Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Курган. IV Всероссийская выставка акварели. 09.10.2014-15.01.2015.

IV Всероссийская выставка акварели 
открылась в Кургане 9 октября 2014 года.

Экспозиция продолжит свою работу до 15 января 2015 года.

Всероссийская выставка акварели четвертый раз открывается в Кургане. Этот долгосрочный проект направлен на сохранение, поддержку техники акварели и развитие акварельного творчества в России. I, II и III Всероссийские выставки акварели были проведены в 2002, 2006 и 2010 годах. За это время выросли значимость и признание проекта.
На IV Всероссийскую выставку акварели заявили о своем участии 240 авторов, приславших почти 1400 работ, из которых выставком отобрал к участию в выставке 393 произведения 153 авторов из 66 территориальных центров.
Географические рамки экспонентов широки и охватывают, практически, всю Россию: от европейского запада - до Дальнего востока, от южных рубежей - до северных.
В выставке принимают участие акварелисты Москвы и Санкт-Петербурга; областей – Московской, Владимирской, Белгородской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Архангельской, Саратовской, Свердловской, Воронежской, Астраханской, Курской, Челябинской, Тюменской, Иркутской, Ивановской, Курганской, Кемеровской, Калининградской, Ярославской; краев - Пермского, Алтайского, Краснодарского, Приморского, Хабаровского; республик - Башкортостана, Татарстана, Карелии, Коми, Удмурдии и Крыма. Наиболее активное участие приняли художники Урала и Сибири.
Эта выставка, как и прошлые, сохраняет свой всероссийский статус, но на правах гостевого участия на ней экспонируются художники других государств. Так, в этот раз в экспозиции появились авторы, проживающие в Израиле и Республике Казахстан, которые связаны с Россией тесным образом.
Среди участников выставки: 3 народных художника России и народный художник республики Татарстан; 15 авторов имеют звания заслуженных художников России, 2 - заслуженных художников республики Башкортостан; 6 - заслуженные деятели искусств республик Карелия и Татарстан, Удмурдской республики; а также - почетный академик Российской академии художеств, действительный член Российской академии художеств, 2 - члена-корреспондента Российской академии художеств; 3 автора, работающие в сфере образования, - заслуженные работники культуры России.
Наряду с опытными мастерами, занимающимися акварельной техникой десятки лет, которые принимали участие во Всесоюзных и затем - Всероссийских форумах, на выставке можно встретить работы начинающих авторов, покоренных этой непростой техникой, часть из которых – вчерашние студенты.
Экспозиция, учитывая ее масштабность и огромное количество авторов, имеет разнообразный характер. В ней представлены все жанры - занимающий немалое место пейзаж, а также портрет, натюрморт, сюжетные и абстрактные композиции. Многочисленные стилевые направления и манеры – свидетельство многогранности акварельной техники и специфичности ее языка.
Акварель – техника непростая по своим свойствам, требующая от художника особого вдохновения и мастерства. Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте и античном мире. Искусство акварели, казалось бы, традиционное, однако, в современном своем виде установилось лишь в начале ХIХ века. На протяжении ХХ столетия акварель все больше завоевывает пристрастие профессиональных авторов.
Особенности акварельной техники позволяют художнику по-своему неповторимо, в индивидуальной манере выразить впечатления, мысли, чувства. Акварель может быть разной: от необычайно легкой, до тяжеловесной, от взволнованно-трепетной до рациональной. Акварелью можно работать "по сухому" листу, накладывая послойно краску, - часть произведений на выставке выполнены именно в такой манере. Можно работать "по сырому", когда краска на влажной бумаге дает удивительно разнообразные эффекты. Письмо по сырому листу, характерное для традиционной английской акварельной живописи, - прием увлекательный и достаточно распространенный в современной технике, - всероссийская выставка это ярко доказывает.
Архитектурные сюжеты, чистый пейзаж и эстетика промышленного пейзажа; человек в историческом прошлом и портрет современника; этнические национальные мотивы и жизнь человека в урбанистической среде; предметный ряд вещей, оставляющих след в культурно – историческом пространстве; мир персональных фантазий; иллюстрации к литературным произведениям и многое другое находит отражение в творчестве художников. Немало авторов работают циклами и сериями, посвященными определенной теме, что позволяет полнее раскрыть творческую идею.
Нынешняя экспозиция имеет некоторую особенность – к участию в выставке допускались работы, в которых, кроме акварели, выступающей в роли основной, могли присутствовать и другие техники. Внимательный зритель может увидеть эксперименты художников с техникой, например, такие, как эффект «отлипа» красочного слоя, использование жировых мелков, чернил; фактурных наслоений тонкой бумаги и др.
Проект Всероссийских акварельных выставок дает хорошую возможность пополнить коллекцию лучшими образцами произведений акварели российских художников. Музей с особой благодарностью обращается к тем авторам, которые на протяжении 12 лет существования проекта принесли в дар свои работы. Эти акварели пополнили коллекцию акварели музея, насчитывающую уже около двух тысяч произведений.

IV Всероссийская выставка демонстрирует все свойственное акварели разнообразие жанров, манер и технических приемов, в ней работают художники разных поколений. Выставка дает возможность увидеть и неискушенным зрителям, и художникам - профессионалам, все неисчерпаемые возможности этой великолепной техники.                                                                                                                                        

Ольга Луцко, куратор выставки


Всероссийская выставка акварели четвертый раз открывается в Кургане. Проект, заслуживший внимание, набрал немалые обороты, доказал свою состоятельность и жизнеспособность, подтверждая в очередной раз наличие интереса к технике акварели среди самого широкого круга художников и зрителей.

Направленный на поддержку и развитие техники акварели в стране, он в полной мере выполняет свои задачи. Нам важно показать этот пласт творчества не в определенном узко концептуальном ключе, а представить акварельное творчество во всей своей широте. Отсюда – в экспозиции, при разнообразии жанров, - многочисленные стилевые направления, манеры, и, в конце концов, даже статусность экспонентов: наряду с опытными мастерами, занимающимися акварельной техникой десятки лет, можно встретить начинающих авторов, часть из которых – вчерашние студенты. И, может быть, уровень профессионализма в некоторых случаях оказывается несколько ниже, чем хотелось бы, но именно такой метод отбора позволяет выявить общую картину развития этого вида творчества и искусства в целом и выполнить одну из главных задач проекта.

На IV Всероссийскую выставку акварели заявили о своем участии около 270 авторов, приславших почти 1400 работ. Выставком отобрал к участию в выставке 391 произведение 152 авторов из 66 территориальных центров. По сравнению с IIIВВА, поступило работ больше, но количество отобранных в экспозицию участников и произведений оказалось на десяток меньше с предыдущими показателями, - скорее всего, более строгой становится работа выставкома.

Географические рамки экспонентов широки и охватывают Россию: от Калининграда на западе - до Приморского края на востоке, от Севастополя на южных рубежах - до Архангельска на северных. Говоря о расширении географии, можно отметить и наличие экспонентов из-за пределов России. Выставка, по-прежнему, принципиально сохраняя свой всероссийский статус, допускает на правах гостевого участия художников других государств. Так, в этот раз  в экспозиции появились авторы, проживающие в   Израиле и Республике Казахстан, которые связаны с Россией тесным образом.

Определяющими при отборе произведений на выставку стали те качества, которые составляют «лицо» произведения, независимо от стилевой подачи и   творческой манеры - профессионализм и образность решения акварельного листа.

Экспозиция, учитывая ее масштабность и огромное количество авторов, имеет чрезвычайно разнообразный характер. Но если рассматривать современную акварель, пытаясь найти нечто объединяющее, то в основную группу могут войти произведения, выполненные в фигуративном направлении. Конечно, есть и работы, созданные в абстрактном ключе, но они занимают не столь большое место. Среди первых – калейдоскопическое множество авторских решений. Начиная от авторов, которые предпочтение отдают классическим приемам работы акварелью, используя такие ее качества, как: прозрачность, светоносность, длительное ведение работы с многослойным покрытием листа красочным слоем, в то же время, нередко, применяя в одной работе приемы и однослойного, и многослойного письма. Этот подход характерен для таких разных авторов, как: В.Лобанов (Петрозаводск), В.Суздальцев (Уфа), М. Булгаков (Курган), О.Ивлева (Санкт-Петербург), С.Андрияка (Москва), А.Волков (Москва), А.Чебинев (Казань), А.Лесова (Санкт-Петербург), Т. Кулешова (Арти) и др.

Акварель - техника, любящая воду. Письмо по сырому листу, характерное для традиционной английской акварельной живописи, - прием увлекательный и достаточно распространенный в современной технике. На влажной бумаге мазок кисти, оставляя след мягкий, будто растворяющийся в самой структуре листа, позволяет написать предмет живописно и «деликатно неконкретно», обнажая особую душевную теплоту, как в акварелях А.Шапошникова (Астрахань), В.Аникеева (Березники), Р.Ораева и Л.Ораевой (Орск), М.Лямкина (Новосибирск), Р.Лавриненко (Уфа), Ал.Жукова, Н.Кожевниковой (Магнитогорск), Ю.Басареева(Уфа), П.Двойникова (Н.Тагил), А.Тюрина (Петропавловск), А.Лученка (Верхняя Салда), Н.Шабанова (Курск), Т.Сердитовой (Сыктавкар) и многих других авторов. Свобода владения техникой, при некоторой «недосказанности» изображенного, проявляется в листах В.Истомина (Н.Тагил), Ю.Ломкова (Северодвинск), Л.Рахматуллиной (Уфа), В.Фуфачева (Нижний Новгород), С.Герасимова (Стерлитамак). Раскованная живописная пластика и активное использование цвета бумаги (крафт) – у Т.Петровой (Москва). Намеренное тяготение к условной двухмерной плоскости листа явно обозначается у таких ярких авторов, как: А.Веселкин (Суздаль), А.Новик (Тюмень), В.Жданов (Пермь), А.Щикалев (Калачинск), О.Самосюк и Г.Карпов (Уфа).

Качества живописной декоративности ярко обозначились в работах Б.Бухарова(Новосибирск), М.Гардубея (Тюмень), А.Николаева (Киров), С.Мухачевой (Уфа), Т.Семенюк (Уфа), Н.Зайкова (Барнаул), И.Вороновой (Кемерово).

Этюдная манера камерного пейзажа («Виговка» Ю.Коросовой, «Выя» А.Жукова) также имеет свое место в акварельном творчестве, но на масштабных выставках «встает» в противовес основательным законченным формам произведения, неизбежно притягивающим взор в больших пространствах экспозиционных залов. Так, по-прежнему эпичны акварельные пейзажи одного из старейших петрозаводских авторов – А.Каштанова («Поморское село Вирма»); масштабны и панорамны работы Н.Щетининой («Весна на Запольной улице»); листы И.Санина несут идейно-эмоциональную нагрузку, наполняя смыслом пейзаж и вознося его на другой уровень восприятия («Заросшие ворота», «Разрушенное гнездо»). Эмоциональность техники закономерно чаще используют в пейзажном жанре, самом популярном в акварели, передающем все тонкости состояния природы: пейзаж-настроение удается Ю.Рыбьякову, И.Щетинину, Р.Савиновой, Г.Панфиловой.

Графические возможности этой универсальной техники, - акварели, сочетающей достоинства и графики, и живописи, - раскрываются в пейзажах А.Мухина и Е.Захаровой. Часто решаемы в графическом ключе и архитектурные мотивы, выполненные с конкретным «портретным» сходством здания или местности. Мастер великолепных реалистичных пейзажей В.Олейников, представлен в этой экспозиции декоративной композицией.

Этнические мотивы, переплетающиеся с семиотикой, знаковостью - то, что привлекает интерес не одного автора, и от выставки к выставке эти идеи творчески воплощаются. В нынешней экспозиции традиции разных народов с их самобытностью, особенностями ритуальной атрибутики отразили в своих работах В.Векшин («Взгляд», «Пришелец», «Рождение Венеры»), А.Муравьев («Батыр», «Монголия»), В.Окунь («Письмена»), И.Аникина («Песнь курая»), И. Воронова (триптих «Славянский календарь»); продолжил давно начатую и красиво пластически решаемую тему В.Беляев (серия «Орнаменты Севера»). Работам Н.Корчёмкиной («В парке весной», «Два орешка»), не смотря на отсутствие «прямого прицела» автора в эту тему, присуща некая образная сущность, ассоциативно нагружающая ее образы национальным колоритом.

Мир персональных фантазий, от легких до утрированных, художники транслируют зрителю через свои работы. Особая загадочность, сказочность читается в листах А.Ванькова («Стрекозы»), А.Юсупова («Морская царевна») и В.Хорошаева («Городская стража»); добрый сказочно-ситцевый мир открывается в пейзажах Н.Пушниной («Гороховецкое лето», «Красный забор»); чистота детского восприятия – в работе В.Остапенко «НЛО»; некая мистификация образов – в работах З.Галимовой («Аркаим. Смотрящий в небо») и С.Пузыревского («Превращение жокея в крысу в присутствии царя Давида» и др.).

Говоря о жанровом разнообразии, в первую очередь, хочется назвать сюжетные композиции. Заметно выделяются мощные листы В.Иванкина («Сфера преломления», «Вестник Молчания»), где восславляется тема русской православной культуры, она же звучит и в работе Э.Алексеева («Рождество»). В противовес – композиции, носящие характер ерничества и сатиры Ю.Третьякова («Застольная», «Гулянка»). Тема молодежи неожиданно звучит в листах В.Остапенко («Молодая мама», «Симпатичный парень»). Свой яркий «рассказ» о восточных базарах ведет Г.Травников (серия «Турецкий базар»); со здоровым чувством юмора создает своих героев В.Маяковский («Встреча», «Прогулка»), «подкрепляя» образы крепкой, плотной акварельной живописью. И, кажется, в противоположность - легкая, играющая светом гризайль О.Шаюновой («За работой»). Композиции А.Петрова («Игра в мяч», «Род человеческий») и В.Пичуева («Городки», «Стрельба из лука») – отличаются множеством деталей и подробностей описательного порядка.

В целой череде работ натюрмортного жанра выделяется композиционная особенность: «предстояние» - действо не развивается в глубину, предметы равноудалены, словно выстроены на полке, равнозначны и написаны с особым вниманием и тщательностью. (Н.Чильникина «Бабушкин сундук», «Натюрморт с корчагой»; Р.Абдрафиков «Чайники»; Л.Серова «Полочка в моей мастерской»). Цельные, лаконичные мощные натюрморты С.Удалова («Гранаты», «Груши», «Сливы») и С.Кузьмичевой («Лук, чеснок»); красивы барочной пышностью форм и цветовым аккордом цветочные натюрморты А.Стасюка («Август», «Пионы у окна»), декоративо - ярки, эффектны - С.Корьякина («Поэма о красном»); непринужденно выполнены натюрморты А.Краснобаева («Натюрморт с красным чайником»), а Г.Иванов, напротив, условно обозначает свою сирень («Цветение»). Историю старых вещей поведал зрителю Н.Годин («У старого зеркала»), с любовью пишет детали А.Ярыгина («Осенняя айва»), в интерьер вписывает натюрморт Ю. Коросова («Бабушкин сундук»).

В портретном жанре яркий образ создан И.Фартуковым («Портрет Мансура»). Декоративны и игривы портреты современников О.Михалевой, на исторические реминисценции ориентированы портреты И.Арослановой; психологически нагружены образы творческих личностей А.Лопато («Мгновенья поэзии. Портрет Германа Травникова», «Беседы под луной. Михаил Кирильчук») и Ю.Ломкова («Портрет художника Федосова Н.Ф.»), А.Кудаярова («Портрет художника А.Королевского»), Р.Шамсутдинова («Портрет писателя Василия Аксенова»).

Циклы и серии в акварели, посвященные определенной теме, уже давно стали отличным развитием замысла, который под разным углом отражается и развивается в каждом листе. Такое развернутое воплощение идеи – содержательной и пластической - в сериях «Мастерская» В.Бухарова, «Дыхание Востока» и «Турция» Г.Травникова, «Полет снежной бабочки» В.Олейникова, «Commediadell`arte» Ю.Шевчика, «Село Габдюково» Ю.Григорьева, «Прогулки по Петербургу» Е.Архиповой, «Пора белых ночей» Е.Захаровой, «Стихии» М.Матвеева, «Что говорят цветы…» Н.Матвеевой, «Отзвуки демидовских времен» О.Луцко, «Эхо тысячи вокзалов» А.Семочкиной и др.

Абстрактные композиции - явление на всероссийских выставках не новое.  Не смотря на наличие многих других техник, авторы не упускают возможности делать свои отвлеченные от реальности композиции и в акварели. Активные локальные цветовые решения предлагают Т.Грицюк и Е.Черепанов; живописная экспрессия захватывает листы В.Окуня и В.Чикова; тонко построенный сдержанный живописный колорит отличает К.Шохова и С.Мокроусова.

Нынешняя экспозиция имеет некоторую особенность – к участию в выставке допускались работы, в которых, кроме акварели, выступающей в роли основной, могли присутствовать и другие техники. Это было продиктовано ситуативной необходимостью – немало авторов не ограничиваются в своем творчестве чисто акварельными красками и традиционными методами работы. Таким образом, диапазон приемов и возможностей акварельного творчества стал несколько шире. Надо отметить, что вторжение иных материалов в акварельную технику оказалось не слишком активным и навязчивым. Свои эксперименты с техникой предлагает Н.Гурова и Е.Литвиненко, опирающиеся на эффект «отлипа» красочного слоя; Ю.Травникова, использовавшая для контура изображения жировые мелки; С.Бутакова, усложняющая и обогащающая работу фактурными наслоениями тонкой бумаги; деликатно введены чернила Е.Черепановым, белила – А.Волковым.

Экспозиция показала бесконечные возможности акварельной техники, огромное количество манер, совокупность неограниченных приемов, ей доступных, что собственно, еще раз доказало, -  именно в этом разнообразном авторском подходе и заключается современное понимание акварели. 

Ольга Луцко,
куратор выставки