело здесь не в красоте или обаянии образа творца, который снискал себе успех и славу в ореоле экзистенциальных "забот". Мы просто живем во времени, когда роскошь утаивания таланта и способностей может быть слишком дорогой, если не недоступной.
Но а пока - коробочка, шкатулка, ларец. И это прекрасно, что Азиз наконец-то решился разомкнуть его створки. Мир имеет свойство открываться навстречу открытому, а это значит, что и чудес в нем прирастет. Я на это искренне надеюсь.
Тимур Мусаев-Каган, художник, культуролог. 31.03.2015
Азиз Сулейманов
Родился 15 декабря 1975 г., Махачкала
1986 - окончил ДХШ, Махачкала
1994 - окончил ДХУ им. М. Джемала, Махачкала
1999 - окончил ХГФ ДГПУ, Махачкала. Творческая группа при кафедре живописи под руководством профессора Мусаева А. Б.
Произведения находятся в ДМИИ (Махачкала), частных и корпоративных коллекциях.
Выставки:
1988 - персональная выставка, Махачкала
1995 - "Аламат", ВЗ СХ РД, Махачкала
1997 - "Золотой штрих", ВЗ СХ РД, Махачкала
1997 - "Параллельно" персональная выставка (групповая - совместно с Т.Мусаевым и М. Халиловым), ВЗ СХ РД, Махачкала
1998 - "Юг России", Краснодар
1999 - "Золотой штрих", ВЗ СХ РД, Махачкала
1999 - "Новая версия", персональная выставка, «Первая Галерея», Махачкала
2000 - "Аламат", республиканская молодежная выставка, ВЗ СХ РД, Махачкала
2001 - "Молодые художники Северного Кавказа" фестиваль, Краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
2002 - "Молодые художники Северного Кавказа. Искусство фотографии" фестиваль, Краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
2002 - "Новая сцена", молодые художники Дагестана, проект «Первая Галерея», Махачкала
2003 - "Коллекционер", проект, групповая выставка, «Первая галерея», Махачкала
2003 - "Дар галереи музею" - акция дарения произведений молодых дагестанских художников "Первой Галереей" в ДМИИ им. Гамзатовой П.С., Махачкала
2005 - "Новая сцена II", молодые художники Дагестана, проект «Первая Галерея», представлено в кофейня "Чеховъ", Махачкала
2005 - "Натюрморт", коллективная выставка художников круга галереи,"Первая галерея", Махачкала
2009 - "Выставка новых поступлений", ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Махачкала
2009 - «Молодые художники Дагестана», коллективная выставка, ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Махачкала
2011 - «Гора Каспий», передвижной выставочный проект современного искусства Дагестана. «Первая галерея» на площадке Государственной картинной галереи им.А.Кадырова, Грозный.
2012 - «Гора Каспий» , передвижной выставочный проект современного искусства Дагестана. «Первая галерея» на площадке СКФ ГЦСИ, Владикавказ
2013 - «Гора Каспий» , передвижной выставочный проект современного искусства Дагестана. «Первая галерея» на площадке СКФ Государственного музея искусств народов Востока, Майкоп.
2013 – «Vnitřní Česko. Внутренняя Чехия», персональная выставка, галерея «Умляут», Москва.
2015 – «Азиз Сулейманов. Ретроспектива», персональная выставка , «Первая Галерея», Махачкала-Каспийск.