Пресс-релиз
«ВОЙНА И ЛУБОК»
16 ноября – 17 декабря 2012
Ул. Куйбышева, 92
Открытие 16 ноября, в 18.00
Ул. Куйбышева, 92, Мраморный зал
Посвящается 200-летию Победы России в
Отечественной войне 1812 года
Лубок – русская народная картинка – появился во второй половине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол» (1564). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным текстом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традиционный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.
В 1626 году лубок дебютировал в Киеве. Первоначально он развивался как религиозный. Тогда были созданы листы – «Святая Акилина», «Темница святых», «Смерть на бледном коне».
В названии последнего листа заложена тема смерти, пожинающей своей косой страшный урожай – человеческие жизни. Это одна из первых в русском народном лубке картинка, посвященная войне.
Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получивших название «Библия для бедных» (1692-1696) Бедными именовались те, кто не умел читать и писать.
Тема войны в Библии была обозначена листами «Падение Вавилона», «Апокалипсис» (лист 35), «Ополчение Христа на Антихриста» (лист 36).
Тематика лубка расширялась, становилась не только религиозной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям.
Вместе с тем лубочные картинки рассказывали о военных кампаниях того времени. Надо отметить картинку «Славное побоище Александра Македонского с царем Пором Индийским». Созданная не ранее XVII века, историческая битва между Александром и Пором состоялась в 327 г. до Р.Х. на реке Гидапс.
Победе фельдмаршала графа Салтыкова и графа Лоудона над королем Прусским и его маршалом Веделем в сражении на реке Одер, состоявшемся 30 июля 1759 года, посвящена одна картинка, Русско-турецкой войне (1770–1775) – четыре, причем одна из них представляет живейший этнографический интерес, поскольку на ней изображено народное гулянье, устроенное по случаю подписания Кучук-Кайнарджийского мира. Торжество состоялось 21 июля 1775 года на Ходынском поле в присутствии самой императрицы Екатерины II и графа Румянцева-победителя. На картинке запечатлены быки, целиком зажаренные для простого люда, фонтаны с вином, цирковые представления, плясуны и канатоходцы.
Картинка о взятии князем Потемкиным Очакова относится ко времени второй Русско-турецкой войны. События Финляндской войны – взятие крепости Свеаборг, битва при Либштадте и подвиги русских воинов – увековечены еще на нескольких лубочных гравюрах.
Генералиссимус Суворов долгое время после своей смерти (1800) занимал почетное место в лубочной гравюре, поскольку был так любим народом и особенно солдатами, что его имя стало легендарным. Славившийся своей простецкой манерой общения, хлебавший щи из солдатского котелка, умевший разговаривать со служивым людом без посредников и проявлявший притом по-народному здравый смысл и блестящее чувство юмора, этот героический противник французов заслужил всеобщее признание, и, как и Наполеону, ему долгое время возносили хвалу лубочные гравюры.
Лубок становится средством воспитания патриотизма и просвещения, наглядно демонстрируя доблесть славянских воинов, мужество и талант прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года.
Одним из первых художников, посвятивших свое творчество Отечественной войне 1812 года и поднявших на высокую ступень развития русскую сатирическую графику, является И. И. Теребенев (1778-1815). Знаменитые «теребеневские листы», получившие большое распространение и за пределами России, не утратили своего значения и для нашего времени.
На выставке представлена серия замечательных гравюр, созданных И. И. Теребеневым в 1813 году и позже повторенных по заказу Д. А. Ровинского для своего уникального труда «Русские народные картинки» и Атласа (1881). Они составили пять томов текста и атлас в семи томах с 1780 картинками, отпечатанный способом фотолитографии. Листы из Атласа «Наполеон продает с молотка похищенные антики», «Угощение Наполеону в России», «Наполеон у русских в бане» и многие другие являются классикой русской сатирической карикатуры. Листы отличаются не только своей идейной направленностью, но качеством рисунка, законченностью образов, исторической правдой. Общее количество листов, выполненных им на военные темы, достигает 52, куда входят и не подписанные им листы. Произведения этого раздела, посвященные войне 1812 года, являются главным, доминирующим и наибольшим по количественному составу всей выставки.
Русско-японская война (1904-1905) способствовала появлению качественно нового современного лубка. Переходу к изготовлению профессионального лубка способствовали ряд издательств: Товарищество И. Д. Сытина, просуществовавшее всего несколько месяцев издательство «Сегодняшний лубок». За период 1904-1916 годы военная тематика листов в творчестве ряда художников представляла собой информационно-пропагандистское издание, стилизованное под народный русский лубок и посвященное прославлению подвигов русской армии. Среди огромного количества неизвестных авторов современных лубков военной тематики выделяются листы художников В. В. Маяковского, К. С. Малевича, Г. И. Нарбута, А. Лентулова, О. Шарлемана, Д. С. Моора, А. П. Апсита и др.
Революционные события начала XX века привели к созданию нового вида лубка – агитационного. Сначала это были агитлубки, лубочные плакаты, плакаты Гражданской войны.
Затем появились ОКНА РОСТА со стихотворными текстами, его создатели знали и любили лубок. Здесь играли большую роль В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени и др.
Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Одной из его форм стали ОКНА ТАСС, а затем «Агитплакат», сыгравшие немалую роль в сплочении патриотических сил народа в послевоенном становлении страны.
В 1982 году в Москве образовалось товарищество – «Мастерская народной графики». Благодаря усилиям его инициаторов, и в частности, художника В. П. Пензина, явившегося основоположником жанра современного лубка, на основе его личной коллекции и работ «Мастерской народной графики», в 1989 году, при поддержке Всероссийского фонда культуры, в здании дома 10 по Малому Головину переулку (Сретенка), открылся «Музей народной графики», получивший в 2003 году распоряжением Правительства Москвы статус Московского государственного музея народной графики.
Работы современных художников объединяет стилистика лубка. Традиции и преемственность дают особую силу новым произведениям.
Были определены стилистические критерии современного лубка: синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы, связующее звено между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики.
На выставке представлены работы современных художников, работающих в различных техниках: линогравюры, офорта, автолитографии, резцовой гравюры и др.
В небольшом по формату изобразительном поле бумажного листа уместился текст литературного памятника «Слово о полку Игореве» автора Ю. Ноздрина. Серия «Герои Гражданской войны» художника Л. М. Хайлова. «Марш Буденного» художника В. В. Кондратьева. Талантливейшая художница Л. Х. Улыбина представила четыре работы из серии «Атаман Платов», Виктор Пензин работы серии «Моя Родина», «Сталинградская битва», «Наше дело правое», «Песни пламенных лет» и др.
Выставка «Война и лубок» состоит из семи разделов, что составляет около 170-и произведений графического искусства, показывая продолжение традиции русского лубка в наши дни. Все работы мастеров объединяет одна общая военная тема, патриотизм, любовь к Родине - России. Цель выставки – средствами изобразительного искусства показать исторический обзор военных событий с XVII по XXI век.
Самарский областной художественный музей
г. Самара, ул. Куйбышева, 92. Время работы с 10.00-17.30,
выходной - вторник
Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64
страница вконтакте – http://vk.com/event44530342
страница на facebook - www.facebook.com/events/191059921029980/