Зинаида Бабина
1915 – 1995
Между небом на земле
Живопись, графика
К 100-летию со дня рождения Зинаиды Петровны Бабиной, яркого, самобытного художника журнал «Наше наследие» открывает экспозицию ее работ, многие из которых будут представлены впервые.
Почему человек в преклонных годах берет карандаш и начинает рисовать; как и почему, нигде не учившись, он начинает работать по законам пластики, которые постигаются (и не всегда успешно) профессионалами в разных школах, музеях и пр. большим долголетним трудом? Сие есть тайна.
Зинаида Петровна Бабина уже на пенсии взяла в руки глину и, чтобы порадовать соседских детей (свои внуки были далеко) стала лепить игрушечные самовары и чайники. Затем появились глиняные свистульки и человечки, наивные и смешные, как всякая народная игрушка. Увлеклась, и чем дальше лепила, тем чуднее становились фигурки. Возникли апостолы и странники. Пластика этой малой скульптуры совсем не похожа на весёлую народную игрушку. Позднее, работая сторожем, чтобы скоротать длинные бессонные ночи, принялась рисовать на клочках обёрточной бумаги. Не умея провести линию, рисовала точками и запятыми, но быстро развивалась, нарабатывала свою технику.
Она никогда не была ни в одном музее. Приезжая в Москву, ходила в старообрядческий Покровский собор, что на Рогожском кладбище, где замечательные древние иконы и стенопись палехских мастеров XVIII века. И, конечно, природа вятской земли и Урала, берёзовский лес и камни в её темперах.
В ранней молодости неграмотная Зинаида Бабина уехала из глухой вятской деревни на чужой Урал. Работая, и часто совсем не женскую работу, пережила военный и послевоенный голод, одна вырастила двух сыновей. Но не эта суровая биография в её «картинках» (её слово), а сказка, свет и вера. Она долго не соглашалась показывать своё творчество никому, кроме самых близких. «Вы мои картинки никому не показывайте» – писала нам. Работала до последних дней, с редким смирением и любовью. Смирение, любовь и вера – вот три ключевых слова, определяющие жизнь и творчество Зинаиды Бабиной.
Валерий Бабин
Художник-примитивист, график, скульптор.
1915 родилась в деревне Норино Кильмезского района Вятской губернии в большой крестьянской старообрядческой семье; с 13 лет работала дояркой на молочной ферме в колхозе; с 1930-х жила на Урале в городе Березовском Свердловской области.
Закончила четыре класса ликбеза. Работала кинокурьером, помощником взрывника на шахте, прачкой, кочегаром и больше 20 лет трудилась на Березовской ковроткацкой фабрике. После выхода на пенсию, работая сторожем, начала лепить из глины игрушки, горшочки, солонки, а затем фигуры послушников, святых, старцев. С 1976 начала писать темперой. 1995 скончалась в Мытищах Московской области.
Oсновные выставки
1990 Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва;
1992 Выставочный зал «Остоженка, 16», Москва; 2001 Вологодский музей-заповедник; 2003 персональная выставка, Московский государственный музей наивного искусства; 2006 Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»; 2015 Галерея «ЭКСПО». Москва.
Произведения находятся в Московском государственном музее наивного искусства, Государственном центре наивного искусства им. Н.К.Крупской (Москва), в частных собраниях в России и за рубежом.
Выставка открыта с 9 по 27 ноября 2015 года
Вернисаж 10 ноября 2015 года в 17 часов
Адрес: 1-й Неопалимовский пер., 4. Метро: «Парк культуры» или «Смоленская»