Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Санкт-Петербург. Проект Соломона Россина «Отчий дом». ГРМ. С 1.03.201


Старушка, освещенная солнцем

Соломон Россин показывает свои картины в России впервые за последние 14 лет: его проект «Отчий дом» открывается 1 марта в Русском музее, далее следует вернисаж в NAMEGALLERY.

Имя Россина – важнейшее в истории ленинградского нонконформизма и российской живописи ХХ века. Альберт Соломонович Розин родился в 1937 году в Гомеле, в годы войны жил с родителями на Урале, в 1955-58-м годах учился в ВХПУ им. Мухиной в Ленинграде, затем в 1958-63-м – в Строгановском училище в Москве. В 1963-м художник принял решение не делать карьеру в официальной советской культуре и уехал работать учителем в село Верхняя Тойма под Архангельском. Там он продолжал заниматься живописью и принял имя Соломон Россин. В 1965-м Россин поселился в Гатчине и, работая художником-оформителем в Институте ядерной физики, начал писать циклы картин, посвященные судьбоносным историческим событиям («Бородино», «Казнь Пугачева», «Расстрел митрополита Вениамина»). Одновременно он работал над портретами первых лиц ленинградской неофициальной культуры (Т.Горичевой, В. Кривулина), «простых людей» (крестьян, горожан, цыган, пациентов психбольниц), над пейзажами сел и городков в окрестностях Ленинграда, мест Центральной и Северной России, в Казахстане и Средней Азии, на Южном Урале и в Бурят-Монголии. В 1970-80-е Россин стал единственным противовесом всей системе советской живописи с «хоровой картиной» как основным ее произведением, создав грандиозный полиптих об истории и современности нашей страны. Первая публичная персональная выставка Россина стала возможной только в разгар реформ перестройки: в 1988-м в ДК им. Свердлова. В 1989-м режиссер Я. Назаров снял документальный фильм о Россине «Один на один со временем», который показывали в Ленинграде в кинотеатре «Художественный» и в Париже в Центре Помпиду. В 1990-м художник уехал жить в город Ланьон (Франция), но сохранил свою петербургскую мастерскую и регулярно приезжал работать в Россию, которая осталась для него источником живописных образов. Россин показал более 30 выставок во Франции, в Швейцарии, других странах Европы; в 2005-м он был награжден Первой премией Осеннего салона в Париже. Картины Россина находятся в частных собраниях Европы, США и Канады, входят в коллекцию живописи Русского музея.

Куратор выставки Екатерина Андреева о творчестве Соломона Россина:
«Что показывает нам трагический художник? – задавался вопросом Ницше. – Разве не показывает он именно состояние бесстрашия перед ужасным и загадочным». Выставка Альберта Соломоновича Розина – Соломона Россина – в NAMEGALLERY совершенно музейна: это портреты и пейзажи. И, однако, художник демонстрирует именно бесстрашие перед ужасным и загадочным, потому что все многообразие его живописных композиций посвящено исследованию год за годом российского простора и российской души. Земля и люди в его картинах предстают как носители истории, и бытовой, и провиденциальной – священной или заповеданной, от которой бытовая может отклоняться, идти вразрез с заповедью. Можно сказать, что всегда неравная самой себе история собственно и есть главная героиня искусства Россина, гротескно раскрывающаяся посредством творчества другой героини художника – живописи.
Россин уже в юности понимал себя наследником русской культуры 19 века, и литературы в большей степени, чем живописи, потому что именно в литературе рождаются и русский народ, и Россия как страна с провинциями и столицами, разными сословиями и бунтарями против всех сословий. Во времена "брежневского застоя", Россин стал одной из ключевых фигур этого интеллектуального переворота и предложил в картинах и свое понимание происходящего, и портреты его участников. Он был готов рисковать, отстаивая свой взгляд на жизнь. Когда во время приема выставки неофициальных художников чин КГБ взялся орать на собравшихся, Россин сходу осадил его, тихо сказав: «Вы думаете, что искусство создается в ящиках вашего стола?»
Голос живописи Россина, если можно так сказать, отличается парадоксальностью тембра. Россин – пророчески настроенный художник-нонконформист, но он же и один из самых веселых мастеров подзапретной «второй культуры». Художник, создающий универсальный мир, конечно же, сверхчеловек и ему свойственна романтическая веселость, ледяной смех бессмертных. Но сверхчеловеком он становится не потому, что смотрит с высокой скалы, а наоборот потому, что представляет жизнь жука, как и жизнь гения, и осознает себя через смерть и утрату мира каждого. И этот навык - всегда рисуя, в танце карандаша фиксировать гротескное творчество форм жизни, удивляясь и не уклоняясь от разнообразия впечатлений, сообщает искусству Россина особенную веселую смелость непреходящего.

На фото:Старушка, освещенная солнцем