Атрибуция произведений из коллекции
БУ ХМАО-Югры «Государственный художественный музей».
В 2011 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создан Государственный художественный музей путем слияния нескольких учреждений, располагающих коллекциями изобразительного искусства: Дома-музея народного художника СССР В. А. Игошева, Галереи-мастерской художника Г. С. Райшева и Художественной галереи БУ ХМАО-Югры «Фонд поколений».
Каждое из учреждений имеет собственную историю комплектования и популяризации изобразительного искусства. Реализовывались задачи по представлению творчества самобытного хантыйского художника Геннадия Степановича Райшева, произведений реалистической живописи, созданной во второй половине XX века на основе пленэрных этюдов в северных уголках Югры Владимиром Александровичем Игошевым, Фондом поколений формировались коллекции древнерусской иконописи, русской живописи и графики конца XVIII – начала ХХ веков.
Для размещения коллекций в 2001 г. было построено здание Дома-музея народного художника СССР В. А. Игошева, в 2005 г. - здание Художественной галереи Фонда поколений, в 2011 – здание Галереи-мастерской художника Г. С. Райшева. Все эти объекты имеют индивидуальное архитектурное решение, настраивающее на восприятие классического и современного искусства.
В настоящее время перед Государственным художественным музеем стоит задача научной обработки и описания коллекций. В 2012-2013 гг. на базе ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря проведена реставрация 35 произведений русского искусства из собрания музея, что позволило сделать уточненную атрибуцию некоторых экспонатов.
В частности, «Портрет старика» кисти О. А. Кипренского, имевший ранее датировку «1820-е годы», теперь датируется второй половиной 1820-х – началом 1830-х годов, и, вероятно, относится к итальянскому периоду творчества художника. Интересно, что по авторскому замыслу изображение было помещено в круг, вписанный в квадрат. Картина написана на холсте нестандартного фигурного переплетения, который использовался О. А. Кипренским при написании «Портрета Рюминой» (1826), «Портрета неизвестной в неаполитанском костюме» (конец 1820-х – начало 1830-х годов) и др.
Один из морских пейзажей, на протяжении нескольких лет представленный в постоянной экспозиции Государственного художественного музея, условно значился как произведение А. П. Боголюбова «Фрегат Разбойник», покидая Гавр, салютует французскому флоту» (1888). Перед проведением реставрационных работ специалистами ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря было проведено сравнение произведения с найденными старыми репродукциями данной картины, опубликованными в каталоге 16-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок и в журнале «Всемирная иллюстрация» (1888). При этом было отмечено несовпадение размеров с представленной на экспертизу картиной и некоторые живописные расхождения. В диапазоне УФ-излучений на обороте картины обнаружена удаленная подпись «Л. Блиновъ». Поверх, теми же красками была нанесена подпись «А. Боголюбов», имеющая общие с красочным слоем признаки старения.
Известно, что Леонид Демьянович Блинов (1867-1903) копировал работы А. П. Боголюбова. В собрании Центрального военно-морского музея находятся три копии с картин А. П. Боголюбова, выполненные Л. Д. Блиновым. Временем создания ханты-мансийской работы «Фрегат Разбойник», покидая Гавр, салютует французскому флоту» пока условно можно назвать конец XIX-начало XX века.
Подтверждена атрибуция целого ряда произведений. «Солнечный день в лесу» И.И. Шишкина (1832-1898) имеет все характерные для великого пейзажиста особенности – рисунок, приемы построения красочного слоя, характер мазка.
Картина В. Е. Маковского «В мастерской художника» (1908) также получила бесспорное подтверждение авторства.
Большой художественной и исторической ценностью обладают произведения А.П. Рябушкина (1861-1904). В собрании Государственного художественного музея есть две его работы («Стрелец», кон.XIX-нач.XX вв.; «Улицы старой Москвы», 1890-е), и авторство в обоих случаях подтверждено.
Государственный художественный музей выражает благодарность коллективу высокопрофессиональных специалистов ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, сохранившим тысячи памятников искусства и поздравляет с 95-летием со дня основания старейшей реставрационной организации России.
Литература: Каталог юбилейной выставки ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря «95 лет научной реставрации: открытия и повседневность»//«Август Борг» - Москва, 2013