Пресс-релиз
Искусство границ. Живопись и графика Людмилы Митурич
Галерея ГРОСart
Открытие состоится 14 ноября в 18.30 по адресу:
ул. Пречистенка, 30/2, сеть галерей «Артефакт»
Проезд до станции метро «Кропоткинская», «Парк культуры»
Выставка работает с 15 по 29 ноября 2013 года
Посещение с 12.00 до 21.00, без выходных
Тел.: 933 51 70 (доб. 118), 8 916 418 10 54, 8 905 778 01 47
Выставка, приуроченная к семидесятилетию художника, показывает экспозицию живописных, графических и «объектных» работ Людмилы Митурич, сумевшей не только уберечь, но и преодолеть в своей жизни массу границ и условностей. Работая в Москве с 1965 года и став членом семьи потомков легендарного Петра Васильевича Митурича, она не только смело вступает в творческий диалог со своими учителями, но и задает массу вопросов современному художественному процессу, утверждая непреложную истину о том, что художник – всегда «пограничник».
Родившись в семье военного в Хабаровском крае у границы с Китаем, Людмила Митурич (до замужества Ревзина) по собственной инициативе окончила поначалу художественно-педагогическое училище в Биробиджане. Стремясь к серьезному профессиональному росту, она с билетом «в один конец» полетела в Москву, где стала выпускницей художественного факультета Московского полиграфического института, пройдя обучение у Андрея Гончарова и Павла Захарова, в свою очередь, учеников Владимира Фаворского и Петра Митурича.
Стремясь «"вписать себя" в форму живописца», как советовал Петр Митурич, но, сохраняя и то «скульптурное» чувство графики, о котором говорил Фаворский, Людмила Митурич убедительно реализовалась в жанре ню, нередко имеющем автопортретный характер, а также пейзаже и натюрморте, представляющем собой увлекательную визуальную «ревизию» любимых предметов или необходимых вещей на «заветных полках». Уникально «опредмеченное» пространство возникает и в ее картинах на библейские сюжеты, к которым художница обращается с середины 1990-х годов. Далекие от выражения безмятежно созерцающей точки зрения на происходящие в них событийные коллизии, данные работы передают солидарность их автора с возвышенным намерением лирического экспрессиониста Александра Древина «дать почувствовать, как растут деревья, как в беспокойстве молчат небеса».
Здесь Людмила Митурич всячески отстаивает ту всепроникающую сюжетно-пластическую связь образных идей и визуально воплощающих их средств, что становится в целом характерной для модернистского искусства ХХ века. Его западные и отечественные представители в лице, например, Матисса, Руо, Моранди, Клее, Гончаровой, Удальцовой, Древина, Софроновой и других оказываются для нее близкими и понятными по духу художниками.
На первый взгляд, подобные творческие стратегии позволяют усмотреть ее артистический генезис в молодежном искусстве 1970-х годов в лице его ныне известных лидеров Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Ирины Старженецкой и др., но отнюдь не все имена в этом контексте вызывали, по мнению самой Митурич, ощутимый подъем «братских чувств».
Намного большее родство ее искусство имеет с откровенно страстной и бескомпромиссно исповедальной живописью художников «левого МОСХа», как, например, Павла Никонова, Николая Андронова, Натальи Егоршиной и др., чье профессиональное развитие осуществлялось в тесном соприкосновении с авангардными поисками отечественного послевоенного андеграунда, одними из участников которого можно считать близких нынешней семье Митуричей Юрия Злотникова, Виктора Умнова, а также Алексея Васильевича Каменского. По примеру последнего, соблюдая тонкий подвижный баланс между «опредмеченным» и «развеществленным», Л. Митурич приходит к внутренне «выстраданному» и внешне «спровоцированному» жанру «живописных объектов», ярким примером которого стали «расписные» кирзовые сапоги «Адам и Ева», выполненные в 1990 году, когда сын служил в армии на Дальнем Востоке. Им предшествовал причудливо раскрашенный «Чемодан путешествий» 1989 года, а продолжили данную линию «объекты» «Глобус», зонтик «Натюрморт», «Туфли с ангелами» (1993), «Цветной телевизор» (2002).
Почти что в духе армейской практики накладывая на реальные предметы красочно необходимый «камуфляж», художник как бы сознательно маскирует их утилитарную сущность, обнажая при этом сокрытые внутри банальных вещей неожиданно яркие образные потенции. В свете такого решения словно стираются грани между «объектным» и «живописным», индивидуальным и усредненным, пейзажно-сюжетным и натюрмортным, пространственным и предметным. Однако остаются нерушимыми границы главные: между искренним креативным порывом и циничной псевдо-художественной игрой, высоким профессионализмом и самовлюбленным китчем, добросовестной «формо-отдачей» и конъюнктурной халтурой. И здесь Людмила Митурич, оберегая территорию подлинного искусства, оказывается тем стойким «пограничником», чистые ряды которых в современной художественной практике пополняются с большим трудом.