Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Махачкала. Выставка Патимат Гусейновой "СЛОЙ". ДМИИ им. Гамзатовой, Ноябрь 2013.

"Слой за слоем"


Вступительная статья к каталогу персональной выставки-проекта Патимат Гусейновой "СЛОЙ". ДМИИ им. Гамзатовой,Махачкала,2013.

Патимат Гусейнова – известный художник, яркий представитель современного искусства Дагестана. Она имеет прекрасное базовое профессиональное художественное образование – окончила художественно-графическое отделение Избербашского педагогического училища и ХГФ ДГПУ в г. Махачкала.
Начиная с учебной поры, Патимат ведет активную творческую работу, самостоятельно решая задачи выбора собственного пути в искусстве. Изначально ее творческие поиски формы лежали в плоскости обобщения и образности, метафоры, получившие свое развитие в стилях от полуфигуратива к приемам абстракции. Данные формообразующие решения стали созвучными и естественными формами выражения выбранной тематики работ. Вопросы истории, проблемы гуманистических, нравственных основ жизни человека, мир личных эмоции , переживаний и чувств отражены в творчестве Гусейновой Патимат.
Живописная техника автора постоянно совершенствуется, усложняется, в ней появляется фактурность, усложняется и обогащается цвет, все более разнообразным становятся приемы и методы письма.
Помимо живописи Гусейнова плодотворно занимается художественной фотографией и компьютерной графикой (серия работ была представлена на нескольких выставках). Долгие годы, параллельно живописной практике Гусейнова работает в области таких техник как холодный батик, роспись по ткани, декорированием элементов архитектуры и интерьера.
Патимат является достаточно активным участником республиканских и региональных выставок, участвует в сложных проектах и акциях. Более 30 экспозиций, среди которых такие крупные и значимые как республиканская выставка-конкурс «Аламат», «Золотой штрих» (ВЗ СХ РД - 1996, 1997,1998), всероссийский конкурс «Галерея Липтон». Дважды автор являлась активным участником бьеннале изобразительного искусства «Шунудаг»(2008,2010 Дагестан) и межрегиональной выставки «Мир Кавказу» (Волгоград, 2008). Большим событием стал отбор и участие П. Гусейновой в симпозиуме женщин-художниц Северного Кавказа (РСО - Алания, 2008) и участие в серии передвижных выставок по итогам симпозиума. Это опыт стал определяющим в творческом и личностном росте художницы. И как следствие – создание серии интересных и серьезных работ для первой персональной выставки Патимат в Художественной галерее современного искусства «Первой галерее» под метафоричным названием «Вне тела» в 2010. Работы этого проекта пронизывал не только единый «нерв», но и безупречная техника воплощения состояния, обозначенного автором как Великая Эмоция.
Еще одна безусловна значимая грань художницы -это проектная и кураторская работа. Гусейнова П. проявила себя не только как художник ,но и проектный координатор в организации и проведении крупного международного выставочного проекта «Северо-Кавказская биеннале современного искусства»(«Первая Галерея», Каспийск, 2011,2013).

С 2009 года начинается творческое и выставочное сотрудничество художника с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. Гамзатовой. Ее работы были включены в собрание музея через авторское дарение(2009) и затем закупку (2012), которые неоднократно с этого момента были представлены в крупных музейных проектах – «Искусство молодых художников Дагестана»(2009), «Конфессиональное искусство народов Дагестана»(2010), «Выставка новых поступлений»(2011) и др.
С 2013 года Патимат становится еще и непосредственно сотрудником музея, реализуя себе в качестве художника-реставратора живописи.
На последней выставке «Северо-Кавказской биенале» (2013, «Первая Галерея») художница представила тетраптих «СЛОЙ», выросший через короткое время в цельный большой проект, представляемый сегодня Патимат в стенах Дагестанского музея изобразительных искусств им.П.Гамзатовой. Это и понятно, ведь атмосфера музея и его «кладовые» , богатая коллекция древнего прикладного народного искусства –прекрасная сцена для молодого талантливого художника, чье творчество пропитано знанием, пониманием и любовью своей истории и культуры.

Из серии Слой Автор проекта «Слой» обращается к богатой культуре раннего средневековья Дагестана, через опыт археологических раскопок и знакомство с их артефактами . Художник являет нам сегодня своеобразную ретрансляцию эстетики и смыслов древних культур. Ее картины это открытые «публикации» , возможность каждому приоткрыть завесы прошлого.
Беря за основу конкретные археологические артефакты - «бежтинские» бронзовые пряжки (7-10 вв.), «бронзовые зеркала» (7-11 вв.), «великентскую керамику» 6 -8 т. до н.э. она воспроизводит их внешние образы на больших полотнах . Рисованные пряжки ,зеркала как будто повторяют сами себя, но за трепетным и буквальным их «портретом» стоит большая душевная и живописная работа художника, его высокие эмоции и восторг. И тогда «пересказывание» превращается в Оду, рисунок превращается в картину. Художник придумывает и использует особые технические фактурные приемы, колдует с «цветом» и светом, позволяющие автору донести величие и монументальность, аромат и суть давно ушедших времен.
Картины Патимат – это перенесенные на новую поверхность слои, своеобразные «протирки» живописью. Ученые используют прием эстампирования рельефных произведений - резного камня или дерева для дальнейшего изучение артефакта. Но порой эстамп оседает в архивах и затем истлевает, не вечна жизнь и самого памятника. Тем ценно такое обращения художника к народной культуре, тем ценно понимание и проникновение в тему. Мы можем вглядеться в вязь металла, увидеть высокое графическое искусство древних художников, нырнуть в фантазии и ритуалы прошлого.
Бесконечные неповторяющиеся зооморфные мотивы пряжек, графика «зеркал», формы сосудов пленят и завораживают, учат и наставляют каждого, кто их видит.
Декор и формы археологических материалов послужили художнику отправной точкой для большого нового творческого периода. Эта выставка лишь начало, и в созданных первых двадцати полотнах четко просматривается генезис углубления Гусейновой в выбранную тему, - это лишь первый слой на пути к открытиям, которые уже предвкушает автор. По сути, мы видим появление нового направления, нового пути. Заданный автором вектор творческого развития безусловно отзовется как у художников так и зрителей.
Из серии Слой Произведения декоративно-прикладного искусства традиционно воспринимается в единстве всех его составляющих – формы, материала, декора. Считается, что изобразительный слой предмета – «рисунок» или «орнамент» на теле предмета не живет отдельно, а лишь украшает его. За абсолютным обаянием артефакта мы подчас теряем бдительность. Но стоит присмотреться, абстрагироваться, и мы обнаруживаем настоящие «картины».
Совершенно закономерно и вполне оправдано решение Патимат включить в свою экспозицию рабочие протирки – эстампы. Авторские эстампы с резного камня Зирихгерана эпохи средневековья (с. Кубачи), выполненные для научных целей доктором искусствоведения Мисриханом Мамаевичем Маммаевым прекрасно дополняют идею и содержание выставки. Снятые в технике «эстамп» и обработанные графически они являют собой ни что иное как законченные орнаментальные изобразительные композиции, возможно -готовые «эскизы» для будущих больших картин.
Ведь и маленькие пряжки и зеркала, как и массивные каменные блоки с резьбой практически не доступны большинству, за исключением скромных музейных экспозиций и запасников. И снятие верхнего, первозданного слоя в самых разных техниках и приемах оправдывает главную задачу любого ученого и художника - осмысление семантики и перевод смыслов, трактовка и воспроизведение в новом художественном образе. Ибо простые движения по снятию отпечатка – оттиска с произведения искусства рождает еще одно произведение искусства.
Слой за слоем , Патимат Гусейнова открывает и исследует наше общее прошлое, а мы зрители - шаг за шагом движемся по тропинке былого ,что бы знать и понимать себя правильно.


Джамиля Дагирова
Ноябрь 2013