Новый музей в старом городе
Удивительно, но город, который называют не иначе как «перекрестком цивилизаций», «музеем под открытым небом», город, где чуть ли не каждый камень «дышит историей», город, являющийся объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО был фактически оторван от современной художественной жизни республики. Да, гостей по традиции возят в Дербент на экскурсии, кто-то из художников сам приезжает сюда на этюды, но сколько- нибудь значительных выставок, не говоря уже о более масштабных художественно-просветительских проектах здесь не происходило. До недавнего временидля этого просто не было подходящей площадки.
Согласно плана мероприятий по реализации приоритетного проекта главы Республики Дагестан «Человеческий капитал» 20 декабря в Дербенте открылся Музей истории мировых культур и религий. Ему отвели новое здание в исторической части города, оборудовав его соответствующим образом. Казалось бы, открылся и открылся, мало ли в Дербенте музеев. Да, много, но такого еще не было. И дело даже не в том, что в нашей многонациональной и многоконфессиональной республике наконец-то появилось учреждение культуры, занимающееся изучением практического опыта совместного существования разных религиозных верований, вовлеченности и взаимовлияния их элементов в общекультурный контекст. А в том, что это было необходимо именно сейчас – в период острых разногласий по поводу того, чья вера самая верная и единственно правильная; и именно здесь – в городе, где толерантность и взаимоуважение к представителям иной веры и культуры – устоявшаяся форма существования и/или даже выживания.
К созданию музея были привлечены силы различных учреждений и отдельные специалисты. Так, по приглашению Министерства культуры РД и руководства музея разработкой концепции (содержание, материально-техническая база, организационная структура) будущего музея и его постоянной экспозиции занималась известный искусствовед, специалист музейного дела, куратор Дагирова Джамиля Арслангереевна. Под ее руководством был организован производственный процесс по созданию музея в целом: создание направлений и отделов, консультирование, подбор материалов и информации, написание рекомендаций и сопровождений по дальнейшему функционированию молодого музея, организация и монтаж постоянной экспозиции. После открытия Дагирова сотрудничает с Музеем в качестве консультанта и руководителя отдела по экспозиционно-выставочной работе.
Большую помощь оказывает и Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), чьи специалисты побывали в музее накануне открытия и дали очень важные рекомендации. Осенью Государственный музей истории религии привезет в Дербент для показа в Музее мировых культур и религий свой масштабный передвижной проект «Религиозная карта России».
За полгода Музей истории мировых культур и религий активно включился в культурную жизнь республики. Дагестанское художническое сообщество, включая столичных музейщиков, искусствоведов, художников, коллекционеров, получило не просто новое выставочное пространство, но настоящий «гостевой дом» в Южном Дагестане. А для жителей Дербента новый музей стал местом притяжения, показав им, что объектом музейногоинтереса могут быть не только старые камни и прочие археологические древности, но вещи, составляющие быт современных горожан, их семейные фотографии и документы и даже они сами со своими жизненными историями. Этому во многом способствовал первый выставочный проект, реализованный в стенах музея, - «Был такой город. Дербент» (автор и куратор Светлана Анохина). С 2007 года в периодических изданиях республики регулярно публиковались материалы о старой Махачкале. Проект получился настолько удачным, что вскоре вышел за рамки Дагестана: к нему подключились Нальчик, Владикавказ, Грозный, Самара и др. города. С октября 2012 началась работа по Дербенту. На выставке как раз была представлена часть собранных материалов. Как отметила Светлана Анохина, это была «возможность показать жителям нынешнего Дербента лица тех, кто жил здесь в середине прошлого или даже позапрошлого века... танцевал в парке возле желдорклуба, шагал по Хромой лестнице и бегал за конфетами в Шанди-магазин... Лица тех, кто приходится вам родней по простому факту причастности к Городу». Выставка закончилась, чувство «родства» у горожан осталось. И появилась потребность приходить в «свой» музей, чтобы почувствовать себя элегантными господами из Дербента 100-летней давности, сфотографировавшись в импровизированном ретро-ателье, посмотреть на произведения современного искусства, поговорить о вечных ценностях, записанных в Священных книгах, лежащих за стеклами музейных витрин.
О первых успехах, грандиозных планах, маленьких трудностях и больших возможностях мы поговорили с директором Музея Дианой Гасановой.
- Какова структура музея, по каким принципам выстроена экспозиция?
- В постоянную экспозицию вошли артефакты, отражающие религиозные предпочтения и быт народов Дагестана и Северного Кавказа в целом. Это произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы, использующиеся в культовых обрядах, археологические находки. Они распределены по отделам, посвященным языческой, зороастрийской, иудейской, русской православной, армяно-григорианской и исламской культуре, соответственно.
- Мне нравится, что вы говорите именно о культуре. Это более широкое понятие, затрагивающее все сферы жизни, порой не имеющие к религии прямого отношения. С одной стороны, именно религия, те или иные религиозные каноны, зачастую определяют формы существования и направления развития различных видов культуры – от пищевой до изобразительной. А с другой, мы видим, как по мере эволюции религия видоизменяется, использует достижения науки и техники в проведении обрядов, отказывается от ряда догм, перестающих быть актуальными. И здесь – в контексте разных культур -открывается просто невероятный простор для вашей деятельности! Тем более, что у вас подобрался такой молодой, активный коллектив единомышленников, полных энтузиазма, открытых новым знаниям и готовностью ими делиться.
- Да, наш музей имеет все шансы стать научно-культурным центром, работающим на стыке нескольких дисциплин: истории, этнографии, религиоведения, культурологии, искусствознания. Мы планируем собрать специализированный библиотечный фонд. Наряду с выставочной, для нас важна также научно-исследовательская, просветительская, издательская работа.
- Но собственные фонды у вас пока небогаты. Все мы знаем, что на закупку экспонатов государство выделяет очень скромные средства, как будете выходить из положения?
- На сегодняшний день основная часть экспозиции сформирована из предметов, предоставленных нам Дагестанским Государственным объединенным историко-архитектурным музеем им. А. Тахо-Годи, Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, художественной галереей-музеем современного искусства Дагестана «Первая галерея». Не остались в стороне и религиозные организации и общины республики и нашего города: Духовное управление мусульман Дагестана, Джума-мечеть Дербента, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Дербентская Синагога Келе-Нумаз передали нам реликвии своих конфессий. Сложно сказать, какой экспонат самый интересный, поскольку каждый является по-своему ценным и занимает важное место в экспозиции. Очень приятно, что за несколько месяцев существования музея, мы уже получили в дар от жителей города некоторые экспонаты. Так, О. А. Юхананова подарила Музею бокал для кидуша в шабат и серию фотографий военных лет. А. Гильядова, Г. Казимов, З. Гадмилов, Э. Гусейнова, Т. Ахмедова передали семейные фотоархивы. Мы благодарны горожанам за их желание внести вклад в пополнение наших фондов. Значит, нам доверяют, в нас верят.Мы очень рассчитываем на помощь меценатов и спонсоров. Дарение – дело благородное и благодарное!
Самый большой на сегодняшний день подарок нам сделали дагестанские художники. С подачи нашего большого друга и куратора, директора «Первой галереи», искусствоведа Джамили Дагировой была проведена благотворительная акция «ДАР художников Дагестана Музею истории мировых культур и религий»: 30 авторов, а также частные коллекционеры Борис Атаев и Джамиля Дагирова подарили нам сразу 43 произведения, созданных в период с 1974 по 2015 гг. Это живопись, графика, фотографии, объекты. Среди участников акции такие мэтры дагестанского изобразительного искусства, как Хайрулла Курбанов и Галина Пшеницына. Нам очень приятно, что они смогли приехать на открытие выставки дарений вместе со своими молодыми коллегами, также поддержавшими проект. По окончании выставки все произведения будут распределены по экспозиции в соответствии с тематикой.
- Можно сказать, что заложен очень прочный фундамент вашей будущей коллекции. А у жителей Дербента и гостей города чуть ли не впервые появилась возможность познакомиться с лучшими произведениями дагестанского изобразительного искусства, созданными авторами разных поколений. Какая у вас посещаемость, вы ведете учет посетителей?
- Да, конечно, с 20 декабря по 20 марта Музей посетили свыше 1500 человек. Мы также являемся участником и куратором по Южному территориальному округу республиканской программы «Культура – детям Дагестана». По ней у нас уже побывали 230 школьников. Мы планируем и собственные просветительские проекты для детей и юношества. Сейчас как раз проходит конкурс сочинений «Музей моими глазами», объявлен конкурс буктрейлеров. Он должен подтолкнуть ребят к творческому переосмыслению прочитанных книг.
- Кстати о книгах. В сентябре пройдет IV Дагестанская книжная ярмарка «Тарки-Тау»и Музей истории мировых культур и религий заявлен как одна из ее площадок. Обещают и презентации книжных новинок, и встречи с литераторами. Да и в предстоящем праздновании 2000-летнего юбилея Дербента без вашего участия не обойдется. То есть, вы уже стали центром активной культурной жизни не только своего города, но и всей республики, с чем вас и поздравляю!
Влада Бесараб, арт-критик, член АИС,
Махачкала, 2015