Ярославский художественный музей
Василий ТРОПИНИН
Из собраний музеев
Вологды, Иванова, Костромы, Рыбинска, Ярославля
5 февраля – 3 мая 2015. Волжская набережная, 23
Пресс-показ 5 февраля в 16.00
Ярославский художественный музей впервые столь полно и разнообразно представляет выставку выдающегося русского портретиста Василия Андреевича Тропинина (1776-1857) из собраний музеев Вологды, Иванова, Костромы, Рыбинска и Ярославля. Творческий путь великого живописца раскрывают тринадцать живописных портретов 1800-1850-х годов.
В.А. Тропинин – крепостной графа А.С. Миниха, позже – графа И.И. Моркова, он в 1798–1804 учился в петербургской Академии художеств у С.С. Щукина как посторонний ученик. В 1804 отозван Морковым, жил в имении Кукавка близ Могилева на Украине, иногда выезжая в Москву. С 1821 жил и работал в Москве. Весной 1823 освобожден от крепостной зависимости, «назначен» в академики, в 1824 – академик. Отказался от предложения занять должность профессора в Академии художеств. С 1833 на общественных началах занимался с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 избран почетным членом Московского художественного общества.
Карл Брюллов высоко ценил его искусство. Отказываясь писать портреты москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник». Тропинин – один из самых выдающихся русских портретистов. Его портреты легко узнать по благодушному выражению лица, свойственному их персонажам. Он наделяет своих героев спокойствием и доброжелательностью, передает живой и непринужденный образ человека. Ощущение теплоты и уюта, созданное Тропининым в портретах, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия.
К русскому сентиментализму и романтизму восходят портреты детей, в частности, мальчиков с птичками, и жанровые полупортреты – типы крестьян, солдат, старых женщин. В них отчетливо выступает реалистическая природа образов, им свойственна душевная ясность и естественность поведения, подчеркнутая бытовыми жизненными деталями. Надо отметить умение художника передать «характерность» каждого жизненного типа, по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеющих аналогий в отечественном искусстве своего времени.
На 1830–1840-е годы приходится расцвет творчества Тропинина и наибольшее количество портретов. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, и частные лица, а также духовно близкие художнику актеры, писатели, художники. Поздние произведения Василия Тропинина отмечены стремлением к передаче сложности и глубины образа. Художника интересует не исключительная личность, а человек, реально существующий, интересный сам по себе. Он внимательно вглядывается в лицо, пытаясь за внешней оболочкой увидеть его сложный духовный мир, отыскивая в нем отражение насыщенной интеллектуальной жизни. Тропинин создает типические, острохарактерные образы современников, сочетая психологизм с умиротворенностью и гармоничностью.
Тропинин всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Он полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства человека. «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? ..Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», - говорил он.
Куратор выставки – искусствовед Ирина Николаевна Кулешова. Информация – (4852) 727838