Реальность зазеркалья
«Я была туманом в прошлой жизни –
и он не дает покоя…»*
Н.Савельева
Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение любым «красивым и не красивым» лепестком, бугорком, лесом, пейзажем проникает в душу художника, а оттуда выливается на ее, Натальи Савельевой, полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не наполнены просто лирикой, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину, и их надо увидеть и потом прочитать – ощутить. По сути, так со всей живописью Натальи Савельевой. Природа, коровы, женщины – это святое, с придыханием и наслаждением она пишет свои живописные эссе, позволяя всем нам прикоснуться к ее художественному миру.
Разные картины, разные истории и ландшафты, разные люди и отношения, но все равно все одно и неделимо, чувственно и трепетно, тонко и сочно, воздушно и монументально. Что их объединяет – движение и ритм, колыхание и волнения, происходящие внутри автора, передающиеся через чувства, настроения, сиюминутность наблюдаемого момента, превращаемого художником в вечность.
Хотя живопись к выставке условно и делится (пейзажи, портреты, сюжеты), на самом деле работы едины в своем первоначальном замысле и философском воззрении на жизнь самого автора. Наталья, рассказывая о своих поездках на природу или знакомясь с творчеством своих коллег, часто говорит фразу: «Я балдею!..». Это состояние передается ее картинам, она свой восторг и радость «выкладывает на холст» и разносит зрителю. Ее особенность заключается в какой-то особой любви ко всему; любовь переполняет и не позволяет торжествовать творческому «эго», а напротив – наполняет этим состоянием художника и ее картины, через живопись продлевая очарование момента. Все картины Натальи – это выбранные, сочиненные или случайные события – это моменты здесь и сейчас… как прикосновения.
«Женщины прекрасны даже когда сволочи – в них мир и суть»
И все же отдельно хочется коснуться ее женских портретов. Да, в них присутствует конкретное лицо, персонаж – как физика, все остальное – метафора в античном стиле. «Изобилие», «Реверанс», «Утренний ветер», «Послевкусие», «Усишинка», «Тихая вода» – в них законы красоты, дух античности и традиции Возрождения весьма круто переплетаются с важным, современным и даже злободневным вопросом о месте и роли женщины. Тема лидерства и превосходства, явного и сокрытого назначения ее в мире как манифест выливается у автора в желание показать всему миру где он – центр вселенной, его сила и разум. Картины-портреты наполнены сложным живописным и философским содержанием, потому как у автора есть четкая задача договорить, сказать все, что «понимаю и хочу видеть», ведь работы художника – это он сам.
«Коровы – это кошки. Самодостаточные и независимые, масштабные.
Коровы – это женщины… мне нравятся их формы и внутренний ритм. Они – кормилицы»
Излюбленные герои художника – коровы и быки, красивые женщины и грациозные кошки – при всей своей разности они очень близки автору, созвучны ей по духу и сути – как символы, как мировоззрение. Они живут во всех ее картинах, и не важно – исполняют они главную роль или эпизод. Роскошные воздушные пасторали – пейзажи весьма немногословны по форме: кустики, деревца, но в них всегда много ощущений и воздуха, много облаков, много свободы и воли. Глядя на картину, непременно хочется ступить на эту поляну, на это поле или луг, вдохнуть этого воздуха – и обрести покой. Покой в картинах Савельевой звучит не как тишина, уединение, пустошь, а как место, где тебе всегда легко, хорошо и радостно, ты находишься в полной гармонии с самим собой. Не хочется разбирать творчество художника по канонам жанра, ведь в конечном итоге не совсем уж и важно, что написано, а важно то, что ты – художник, зритель, ценитель – выносишь для себя. Ощущения реальности места и одновременно атмосферы потусторонности стали феноменом всего творчества Натальи Савельевой. И потому коровы – как символы планет – больших, свободных и далеких – всегда уместны, ибо «… они органичны в любом состоянии… Кайфую когда пишу коров, а когда прут стадом – это такие РИТМЫ! Вот они бредут, бредут, как космические тела, совершено не реальные и самодостаточные и такие красивые по цвету и ритмам»
Работы 2010–2012 гг., которые я для себя обозначаю «первыми» в новом цикле 2010‑х годов, напоминают веселые, скорее беззаботные картины мира. В них много игры, легкости, иронии и мягкого сарказма. В этом периоде художник как будто находится на вершине айсберга – ему хорошо, весело, легко. «На новые луга», «Идущие», «Золото», «Серебро», «Сиеста», «...там я был, а здесь я не был», «Кошка» – они как будто о другом: о легкости и радужности бытия; о том, что жизнь прекрасная штука, без хлопот и тревог. Перелом случился в «Июне» (2013). И пошел у автора другой подтекст – глубокий, очень умелый, насыщенный и вибрирующий, как будто озарение, как будто осмысление. Когда погружаешься в воду, то видишь другие картины вокруг, размышления и понимание твое утончается, концентрируется на главном.
«Меня завораживает процесс появления из месива формы, но хочется вытащить все до конца. Сейчас хочется именно такого – написать картину целиком, проработать, довести до единства, и это трудно… А метафизику – легко. Важно научиться делать
до конца, не идти на поводу у эффекта»
Я думаю, что сегодня художник Наталья Савельева на дагестанской художественной сцене – это огромный спящий вулкан, громадный айсберг, хранящий бездну тайн и возможностей, непредсказуемых поворотов и творческих идей.
Безусловно, она много работала, преподавала, но к живописи как философии без времени и пространства серьезно подошла четыре года назад. И в этом времени – сравнительно мизерном для живописи и художника – мы наблюдаем значительный прорыв, движение на большие расстояния, множество смен образности и идей, совершенствование живописного мастерства, переход на большие форматы. Все эти перемены происходят параллельно и очень органично. Художник плавно идет от эмоциональных и ярких картин к монументальным эпическим полотнам, но неизменной мыслью остается – от ранних осенних пейзажей к последнему «Млечному пути» – возвышенная и стойкая мечта об идеале в покое и свете. В картинах Савельевой нет натурализма, но есть натура, нет реалистичности, но есть реальность – персональная и жизненная, есть поле размышлений, выводов, наблюдений, переживаний и, конечно, тонких и нежных прикосновений к теме вечности, красоты и мироздания.
Тонкое балансирование классических приемов и формы и серьезного, современного высказывания дало нам сегодня новый стиль – современный, новый реализм.
Это первый персональный проект автора, не смотря на то, что она имеет в своей творческой биографии более 40 выставок всероссийского, регионального и республиканского уровня. В основном это представительные форумы искусств, крупные проекты и фестивали. Особенно активно художник выставляется в последние годы, как правило показывая каждый раз новые работы и новый уровень мастерства. Являясь художником реалистической школы, Савельева в последнее время наметила тенденцию очень продуктивной работы в области современного искусства и специальных проектов. Проекты «Северо-Кавказская биеннале современного искусства», «Вода», «Койсу», «Гора Каспий» в «Первой галерее» демонстрируют нам автора широкого диапазона и мастерства, остающегося тем не менее в своем творчестве верным себе.
На персональной выставке «Прикосновения» Наталья Савельева представила более 50 живописных работ и небольшую серию графических портретов. Все произведения созданы за последние 4 года, большая часть из них – крупные полотна, масштабные по замыслу композиции и темы – написаны в 2014 году.
Спасибо большому художнику Наталье Савельевой за прикосновения к смыслам, за открытия и новые горизонты. Отныне мои дороги – это не просто унылые пейзажи за окном. Это большие полотна, плавно сменяющие друг друга, и до боли знакомые картины. Деревья-кусты, коровы-странники, камни-облака, пути-дороги – как горизонталь бытия. А её вертикаль, ось – женщина и весь ее мир, пронизанный скрытыми страстями и эмоциями, глубокими личными переживаниями и надеждами. Природа и человек в творчестве художника находятся в единстве, они созвучны времени именно здесь и именно сейчас
*Из бесед с Н.Савельевой (текст курсивом)
Джамиля Дагирова,
куратор выставки
Ноябрь 2014
Наталья Савельева 30.03.1971. г. Махачкала.
- 1986–1990 гг.– учеба в ДХУ им.М.Джемала, Махачкала.
- 1999–2004 гг.– учеба в ХГФ ДГПУ, специальность живопись. (мастерская проф. А.Б.Мусаева). Махачкала.
- С 2006 году – преподаватель ДХУ им.М.Джемала (рисунок, живопись, композиция)
Член СХ РФ.
Выставки:
2000 – «Аламат», молодежная республиканская выставка. ВЗ СХ РД, Махачкала
2001 – «Республиканская молодёжная выставка». ВЗ СХ РД, Махачкала
2001 – «30 лет ХГФ». ВЗ СХ РД, Махачкала
2002 – «Золотой штрих». ВЗ СХ РД, Махачкала
2004– «Республиканская молодёжная выставка». ВЗ СХ РД, Махачкала
2006 – «Всероссийская выставка творческих работ преподавателей и студентов Художественно-графических факультетов педагогических вузов». ВЗ СХ РД, Махачкала
2007– Осенняя выставка, посвящённая 150-летию г. Махачкалы. ВЗ СХ РД, Махачкала
2007 – «Республиканская молодёжная выставка», ВЗ СХ РД, Махачкала (Премия и Диплом)
2008 – «Весна‑2008», ВЗ СХ РД, Махачкала
2008 – «Биеннале «Шунудаг» (премия и диплом). С. Хайхи, Кулинский район, РД
2008 – «Эхо Шунудага». «Во‑Арт», Махачкала
2008– «Юг России». Зональная выставка. Сочи
2009 – Всероссийская выставка «Россия-XI». Москва
2009 – «ВОДА», I ежегодный конкурс-выставка художественных проектов в области современного искусства. «Первая галерея» – совместно с ОАО «РусГидро» – «Дагестанский филиал». «Первая Галерея», Махачкала. Представлено в «Во‑Арт».
2009 – «Искусство молодых художников Дагестана». ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Махачкала
2009 – «Мир Кавказа». Москва
2009 – Выставка ко дню художника. Галерея «Во‑АРТ» при Дагестанском филиале Российского фонда культуры
2010 – «Педагог. Школа. Художник». Выставка работ студентов и выпускников отделения изобразительного искусства «Института искусств» ДГПУ. ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Махачкала
2010 – «Искусство соприкосновений», выставка творческих работ преподавателей и студентов художественно-графического факультета ДГПУ.Московский государственный университет культуры и искусств
2010 – Биенале «Шунудаг‑2010», с. Хайхи, Кулинский р‑он, РД
2010 – «Диалог культур в пространстве академической школы». Москва–Париж (Благодарность от Российской Академии Художеств)
2010 – Выставка Дагестанских художников, ВЗ СХ РД, Махачкала
2010 – «Томское триеннале рисунка», всероссийская выставка. Томск.
2011 – «Выставка новых поступлений». ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Махачкала
2011 – Выставка ко дню Конституции Республики Дагестан. Выставочный зал СХ РД, Махачкала
2011 – «Гора Каспий. Современное искусство Дагестана», передвижной выставочный проект. «Первая галерея», Дагестан. Представлен – «Государственная галерея им.А.Кадырова». г. Грозный, Чеченская Республика.
2012 – «Гора Каспий. Современное искусство Дагестана», передвижной выставочный проект. «Первая галерея», Каспийск.
2011 – Выставка работ художников членов ВТОО СХ России посвященная 75‑летию ДО ВТОО СХ России. ВЗ СХ РД, Махачкала
2012 – Выставка работ членов дагестанского отделения Союза художников России. ВЗ СХ РСО-Алания, Владикавказ
2012 – Зональная выставка российских художников – членов СХР, г. Ростов-на-Дону
2012 – «ВОДА», II ежегодный конкурс-выставка художественных проектов в области современного искусства. «Первая галерея» – совместно с ОАО «РусГидро» – «Дагестанский филиал». «Первая Галерея», Каспийск
2012 – «Гора Каспий. Современное искусство Дагестана», передвижной выставочный проект. «Первая галерея», Дагестан. Представлен – Художественный музей им. М Туганова. Совместно с СКФ ГЦСИ.Владикавказ, РСО – Алания
2012 – «Радость лета», выставка пленэрных работ художников Дагестана. ВЗ СХ РД, Махачкала
2012 – «Выставка дагестанских художников». ВЗ СХРД, Махачкала.
2012 – «Осенний вернисаж», выставка, посвященная 150-летию г. Махачкалы. ВЗ СХРД, Махачкала
2013 – Выставка пленерных работ. ВЗ СХ РД, Махачкала
2013 – «Томское триеннале рисунка», всероссийская выставка. Томск.
2012 – «ОНА», выставка-проект современных женщин-художников Дагестана. «Первая галерея», Каспийск
2013 – «Северо-Кавказская биеннале современного искусства 2013», проект «Зависимость и соблазн». «Первая галерея», Каспийск, Дагестан
2013 – «Койсу», III ежегодный конкурс-выставка
художественных проектов «ВОДА» в области современного искусства. «Первая галерея», Каспийск
2014 - Фестиваль свременного искусства молодых художников Кавказа, ВМИИ им. И.МаШкова, Волгоград
2014 – «Дагестан глазами российских художников. Россия глазами дагестанских художников». Государственный центральный музей современной истории России, Москва
2014 – «Дагестан многонациональный». Государственная дума, Москва
2014 - "ПРИКОСНОВЕНИЯ", персональная выставка. Живопись,графика. "Первая Галерея", Махачкала-Каспийск
Работы хранятся в Дагестанском филиале Российского фонда культуры, Томском Государственном музее, Музее Востока г. Майкоп, Дагестанском музее изобразительных искусств им.П.С.Гамзатовой, хгси "Первая галерея", Махачкала-Каспийск, "Музее истории г. Махачкалы", Махачкала, в частных коллекциях России и за рубежом.