Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Бойцовский петух. 1983. Х., м. Весна в Гурзуфе. 1980. Х., м Казбек. Первый луч. 1973. Бум., темп. Каменный страж долины. 1959. бум., темп
Конев.В.В_Засл.Худ.РФ На балконе. 2001. Х., м. Ночная Каимбра. Португалия. 1977. Бум., акв. Ожидание. 1956. Бум., акв.
Париж. Ночное кафе. 1987. Х., м. Португальская деревня. 1973. Х., м. Раковина. 1975. Х., м. Рига. 1973. Х., м.
Рыбачьи суда. Мальта. 1991. Х., м. Рыбы. 2007. Х., м. Тувинские пастухи. 1978. Х., м. Тюльпаны. 1994. Х., м Портрет Германа Бреарда (владелец галереи в Руане). 1993. Х., м
Хребет Тану-Ола. Голубая Тува. 1961. Бум., темп. Цветёт миндаль. 1980. к., м. Чёрное море. К., м. Увядшие цветы. 1983. Х., м.

 


Вячеслав Конев: европейский взгляд курского художника

4 октября в выставочном зале культурно-творческого центра «Звёздный» (г. Курск) состоялось открытие персональной выставки заслуженного художника РФ Вячеслава Конева. Выставка носит ретроспективный характер, приурочена к 80-летию со дня рождения живописца. Экспозиция, построенная по принципу своеобразных тематических разделов, знакомит зрителя с различными этапами творчества, начиная с 50-х годов.

Несколько слов о художнике
Вячеслав Конев - настоящий художник, который на протяжении шестидесяти лет трудится на ниве Высокого Искусства и собственным примером демонстрирует удивительную работоспособность, преданность делу, жизненную и творческую активность.
Искусство Конева очень современное; несмотря на зрелый возраст, художник постоянно развивается, экспериментирует. Его творчество является источником вдохновения для молодых живописцев, оно проникнуто жизнеутверждающим оптимизмом и удивительно европейское по духу.
Отличительная черта его произведений - «цветовая раскрепощённость», выраженная в использовании энергичного и мощного цвета. Создаётся впечатление, что художник извлекает энергию красок и умело размещает её на холсте. Цвет в картинах живописца является одним из главных выразительных средств. Среди других характерных особенностей можно отметить оригинальность художественного видения, экспрессивность, умение творчески преображать действительность и создавать цельный художественный образ.
Друзья, коллеги и профессиональные критики неоднократно подчёркивали, что Вячеслав Конев является автором подлинных произведений искусства; абсолютно все работы достойны того, чтобы занять своё место в собраниях художественных музеев и галерей в России и за рубежом. Каждая персональная выставка - большое событие для провинциального Курска. Столица соловьиного края может гордиться тем, что здесь живёт и занимается творчеством скромный художник европейского масштаба.

Конев работает в различных жанрах - тематическая картина, портрет, натюрморт, Ню; значительную часть творчества составляет пейзаж. Пейзажная живопись его удивительно разнообразна: это морские виды, городские мотивы, индустриальный пейзаж, лирический пейзаж-настроение.
В пейзажах Вячеслава Конева - радость созерцания красоты окружающей действительности; им не свойственен веризм или топографическая достоверность, но определённая эмоциональность. Автор создаёт собирательный образ, полный непосредственных и живых впечатлений. Художник трансформирует реальность; каждый пейзаж есть результат оригинального творческого мышления, особого восприятия мира.

Свою жизнь художник посвятил не только творчеству. В молодые годы он занимался общественной деятельностью, принимал участие в многочисленных выставках, в том числе за рубежом, много путешествовал, активно контактировал с творческой молодёжью. С 1962 по 1964 годы В. Конев был избран членом оргкомитета по созданию союза художников Тувы. После возвращения в Курск в 1965 году, на протяжении почти пятнадцати лет председательствовал в Художественном Совете Курского отдела художественного фонда РСФСР. В 1966-69 - неотъемлемый член зональных выставок «Край Чернозёмный»; в 1962-м - участник I Всероссийского съезда художников СССР.
Благодаря выставочной и общественной деятельности, Вячеслав Васильевич внёс существенный вклад в развитие культурной жизни города Курска, осуществляя пропаганду изобразительного искусства. Активную гражданскую позицию художник продолжает отстаивать собственным трудом и примером.

Вячеслав Конев - участник Всесоюзных, Республиканский, Всероссийских и зарубежных выставок. Имеет дипломы и грамоты Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры РФ, Союза художников СССР, РСФСР, РФ.
В 2006 году Коневу присвоено звание «Заслуженный художник России»; в 2011 году награждён Золотой медалью Союза художников России.

Произведения Вячеслава Конева находятся в Дирекции художественных выставок СХ России, КГКГ им. А.А. Дейнеки, Красноярском музее изобразительных искусств им. В. Сурикова, Калининградской картинной галерее, Белгородском художественном музее, Картинной галерее города Сумы (Украина), а также в частных собраниях России и зарубежных стран. Около трёхсот произведений - в частных коллекциях и галереях Франции, Германии, Голландии, Венгрии, США и Турции.

Живопись и графика Вячеслава Конева
Как было отмечено выше, персональная выставка представлена в виде своеобразных тематических блоков - портреты, «тувинская серия», курские мотивы, южные пейзажи, натюрморты и др.
Экспозицию открывают произведения т.н. «тувинского периода» творчества, когда художник живёт и работает в Тувинской АССР. Этот период охватывает почти десятилетие, с 1953 по 1964 годы. Но и после переезда в Курск в 1965 году, живописец неоднократно возвращается к данной теме.
Уже тогда формируются особенности его живописной манеры - оригинальная композиция, широкая линия-контур, насыщенный и яркий колорит. Для многих пейзажей Конева тех лет характерен контраст дополнительных цветов, открытый и чистый цвет. Например, сопоставление локальных фиолетовато-синих оттенков с красивейшим жёлто-оранжевым цветом полупустыни, ткани национальной одежды в таких работах как «На пастбище. Тува» (1991), «Тувинские пастухи» (1978), «Юрты у Красной скалы» (1961).
Такое видение цвета можно объяснить географическими особенностями, отличными от средней полосы. Цвета здесь, действительно, иные, краски воспринимаются более насыщенными, контрастными. По воспоминаниям Вячеслава Конева, Тува - необыкновенно живописный край на юге Восточной Сибири, в Центральной Азии, сочетающий уникальное разнообразие природно-климатических условий с живописными пейзажами, богатство флоры и фауны, сохранившиеся национальные традиции. На сравнительно небольшой территории можно увидеть практически все природные зоны Земли. В этом заключается особенная притягательность этого края для художника.
Тува привлекательна сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная одежда, кухня, народные промыслы, традиционный быт, уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.
Многообразие тувинского мира, красота природы, её масштаб и просторы, характерные народные типажи, специфический уклад жизни местного населения вместили живописные полотна и графические листы. Пейзажи «тувинской серии» изображают степи и величественные горные хребты, размах тайги, пресноводные озёра и реки. Тематические картины отражают быт и традиции тувинских кочевников, колоритные портреты-образы. Таковы: «Вечер на пастбище» (1959), «Казбек. Первый луч» (1973), «Беседа. Тувинские пастухи» (1989), «Тувинские пастухи» (1978), «На пастбище. Тува» (1991), «Хайракан. Гора тувинских шаманов» (1963), «Морозный закат в Туве» (1961), «Тувинская мать» (1959) и другие.
Проникновенная работа «Тувинская мать» - настоящий гимн материнству, у которого, как известно, нет ни определённого цвета кожи, ни национальности, ни возраста. Ласковое лицо заботливой матери, обнимающей своё чадо крепкой рукой, особенно нежный взгляд - «Тувинская мать» являет собой характерный типаж и собирательный образ одновременно. Написана темперой в эскизной манере, обобщённо и размашисто.
Нечто «рериховское» есть в акварели «Каменный страж долины» (1959); воспоминания о декоративно-плоскостной живописи Сарьяна навевают «Яки» (1957), в которой динамичная и широкая линия контуров обрамляет ровные заливки жёлтого и фиолетового. Речь в данном случае идёт лишь о субъективных ассоциациях. У Конева абсолютно индивидуальный почерк.
Удивительно масштабен (не по размерам, но по образности) «Казбек. Первый луч» - полный преклонения перед мощью природы и захватывающий дух пейзаж. Живописец изображает рождение нового дня в горах. Центральную часть небольшой композиции занимает Казбек, который освещён первым лучом восходящего солнца. Гора буквально выхвачена ярким светом, тогда как передний план полностью погружен в тень. Светлое «пятно» горной вершины и тёмные, холодные оттенки изумрудного, малахитового, фиолетового и синего создают резкую границу света и тени, разделяя передний и дальний план. Гармония и созвучие холодных красок создают ощущение пронизывающей тишины и прохладного утреннего воздуха, окутывающего пробуждающуюся ото сна природу.

Вячеслав Конев в первую очередь - живописец. Подтверждением тому служит его свободное обращение с цветом. Художник активно использует краски, всегда находит выразительное сочетание, будь то контраст, нюанс, взаимодействие дополнительных цветов, холодные и тёплые оттенки. В его произведениях цвет звучит «на разные лады». Именно благодаря цвету, картины его эмоционально наполнены, музыкальны, выражают определённое настроение.
Фактура на полотнах автора разнообразна. В зависимости от художественных задач, он использует различную технику письма. Одни его работы имеют объёмную фактуру, в них мазок плотный, пастозный - «Париж. Ночное кафе». Поверхности других покрыты полупрозрачными цветными «плашками», как в работах «Португальская деревня» или «Яки».
Подвижные мазки создают напряжение, своеобразную вибрацию живописной поверхности; напоминают то клубки разноцветных нитей, то штрихи, то хаотично разбросанные пятна. В отношении фактуры интересны «Чёрное море» и «Вечерний Монмартр» (1990).

На выставке широко представлена графика: многочисленные акварели, пастель, графические листы в технике линогравюры - «Чабаны Монгун-Тайги» (1959), «Улица Луговая» (1969), «Мост строится» (1971). Выбор материалов характеризует разносторонние интересы художника. Каждый лист демонстрирует высокое мастерство во владении техникой, понимание возможностей того или иного материала.
Акварельные работы сохраняют прозрачность и цветовую звучность: «Вечер на озере Хадын. Тува» (1959), «Ожидание» (1956).
Скорее живописны, чем графичны пейзажи Тувы, выполненные темперой или в смешанной технике: «Хребет в долине Енисея» (1960), «Озеро Хадын. Тува» (1961), «Хребет Тану-Ола. Голубая Тува» (1961), «Осень на озере Хадын. Тува» (1959), «Юрты у Красной скалы» (1961) и другие.
Удивительно музыкальна «Голубая Тува», запечатлевшая хребет Тану-Ола в период золотой осени. Цветовая гармония между холодными и тёплыми оттенками придаёт листу особенное звучание, музыкальный характер. Цветовые доминанты - десятки оттенков синего, голубого, малахитово-изумрудного – разбавлены вспышками оранжево-жёлтого, золотистого цвета звенящей осенней листвы.
«Юрты у Красной скалы» (1961) фактурой напоминает гладкую эмаль или витраж готического собора. Темперные работы В. Конева привлекают насыщенностью и плотностью цвета, разнообразием фактур. В одних работах художник использует плотную заливку, широкие ровные поверхности цвета, в других – динамичный живописный мазок.

В 1965 году Вячеслав Конев был принят в Союз художников. Начинается новый этап в его жизни и творчестве, связанный с возвращением в Курск. Здесь художник ведёт активную общественную работу, постоянно участвует в выставках различного уровня. Так, с 1966 до 1969 годы он - неизменный участник зональных выставок «Край Чернозёмный». С 1976 до 1990 Вячеслав Васильевич занимал ответственную должность председателя Художественного Совета Курского отдела художественного фонда РСФСР.

В 90-е годы, когда не только искусство и художники переживали в нашей стране глубочайший кризис, в Курске появились иностранные галеристы, скупавшие произведения местных художников за бесценок. И художники продавали, поскольку надо было выживать. Вячеслав Конев не оказался исключением. Он продал большое количество работ, возможно, лучших. Позднее, во время творческих поездок за границу, он узнавал о местонахождении некоторых своих вещей и о том, что перепродавались они в десятки и сотни раз дороже.
Первое из таких путешествий состоялась в 1977 году во Францию и Португалию.
Творческая поездка во Францию в 1993 году совместно с сыном Александром, также художником, стала важным этапом в творческой биографии Вячеслава Конева. Путешествие оказалось продуктивным во всех отношениях. Здесь он имел возможность много работать на пленэре, общаться с галеристами, иностранными «братьями по цеху». Опыт профессионального общения, конечно, не прошёл бесследно. Результатом поездки стала персональная выставка (Брест, Руан).
В 1994 последовал другой творческий отпуск, но уже в Германию, по завершению которого была организована персональная выставка в городе Шпайере.
Европа и тогда была «другим миром» для любого русского человека. Иными были люди, их стиль общения, отношение к творчеству и искусству, уровень жизни.
Художник рассказывает о своём потрясении, когда он посетил дом французского галериста - просторный трёхэтажный особняк, стены которого буквально увешены картинами, «не менее трёхсот». Пространство домов «среднестатистических» европейцев, даже фермерские загородные жилища также заполнены - не выцветшими репродукциями, но живописными произведениями. «Нам до этого далеко», - с грустью добавляет художник. И грусть эта понятна. Дело не только в материальном благосостоянии наших граждан, или в размерах российских квартир, дело в отношении к культурным ценностям и традициям, в нежелании людей посещать галереи, музеи, покупать живопись. Увы, время Третьякова, Мамонтова, Щукина, Морозова безвозвратно ушло. Состоятельным людям в России порой недостаёт вкуса и образованности, чтобы вкладывать деньги в настоящее искусство, или выступать в качестве меценатов.

Творческий метод Вячеслава Конева формировался до зарубежных поездок: черты его смелой, крепкой живописи отчётливо видны в произведениях, связанных с тувинским периодом (1953-1964 гг.). Бесспорно, они оказали огромное влияние на характер творческого мышления, мировосприятие художника. Здесь, за границей, художник шлифовал собственное искусство, подобно тому, как ювелир обрабатывает драгоценный камень.

Одной из таких «мастерских» стал Париж. Художники и поэты, одним словом, творческая богема приезжали в Париж в поисках свободы самовыражения. Исторически сначала Монмартр, затем Монпарнас становились центрами художественной жизни Европы.
Столица Франции, получившая на рубеже веков репутацию всемирной «столицы искусств», его неповторимая творческая атмосфера, романтические виды и сегодня притягивают толпы художников. Именно здесь сложился уникальный феномен Ecole de Paris, здесь в тесном интернациональном сообществе жили и трудились всемирно известные мастера - Модильяни, Шагал, Сутин, Пикассо и другие.

Творчески-богемная атмосфера Парижа запечатлена в таких работах В. Конева как: «Париж. Ночное кафе» (1987), «Вечерний Монмартр» (1990), «Париж. Мулен Руж» (2011) и т.д.
«Вечерний Монмартр» напоминает фейерверк чистых, локальных цветов. Создаётся впечатление, что всё многообразие холодных ярких цветов рассыпалось по поверхности полотна. Плотные, пастозные мазки динамичным потоком сливаются к композиционному центру - изображению базилики Сакре-Кёр. Они создают объёмную, бархатистую фактуру. Небольшой по размерам холст буквально «соткан» из сотни синих, фиолетовых, краплачных, изумрудно-зелёных оттенков. Музыка цвета, экспрессия, абсолютное ощущение погружения в атмосферу шумного ночного Парижа - города, который никогда не спит. Те же эмоции навевает «Париж. Ночное кафе» (1987).
Париж, конечно, не единственный город, вдохновлявший художника. Среди европейских пейзажей можно отметить следующие работы - «Кафедральный собор в Шпайере» (1994), «Португальская деревня» (1973), «Рига» (1973), «В деревне на Рейне» (2001).

Пейзажные мотивы удивительно разнообразны: знакомые улочки и дворики города Курска, виды Москвы, старый рынок в Переславле-Залесском, солнечный берег Крыма, Судак, Феодосия, Гурзуф, уникальная природа тувинского края, удивительные виды Франции, португальские деревушки.
В работах едва найдутся два вида, которые бы напоминали друг друга. В экспозиции представлено большое количество пейзажей Феодосии, несколько видов порта Роскофф во Франции. Для каждого из них характерно собственное композиционное решение, определённый ракурс, состояние. Единственное, что их объединяет - ощущение праздника, энергичный цвет, экспрессия.
Вячеслав Конев смотрит на мир широко открытыми глазами и замечает то, что недоступно глазу простого обывателя. Мир художника - светлый и радостный, в нём нет места унынию. По-своему видит и изображает всё, что его окружает. Даже провинциальный Курск на его картинах получается каким-то европейским, праздничным. Автор создаёт своеобразную летопись города, сохраняя Курск уходящий и современный - «Улица Ленина» (1965), «Сергиево-Казанский собор» (2003), «На улице Уфимцева» (1993), «Троицкая церковь» (1979), «Октябрь. Никитская» (1990).

Отдельная тема пейзажей разных лет - изображение моря. Художник любит море и пишет его с особенным воодушевлением и энергией. Морские берега, золотистые пляжи, бухты, порты с причалами и лодками - частые мотивы.
Эти пейзажи буквально залиты солнечным светом, контрастные и звучные; им свойственна живая «пульсация цвета». Насыщенные и яркие краски наполняют пейзажи ощущением радости бытия и восхищения мощью и природной красотой морской стихии.
Море на картинах Конева всегда разное: спокойное или волнующееся, написанное при различном освещении, оно всегда эмоционально.
Таковы - «На Босфоре. Стамбул» (1991), «Порт Роскофф. Отлив» (1994), «Роскофф. Франция» (1993), «Красные крыши. Феодосия» (1983), «Сейнеры» (1983), «Феодосия. Генуэзская крепость» (1993), «Старая Феодосия» (1985), «Гранвиль. Франция» (1969), «Ночная Каимбра. Португалия» (1977), «Судак. Крым» (1977), «Рыбачьи суда. Мальта» (1991), «Порт Онофлёр. Франция» (1999), «Утро в Судаке» (1985) и др.
Наиболее экспрессивно «Чёрное море». Удивительное произведение, которое буквально захватывает зрителя в собственное пространство - в бездонную пучину бушующей морской стихии. Написанное масляными краскам на картоне, полотно представляет собой своеобразный рельеф из динамичных мазков, уложенных длинными горизонтальными штрихами. Они создают на поверхности картины плотную, объёмную фактуру.
Бурное движение набегающих волн передано вихреобразными завитками. Эмоциональное напряжение создаётся за счёт колористического решения, построенного на сочетании тревожных чёрно-синих и краплачно-винных оттенков с ударами чистой оранжевой, лимонной краски и белил.

На выставке широко представлены портреты, характеризующие художника как великолепного психолога. На них изображены люди разных возрастов, профессий, характера. Объединяет их тонкий психологизм, яркая образность. Внутренний мир портретируемого, его настроение художник раскрывает при помощи цветовой палитры. Собственное понимание натуры, авторское видение – главная черта этих работ. Художник не стремится к чисто внешнему сходству моделей, но старается заглянуть глубже и раскрыть душевное движение, «вскрыть» суть характера – «Автопортрет» (1967), «Тувинская девушка» (1955), «Портрет искусствоведа» (1965), «Портрет дочери», «Лиза» и другие. В портретах живописец также не боится экспериментировать с цветом, трактованным неожиданно и смело.

Несколько работ в составе экспозиции относятся к жанру ню - «На балконе» (2001), «Обнажённая» (1970), «Обнажённая модель» (1981), «Раковина» (1975). Женские фигуры на полотнах Вячеслава Конева написаны тонко; пластичны и выразительны. Это – своего рода «поэзия в красках», гимн женской красоте, вдохновлявшей художников различных стилей и направлений во все времена.

Натюрморты В. Конева изображают предметы быта, охотничьи и рыболовные трофеи, и, конечно, цветы. Написанные сочно и эмоционально, они воплощают идею богатства, природного многообразия. Большая роль в натюрмортах, как и в других работах автора, отводится живописной фактуре и цветовому решению – «Увядшие цветы» (1983), «Рыбы» (2007), «Тюльпаны» (1994), «Натюрморт с яблоками» (1981), «Цветы на окне» (2008), «Цветы в зелёной вазе» (1993).

Живопись Вячеслава Конева необычайно разнообразна в плане тематического и жанрового репертуара, художественных материалов, технических приёмов. Несмотря на выработанный индивидуальный почерк, благодаря которому работы его всегда узнаваемы, автор не перестаёт искать новые способы выражения. Как художник энергичный и современный, Вячеслав Васильевич постоянно экспериментирует. Оригинальность его художественного видения находит отражение в беспредметной композиции. Иногда он использует чисто формальный язык. Так, его «Регата» (1980) – своего рода импровизация на тему парусных лодок. В динамичных рядах ярких прямоугольников, треугольников и пересекающихся линий с первого взгляда трудно угадать реальный мотив. Но некоторое время спустя, можно заметить стремительный ход лодок по поверхности воды, ритмичное чередование их мачт.
Особенно экспрессивен «Танец» (1985). Зритель видит не изображение танца как такового, но ощущение бурного движения. Энергия танца выражена в эмоциональных, вихреобразных мазках, напоминающих клубки разноцветных нитей, создающих напряжённую, вибрирующую поверхность. Особенно интересно сравнить «Танец» 1977 года и вышеназванную работу, которые в экспозиционном пространстве расположены рядом. Работа 77-го года также эмоциональна, но вполне традиционна в плане предметности. Одна и та же тема раскрывается различными пластическими средствами.
«Причал» (1983) – «пограничное» произведение от предметной композиции к абстрактной живописи. Предметы сильно стилизованы, но ещё различимы. Словно следуя сезанновскому методу, он сводит изображение лодок к формам простых геометрических фигур. Предметы сгруппированы плотно друг с другом; ритм вертикалей и горизонталей задаёт мерное движение, которое ассоциируется с лёгким покачиванием на волнах.

В духе лубочных картинок написаны «Бойцовский петух» (1983) и «Мартовский кот» (2010). Последняя изображает «видавшего виды» кота, неспешно прогуливающегося по улице на фоне многочисленных домов старого Курска. Он бесшумно ступает по поверхности заснеженной земли. Задумчиво-мечтательный вид и человеческое выражение звериной морды придаёт работе иронический характер, какую-то детскую непосредственность.

Вместо заключения
Мир Вячеслава Конева удивительно богат и многообразен. Художественный язык его искусства экспрессивен, эмоционально насыщен. Оригинальность художественного видения, масштаб восприятия окружающего мира находит отражение в его произведениях. Он работает в разнообразных жанрах и техниках, не боится экспериментировать, постоянно развивается творчески.
Работы созданы крепкой, уверенной рукой мастера; их отличительная особенность - энергичный и сочный колорит, декоративно-плоскостная трактовка, богатая живописная фактура, смелое композиционное решение.
Художник трансформирует, преображает действительность в самостоятельные художественные образы. Он умеет видеть красоту простых вещей и с помощью картин помогает зрителю взглянуть на мир совершенно другими глазами.
Настоящее искусство Вячеслава Конева носит жизнеутверждающий характер, оно всегда актуально и заразительно настолько, что разные поколения художников стремятся в его мастерскую и на персональные выставки в поисках вдохновения и творческой свободы.

Анастасия Соколова,
искусствовед